20 июня 2018, среда, 02:38

«Ласточки» полетят между регионами

Лев КОЩЕЕВ, 24 ноября 2017
Скоро на дороги страны вылетит еще одна "Ласточка" Фото: Лев Кощеев

Об этом и многом другом рассказал вчера на большой встрече с журналистами генеральный директор предприятия «Уральские локомотивы» (совместное предприятие Группы "Синара" и немецкого концерна Siemens) Александр Салтаев.

Созданное всего несколько лет назад промышленное предприятие по праву можно считать одним из наиболее успешных в России.  Главный критерий – это, разумеется, производительность труда, поскольку именно с ней в нашей экономике большие проблемы. Средняя годовая выработка на одного работника завода – 8,8 миллионов рублей, по этому показателю «УЛ» занимает седьмое место в российской машиностроительной отрасли.

Сегодня на заводе работает три с лишним тысячи человек, не только пышминцы, но и екатеринбуржцы. Реконструированные несколько лет назад цеха, новейшее оборудование – всё это обеспечивает весьма и весьма хорошие условия труда. При этом средняя зарплата по предприятию – примерно 46 тысяч рублей.

Общеизвестно, что электропоезд «Ласточка» - проект иностранный. Но это, как темпераментно показывал и доказывал Салтаев журналистам в цехах, никак не означает, что в России происходит лишь «отверточная сборка». Самая сложная и деликатная часть скоростного поезда – это колеса, колесная тележка вагона. Любое отклонение от идеальной формы на скорости в полторы сотни километров в час будет создавать сильнейшую вибрацию. Вращающиеся в ураганном темпе детали испытывают жесточайшие нагрузки.

DSC_4797

Так вот, колеса для «Ласточек» изготавливают в Верхней Пышме. А в целом колесная тележка состоит из российских деталей практически полностью, за исключением черной пластиковой «груши» пневмоподвески.

В производстве поезда всесторонне задействован потенциал наших оборонных и ракетно-космических предприятий. Скажем, полые оси вытачивают на знаменитом заводе в Мотовилихе -  эта деталь сильно напоминает орудийный ствол, а уж их производство пермяки за несколько веков освоили блестяще. Пульт управления и значительный спектр другого электронного оборудования изготавливают в екатеринбуржском «НИИ автоматики». Так что «Ласточку» по праву можно назвать «космическим кораблем, летящим по рельсам».

DSC_4905

Подкрепляет эту метафору то, что лобовой обтекатель электропоезда делают в «макеевском» ракетном центре в Миассе. Словом, для изготовления этих электропоездов сформирована широчайшая внутрироссийская сеть кооперации, целый машиностроительный кластер. Уровень локализации сегодня превысил 80%. Больше половины российской «части» поезда производится в уральских регионах, другие центры производства – Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленобласть. Хотя далеко не всё оказывается «по зубам» россиянам: скажем, приходится закупать в Испании внутренние пластиковые панели.

И перспективы производства «Ласточек» самые оптимистичные. В качестве внутрирегиональных экспрессов они сверхвостребованы пассажирами. Например, билета на такой поезд до Нижнего Тагила надо брать за несколько суток. Аналогичный опыт принесло начало эксплуатации «московского кольца»: поток пассажиров всё больше, они просят лишь об одном – уменьшить интервалы движения. То есть увеличить число задействованных поездов. Поэтому там, где «Ласточки» уже ходят, они будут ходить еще чаще, и будут появляться всё в новых регионах, на всё новых направлениях.

DSC_4928

Существующий контракт с «РЖД» предусматривает поставку 1200 вагонов до 2023 года. Однако независимые эксперты убеждены, что этим дело не закончится, до 2030 года российским железным дорогам понадобится еще порядка семисот вагонов.

В нынешнем году в Верхней Пышме освоили производство «Ласточки Премиум» - поезда повышенной комфортности. А в ближайших планах «дальнобойная» «Ласточка», которая сможет без дозаправки преодолевать в течение дня туда-обратно плечо в 700 км. Такие изделия смогут выполнять роль дневных скоростных поездов между центрами регионов. Для наглядности: от Екатеринбурга такой поезд мог бы доехать до Ижевска. Или Уфы. Или соединил бы Тюмень с Пермью.

DSC_4934

Техническое задание на такую модификацию с заказчиком уже согласовано, через год должно появиться уже три поезда. Судя по всему, несколько сложнее судьба другого проекта – «Ласточки» дизельной. На заводе убеждены, что необходимость для неё есть. Многие линии, где есть платежеспособный спрос на перевозки, в обозримой перспективе электрифицированы не будут: регион Сахалина, Ханты-Мансийский округ, Калининградская область.

Естественно, не могли мы не поинтересоваться перспективами производства в Верхней Пышме поезда «Сапсан». Тема настолько деликатна, что магическое слово вообще избегают употреблять, заменяя его технически корректным «высокоскоростной поезд». По словам Салтаева, мощности на заводе для этого есть. Слово – за немецкими партнерами…



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF