19 июня 2018, вторник, 13:46

Конструируют здоровье

Как научить школьника правильно питаться Надежда БАЯНДИНА, 27 февраля 2018
Повара школы № 11 слышат в свой адрес только комплименты. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

Здоровье, как конструктор, складывается из разных «деталей». Это и хорошая экология, и физическая активность, и стрессоустойчивость, и, конечно же, правильное питание. На какие-то факторы повлиять проблематично, но большинство вполне поддаются коррекции. В частности, питание. Ему в школе № 11, расположенной в Верх-Исетском районе, уделяют повышенное внимание. И результат — налицо: рост числа учащихся, охваченных горячим питанием, с 93% в 2011 году до 98,5% в прошлом. Недаром образовательное учреждение было выдвинуто от района на общегородской смотр-конкурс на лучшую организацию питания обучающихся в 2017/2018 учебном году.

…Школьная столовая небольшая (всего на 100 человек), но уютная. На стенах — плакаты: тут тебе и пирамида питания, и список питательных веществ, и памятка о том, «что полезно есть». Улыбчивые повара вынимают из пароконвектомата очередную порцию горячего — в этих чудо-машинах (их здесь две) бережно сохраняются все полезные вещества. Перед вывешенным на всеобщее обозрение меню замирают две подружки: что бы взять к гарниру — рыбу или курицу? Ничего удивительного: в школьной столовой, где посменно обслуживают 743 учащихся, не считая педагогов, есть выбор из нескольких блюд.

В книге отзывов и предложений — только приятные слова:

«Спасибо нашим замечательным поварам за то, что готовят для нас разнообразные и вкусные блюда, всегда свежие и аппетитные!», «Благодарим работников столовой за то, что учитывают наши пожелания», «Покушаешь, и сразу же чувствуешь прилив сил!»

Про пожелания, кстати, написано не просто так. Учащиеся 11-й школы действительно могут влиять на меню.

— В первом учебном полугодии наши дети изучили школьное меню на предмет соответствия принципам здорового питания; посмотрели, с какой частотой там появляются блюда из мяса, рыбы, творога, овощей, и по результатам анализа высказали пожелания. В частности, попросили увеличить количество рыбных блюд, что и было сделано во втором полугодии, — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Валентина ЗВОРЫГИНА.

Учащимся предлагается несколько блюд на выбор. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

А ведь когда-то всё было иначе. Анкетирование, проведённое с участием родителей и учеников несколько лет тому назад, выявило, к примеру, что только 64% взрослых и 24% детей знакомы с основными принципами здорового питания. Некоторые учащиеся признавались, что «не желают завтракать перед школой», другие «завтракают, но предпочитают еду всухомятку». Многие «не любят супы и каши». Между тем правильное питание школьников — залог их здоровья, успеваемости и нормального развития.

Эту мысль несут в себе сразу две программы, реализуемые в школе: «Разговор о правильном питании» и «Конструктор здоровья».

Первая — федеральная, её координатором в нашем городе выступает Городской центр медицинской профилактики. В Екатеринбурге она реализуется с 2003 года и входит в Стратегический план развития города (проект «Здоровье маленьких горожан»). В 11-й школе программу взяли на вооружение ещё в 2007 году.

А в 2011-м внедрили собственную — «Конструктор здоровья», направленную не только на формирование культуры питания, но и на сохранение психологического здоровья (так, в рамках проекта «Помоги себе сам» ребята исследуют ближайшие территории и отмечают на карте детско-подростковые клубы, центры детского творчества и другие места, где можно себя реализовать), на поддержание физической формы (на перемене волонтёры проводят для учащихся начальной и средней школы весёлые разминки), на сохранение народных традиций (школьникам, в частности, предлагается переделать сказки на «здоровый лад») и т. п.

Программы прекрасно дополняют друг друга. Например, инструкторы ЗОЖ, подготовленные в рамках «Конструктора здоровья», участвуют и в «Разговоре о правильном питании». Отлично вписалась в федеральный проект и творческая мастерская «Конструктора…» под названием «Завтрак школьника». Ребята изучают полезные свойства продуктов, составляют меню школьного завтрака, а потом проводят его презентацию.

А ещё в школе проходят открытые занятия для учащихся и лекции для родителей на тему правильного питания, родительские (они же — потребительские) конференции с дегустацией в школьной столовой обедов. Тема вкусной и полезной пищи регулярно поднимается классными руководителями и на родительских собраниях. Тогда же папы и мамы обучающихся получают памятки о правильном питании. А в декабре родители вместе с детьми приняли участие в Дне национального блюда. Мероприятие прошло в виде ярмарки, в ходе которой каждый класс презентовал свой национальный стол.

— Мы тесно сотрудничаем с родителями, ведь именно они формируют привычки, которые дети проносят потом через всю жизнь. И важно, чтобы эти привычки были здоровыми, — подчёркивает куратор программы «Конструктор здоровья», заместитель директора школы по правовым вопросам и безопасности Анна ФИЛИППОВА. — Дети же, которые постоянно делают проекты по правильному питанию и даже рассказывают о важности этого компонента ЗОЖ другим ученикам и родителям, лишний раз задумаются, что съесть: хот-дог или суп. И, надеемся, сделают верный выбор.

Цифры и факты

За период с 2011 по 2018 гг. в школе подготовлено не одно поколение инструкторов-пропагандистов ЗОЖ: более 50 человек. Реализовано свыше 15 проектов в области здоровьесбережения: «Синхронизация режима дня и циркадных ритмов как универсальный фактор адаптации школьников к учебным нагрузкам», «Симптоматика магниевой недостаточности у школьников», «Значение антиоксидантов для укрепления иммунитета школьников» и другие. Учащиеся неоднократно становились дипломантами и призёрами различных конкурсов, получали признание на научно-практических конференциях разного уровня — от школьных до всероссийских.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF