Уралтрансмаш отмечает 200-летие

Иван БОГАТЫРЁВ, 7 сентября 2017
Самоходки» Уралтрасмаша превосходят зарубежные аналоги… Фото: предоставлено пресс-службой завода.

Уралтрансмаш — один из старейших на Урале и в Российской Федерации, единственный в стране производитель самоходных артиллерийских орудий.

Судьба предприятия тесно переплетена с историей Российского государства. Первый выпуск продукции датирован 8 сентября 1817 года.

Своим появлением Уралтрансмаш обязан золоту. В начале ХIХ века на месте современных цехов по распоряжению главной конторы Екатеринбургских заводов была пущена Мельковская золотопромывальная фабрика. 12 лет — до того, как жила не иссякла, предприятие щедро пополняло государственную казну. Потом — закрытие и запустение, пока заброшенный комплекс не привлёк внимание главного механика уральских заводов англичанина П. Э. ТЕТА. Он решил организовать частное предприятие для «приготовления разного рода машин». Мельковская мануфактура стала крупным производством, к концу ХIХ века значилась в восьмёрке лучших предприятий России. А продукция — паровые машины и котлы, металлообрабатывающие станки, подъёмные краны, локомобили, прокатные станы, золотопромывальные драги — славилась отменным качеством и пользовалась большим спросом.

После революции 1917 года и национализации завод сохранил машиностроительный профиль, в 1928-м получил название «Металлист». В 1936 году освоил выпуск буровых станков, нефтяных качалок, скважинных насосов, прочей продукции для добычи углеводородного сырья и полезных ископаемых. В годы финской войны здесь изготавливались миномёты и производилась отливка стальных авиабомб.

С первых дней Великой Отечественной войны машиностроительный завод «Металлист» приступил к выполнению военных заказов по отливке корпусов мин, изготовлению миномётов. Осенью и зимой 1941 года в производственных корпусах разместились эвакуированные предприятия — из Москвы, Подольска и Сталинграда. Через 39 дней после начала монтажа оборудования был изготовлен и отправлен на фронт первый лёгкий танк Т-60…

Самоотверженным трудом коллектив предприятия внёс свой вклад в победу над фашизмом: 1 238 лёгких танков Т-60 и Т-70 изготовили в начальный период войны, 7 437 комплектов различных агрегатных узлов ходовой части для танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок СУ-85 и СУ-100 на танковой базе выпустили, начиная со второго полугодия 1942 года и до конца войны, 16 451 комплект узлов и деталей произведено для бронированных корпусов Т-34, СУ-85, СУ-100, ИС-152, ИС-2 и ИС-3.

За успешное выполнение заданий ГКО указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1945 года завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В послевоенное время выпуск оборонной продукции на Уралтрансмаше продолжился — предприятие выпускало запчасти для танков и САУ. В 60-х годах прошла глубокая реконструкция, что позволило освоить изготовление полного цикла сложной военной гусеничной техники.

В 90-е годы ХХ века конверсия тяжело ударила по всему оборонному комплексу страны. Предприятия судорожно искали возможность выжить. И когда в 1992 году Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление предложило уральским заводам в рамках реализации федеральной программы по производству электротранспорта для городов России взяться за организацию производства трамваев, уралтрансмашевцы ухватились за эту идею.

Первый трамвайный вагон — 71-401, изготовленный в Екатеринбурге на Уралтрансмаше, увидел свет 10 октября 1997 года. В 1999-м на линию вышла его модифицированная модель — 71-402. В 2002 году в Казань поставили 10 вагонов данной серии, что стало на тот момент рекордом для завода. В 2003-м на Европейско-Азиатском машиностроительном форуме, который проходил в Екатеринбурге, представили новую разработку уралтрансмашевских конструкторов — трамвай модели 71-403. В марте 2006-го для испытаний в ТТУ Екатеринбурга поставили вагон модели 71-405, в 2008 году началось его серийное производство.

Уралтрансмашевские трамваи колесят по многим городам России. Фото: предоставлено пресс-службой завода.

Сегодня трамвайное производство — одно из основных направлений деятельности ОАО «Уралтрансмаш».

Последнее десятилетие показало, что время самостоятельного выживания предприятий в условиях рынка прошло. В 2009 году Уралтрансмаш вошел в научно-производственную корпорацию «Уралвагонзавод». Появились дополнительные возможности обновления, оптимизации производственных процессов. Сегодня ОАО «Уралтрансмаш» — стабильно работающее и динамично развивающееся предприятие.

По случаю юбилея 8 сентября на территории Уралтрансмаша состоится праздничный митинг, концерт военного оркестра, в небо будет запущено 200 воздушных шаров, а также проведена легкоатлетическая эстафета на приз газеты «За победу!».



Новости по теме

Прошёл тест-драйв трамваев Служба репортёров, 23 января 2016
Производства ОАО «Уралтрансмаш».
Трамвай на «батарейках» — не фантастика Евгений СУСОРОВ, 15 мая 2012
Будущее российских мегаполисов — за электротранспортом, работающим на автономной тяге без использования контактной сети...
Трамвайное пополнение екатеринбург.рф, 17 декабря 2011
Администрация Екатеринбурга в рамках реализации поручения Александра ЯКОБА и Стратегического плана развития муниципального образования приобрела пять новых трамвайных вагонов модели 71-405 производства ОАО «Уралтрансмаш»...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF