21 июня 2018, четверг, 07:17

Дрессировщик Тофик Ахундов: «Разговариваю с бегемотами на их языке»

Продюсерский центр Гии Эрадзе представляет шоу «Гиппопотамус» Надежда БАЯНДИНА, 30 мая 2018
Фото: Надежда БАЯНДИНА.

Считаете бегемотов неповоротливыми? Вы просто не видели их в манеже цирка! Эти «тяжеловесы», более полутора тонн каждый, выполняют команды не хуже собаки: могут сесть, лечь и даже перекатиться с одного бока на другой, как это делает пёс, напрашивающийся на ласку. Народный артист России Тофик АХУНДОВ называет этот трюк «пируэтом». К слову, о Тофике. Он — единственный в мире человек, которому удалось обучить группу гиппопотамов всем этим цирковым приёмам, заявили на пресс-конференции, предварившей премьеру программы в Екатеринбургском цирке.

Число животных, собранных в новом шоу продюсерского центра Гии ЭРАДЗЕ «Гиппопотамус», поражает: целых 7 (!) видов обезьян, караван верблюдов, более десятка собак: лайки, самоеды и далматины… Но главных героев программы доставили в наш город в фургоне с бассейном. Чтобы прокормить одного такого «артиста», требуется порядка 30 килограммов сырых овощей и сена ежедневно. Да, бегемоты — вегетарианцы. Но пусть это не вводит вас в заблуждение, как и обманчиво добродушный вид этих парнокопытных. На самом деле гиппопотамы очень опасны. В Африке от них погибает больше людей, чем от крокодилов, тигров и львов.

— Бегемоты весьма агрессивны, — свидетельствует дрессировщик. — Поэтому я всегда начеку. В сафари-парках на них можно смотреть только из машин. Это стадные животные, которые никого не пускают на свою территорию. Официально я работаю с гиппопотамами с 1976 года, и за всё это время ни разу не зашёл к ним в вольер. Не хочу рисковать. Дружба дружбой, а служба службой.

Нынешний состав (третий по счёту) к Тофику доставили спецрейсом из израильского сафари-парка в годовалом возрасте: у «малышей» ещё даже зубы толком не прорезались. И всё же это были настоящие дикари! В Сочи, где тогда находился дрессировщик, бегемоты прибыли в дубовых клетках.

— Когда я только начал с ними работать, по периметру манежа выставлялись железные контейнеры, чтобы гиппопотамы не сбежали. Сами мы в целях защиты держали в руках омоновские щиты, — вспоминает дрессировщик. — Постепенно усмирили, хотя стопроцентной уверенности в собственной безопасности всё равно нет. Была у меня одна артистка — Жужа. Уж насколько умна, насколько спокойна и покладиста — работала и с собаками, и с обезьянами. Я её даже возил несколько раз на телевидение и сажал ей на холку своего годовалого ребёнка, чтобы сделать хороший снимок. И та однажды так меня долбанула, что я отлетел на 5 метров. Месяц потом работать не мог.

Как же народному артисту России удалось установить с этими строптивцами контакт? С помощью голоса.

— Разговариваю с бегемотами на их языке, — говорит Тофик. — В каждом зоопарке, где я бывал, — а таковых очень много — я вызывал гиппопотамов на голос. Ну и чутьё, конечно, надо иметь.

Дрессурой бегемотов Тофик увлёкся в 1972 году, находясь на стажировке в Германии. Немцы, по словам артиста, вывели этих животных на цирковую арену ещё до войны. Но с группой не работал никто. А «артисты»-одиночки максимум на что были способны — это открыть-закрыть рот да пройтись по манежу.

— Захотелось стать первым в мире человеком, который сможет заставить бегемотов выполнять настоящие трюки, — признаётся Тофик.

Сегодня у него три тяжеловесных «артиста»: Аида, Яна и Злата, причём Злата — мальчик. Просто пол у бегемотов с абсолютной точностью можно определить только по достижении ими двух лет, поэтому ошибка зоолога простительна. Сейчас гиппопотамам по 9 лет, так что они ещё будут расти.

8 Цирк_2-правильный-АВТОРТофик АХУНДОВ научил бегемотов поистине уникальным трюкам. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

Бегемоты, впрочем, не единственная изюминка шоу. Захватывающие дух трюки представят зрителям акробаты на джамперах, гимнасты в ренских колёсах, жонглёры на моноциклах и другие участники программы.

Будет даже «номер для взрослых», в котором в качестве реквизита используется кровать. Нет-нет, смотреть его можно (и нужно) всем, в том числе детям. Но по достоинству оценить романтическое свидание Екатерины ЗАПАШНОЙ и Константина РАСТЕГАЕВА под куполом цирка смогут только те, кто уже перешагнул порог 18-летия, считают задействованные в номере артисты (между прочим, супруги и родители очаровательной дочурки).

И уж наверняка взрослые (прежде всего мужчины) оценят артисток балета — длинноногих красавиц в роскошных и откровенных нарядах. Подтанцовке в каждом шоу Гии Эрадзе отводится очень большая роль. И костюмам тоже. Расшитые перьями и камнями, они весят по 3—5 килограммов каждый! Поэтому украшающие каждый номер девочки должны быть не только высокими (от 160 см), красивыми и талантливыми (хореографическая подготовка обязательна), но и сильными. Кстати, кастинг кандидаток на роль артистки балета готовы устроить прямо в Екатеринбурге.

DSC07316Всю программу на арене цирка — длинноногие красавицы. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

— Ждём на просмотр всех желающих! — объявила Екатерина Запашная.

Прямая речь

Чувствуется столичный размах

Народный артист России Тофик АХУНДОВ:

— В Екатеринбурге я впервые, хотя директор вашего цирка Анатолий МАРЧЕВСКИЙ не раз меня приглашал. Однако из-за частых зарубежных гастролей я долго не мог сюда выбраться. Мы с супругой Людмилой объехали с нашими питомцами почти весь мир. Выступали в США, Мексике, Японии, Сингапуре, Гонконге, Австралии, Новой Зеландии… Только в Африке не были!

Рад, что наконец к вам приехал. Я в Екатеринбурге третий день, и мне здесь очень нравится. Чувствуется столичный размах.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF