18 октября 2017, среда, 10:24
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

В каждом ребёнке есть что-то живое, настоящее

Дмитрий МИГАЛИН, 5 июня 2017
Сцена из спектакля «Сила любви» студии «Дом хрустальный». Фото: архив Ирины РУКОСУЕВОЙ.

Говорят, хороший учитель — не тот, кто способен заложить в ученика курс базовых знаний школьной программы, а тот, кто может помочь ему определиться с выбором жизненного пути, проявить свои лучшие качества, заразить позитивным отношением к жизни.

На это способен не каждый педагог, а в екатеринбургской гимназии № 104 как минимум два таких учителя. Учитель химии Ирина Альбертовна РУКОСУЕВА в свободное от основной работы время (22 учебных часа химии в неделю) руководит литературно-музыкальной студией «Дом хрустальный». В настоящее время в ней уже занимаются дети первых студийцев. Коллектив многократно становился победителем и призёром районного и городского конкурсов чтецов, фестиваля «Песни в кругу друзей» и городского фестиваля театров «Дверь на сцену». Учитель русского языка и литературы Юлия Борисовна СИТНИКОВА сверх 26 учебных часов ведёт занятия в театральной студии «Маски». Коллектив студии тоже становился победителем и призёром конкурса «Дверь на сцену», а в 2017 году студия «Маски» вышла на международный уровень. Спектакль-антиутопия «Читать!», сыгранный на английском языке, по итогам заочного тура вошёл в восьмёрку спектаклей-финалистов Международного фестиваля театров старшей школы Juventafest, проводимого в Боснии в сентябре 2017 (участники спектакля получили грант — организаторы покрывают расходы на проживание и полное обеспечение участников во время фестиваля). Ребята сыграют свой спектакль в Сараево в один из фестивальных дней.

— Не могу не задать вопрос: как вы мотивируете себя заниматься столь непростым делом дополнительно к учебной нагрузке?

И.Р.: Не люблю слово «мотивация»… Мне всегда нравилось петь. А любовь к литературе привили учителя в школе. Ну, наверно, в первую очередь мы работаем для детей, а не потому, что нам хочется. Но не скрою, очень приятное чувство, когда ты что-то сделал, и это именно то, что важно в данный момент детям. Иной раз репетиция получается даже интереснее, эмоционально насыщеннее конечного продукта — спектакля или концерта.

Ю.С.: Я уже не могу по-другому существовать. Это образ жизни: постоянный совместный творческий поиск, возможность передать то, что у нас, взрослых, есть, увлечённые дети…

— А детей мотивировать не приходится?

Юлия СИТНИКОВА. Фото: предоставлено собеседником.

Ю.С.: Вы знаете, мы часто репетируем по утрам перед занятиями. Собираемся в зале в 8.00, а то и в 7.30 (уроки начинаются с 9-ти). Однако когда до премьеры остаётся несколько дней, дети сами предлагают: «Давайте встретимся в 7.00. Надо кое-что отработать». Недавно сделали с ними спектакль-антиутопию «Читать!» на английском языке. Чтобы успеть выслать работу на конкурс Juventafest, пришлось буквально за неделю перевести текст на английский и отрепетировать. Я, скажу честно, слабо верила в успех. Но дети заявили: «Вы что, Юлия Борисовна! Отступать ни в коем случае нельзя!»

Поэтому как-то специально мотивировать наших детей не нужно. В них есть нечто живое, настоящее. Они не стали потребителями, готовы себя тратить, выкладываться перед зрителем. Ну и зрителям, школьникам, важно, что с ними со сцены говорят ровесники, так убедительнее получается.

И.Р.: Мы не берём готовые пьесы, спектакли. Это скучно. Свои спектакли мы создаём из классических произведений, но вкладываем новый смысл. Например, недавно создали «Силу любви». Это пять композиций, соединённых между собой единым сюжетом, танец выступает как связующее звено. Любовь как встреча и смерть как итог. За основу мы взяли классические сюжеты любви Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Сирано и Роксаны, Дон Кихота и Дульсинеи, Валентина и Валентины, только перенесли их действие в современность. И постарались сделать светлую позитивную концовку — всё же нет смысла умирать за любовь. Приятно было видеть, с какой увлечённостью работали над спектаклем дети! И зрители восприняли потрясающе.

У нас есть младшая студия, в которой занимаются ребята из 7—8 классов. И их тоже не приходится уговаривать, они по-настоящему увлечены. Сейчас создаём с ними спектакль по произведениям ЛОРКИ и ПУШКИНА.

— То есть, за уши тянуть не приходится?

И.Р.: Вы знаете, дети у нас удивительные. Мне кажется, они могут всё. Хотите сыграть — сыграем. Надо учиться — будем учиться.

Ю.С.: Сцена даёт стрессоустойчивость, умение убеждать, работать в команде. У нас даже девиз появился: любой «косяк» превратим в метафору…

И.Р.: Да, у ребят колоссальная взаимовыручка. Помню, у нас во время спектакля один из актёров забыл слова. Второй это понял и прикрыл его своей импровизацией. Так зрители даже не поняли этого! Мне потом сказали: как хорошо играл первый, а второй что-то бубнил на его фоне.

— Что побуждает гимназистов прийти заниматься в ваши студии?

Ю.С.: Впечатляются спектаклями, иногда приходят за компанию. Но потом загораются по-настоящему.

Ирина РУКОСУЕВА. Фото: предоставлено собеседником.

И.Р.: Как ни крути, дело это полезное. Дети учатся не бояться, подавать себя. Интересно видеть этот контраст, когда человек только начинает заниматься, жмётся к заднику сцены, разговаривает тихим голосом. И потом, когда становится уверенным в себе. Вся экспрессия — в зал, носки ботинок нависают над краем сцены… Дети учатся чувствовать более глубоко, читать литературу. Сначала роль, потом произведение целиком.

Ю.С.: Это срабатывает и в отношении зрителей. Часто на уроках литературы дети приводят аргументы, которые слышали во время спектакля.

И.Р.: Есть зрители, которые ходят на каждый спектакль, даже на повторы.

Ю.С.: Когда мы записывали на видео спектакль для фестиваля Juventafest — а происходило это в ДК Железнодорожников, с нами попросились ребята, которые не занимаются в студии. Хотели просто ещё раз посмотреть спектакль.

— Многие ваши воспитанники, должно быть, видят себя профессиональными артистами?

Ю.С.: Есть такие, которые хотят в актёры или ищут профессию, позволяющую творчески самовыразиться. Никогда не забуду, как мы ездили студией на базу, чтобы проводить наших одиннадцатиклассников, так сказать, во взрослую жизнь. И я с удивлением услышала от детей такую мысль: «Заработаем денег и создадим свой театр, в котором будем играть взрослыми!» Мечта наивная, но значит, они хотят продолжать! Некоторые действительно уходят в сферу искусства. Например, одна моя ученица поступила в Челябинский институт культуры, другая — учится на хореографа.

И.Р.: Один из моих выпускников работает в ТЮЗе. Но вообще-то мы всячески отговариваем ребят от актёрской карьеры. Научиться себя выражать — да, но не идти в театральный. Однако же обучение в студии неизбежно оказывает глубокое влияние на ребят, на их судьбы. Один мальчик мне сказал: «Отучусь в вузе, приду работать в нашу школу историком». Я ответила: «Прекрасно! Тогда я передам тебе студию!» Он задумался на некоторое время, и потом очень серьёзно заявил: «Тогда я точно приду!»

— Студийные наработки помогают в преподавательской деятельности?

И.Р.: У меня 32 часа на всю органическую химию. Наверно, этого времени недостаточно для актёрства. Хотя театральные приёмы привлечения внимания, безусловно, использую. Возможно, некоторые из учеников видят во мне требовательного педагога. Но зато несколько детей у меня написали ЕГЭ по химии на 97—98 баллов. Во всероссийском химическом турнире в Санкт-Петербурге, кстати, приняли участие три команды от нашей гимназии, причём одна от студии «Маски», которая называлась «Химическая мощь», а вторая из студийцев «Дома хрустального» — «Бензольное кольцо». Это очень здорово!

На сцене — студия «Маски». Фото: архив Юлии СИТНИКОВОЙ.

Ю.С.: Ну, а у меня всё проще: театральная педагогика в преподавании литературы — незаменимый помощник. Даже банальное, казалось бы, чтение по ролям. Например, чтобы передать разговор Онегина с Татьяной, чтобы лучше понять персонажей, большое внимание нужно уделить культурологическому аспекту. А потом, поняв предлагаемые обстоятельства, сыграть, прочувствовать. В такой логике какие-то ситуации лучше доходят до сознания. Опыт вне себя становится собственным опытом. И появляется интерес, желание читать больше и размышлять. Ребята даже в процессе работы слоган придумали: «Книги не спасут мир, но научат нас думать».

— Как вы оцениваете уровень школьного образования в Екатеринбурге?

И.Р.: За наше образование совершенно не стыдно. Показательно, что наши дети, поступив в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, чувствуют себя королями. Полученные знания позволяют спокойно учиться в МГУ и СПбГУ.

Ю.С.: На финале всероссийского конкурса «Учитель года» довелось пообщаться с коллегами из многих регионов России. И я поняла, что у нас всё хорошо. И в плане финансирования, и в плане организации труда, и в плане подготовки выпускников. Главное, детям дают свободу выбора, а учителям — свободу в организации учебного процесса.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook