24 июля 2018, вторник, 21:30

Как навести порядок в городе

Учёные УрО РАН выяснили, откуда на улицах берутся пыль и грязь Ольга ЗЫРЯНОВА, 19 апреля 2018
Фото: архив редакции.

Пока одни строят версии, откуда на улицах пыль и грязь, и ищут виноватых, в Администрации города Екатеринбурга решили выяснить наверняка. Опытным и научным путём. Ведь устранить последствия можно только зная причины.

В 2017 году учёные Института промышленной экологии Уральского отделения Российской академии наук (ИПЭ УрО РАН) по заказу городской Администрации подготовили отчёт, в котором путём изучения городской среды и лабораторных исследований определили источники и причины загрязнения территории уральской столицы.

Что говорят исследования?

Над исследованием в течение года работали 11 учёных — кандидаты физико-математических, биологических наук и т. д. Они отбирали пробы снега, почвы, поверхностного грязевого осадка во все времена года и подвергали их гранулометрическому и химическому анализу. Причём пробы брались на разных «функциональных зонах городской территории»: на автотранспортной (дороги, парковки), дорожной (тротуары), зелёной (газоны, детские площадки, парки) и хозяйственной (дворовые, контейнерные площадки). Таким образом, было исследовано 76 функциональных участков, дана их оценка с точки зрения уборки и технического состояния в зимний, весенний, летний и осенний сезоны. Всего с этих участков было отобрано 138 проб, которые затем детально исследовались в лабораторных условиях.

— Невозможно выделить одну причину: откуда в мегаполисе пыль и, как следствие, грязь, но можно смело утверждать, что на их образование влияет целый спектр факторов, — отметил научный руководитель и ответственный исполнитель отчёта, заместитель директора ИПЭ УрО РАН Илья ЯРМОШЕНКО. — Согласно нашему исследованию, есть несколько основных причин образования грязевого осадка в Екатеринбурге. Это: абразия дорожных покрытий, разнос твёрдого материала с мест неорганизованных парковок, разнос грунта с участков с нарушенным или отсутствующим покрытием за счёт ветра и поверхностного стока, разнос грунта из отвалов и строительных материалов из куч.

Впрочем, в исследовании выявлено и то, какая из указанных причин наиболее заметно влияет на образование грязевого осадка. В частности, 47% — доля неправильной парковки автомобилистов и автомобильная загруженность мегаполиса: все эти действия несут свои санитарные последствия для городской территории. При этом 42% влияния на образование грязевого осадка оказывает нарушенное или отсутствующее покрытие, включая отложенную рекультивацию, 34% — последствия земляных, ремонтных и строительных работ, а 29% — поверхностный перенос с прилегающих участков. Напомним, где бы ни образовался грязевой осадок, согласно исследованиям, он разносится по всей территории города.

— В результате исследования стало очевидно, что автотранспортная и дорожная функциональные зоны, то есть дороги и тротуары города, убираются гораздо качественнее, нежели дворовые территории, — пояснил Илья Владимирович. — Об этом говорят лабораторные исследования проб, полученных со всех четырёх участков, в сравнении. Тем не менее, как было нами доказано, достаточно 2—3 дней, чтобы грязь с придомовых территорий равномерно разнеслась по всему мегаполису (это происходит из-за автомобилей, людей, ветра).

Где таится причина?

Один из выводов: убирать пыль, выметать мусор и вывозить снег необходимо не только с улиц и тротуаров уральской столицы, что делается городскими службами благоустройства регулярно, но и из дворов. А это уже компетенция обслуживающих многоквартирные дома организаций.

Как показывает практика, управляющие компании (ТСЖ и т. д.) предпочитают обходиться сокращённым перечнем работ по уборке дворовых территории. В зимнее время это максимум очистка автомобильного проезда и придомовых тротуаров от снега, при этом, заметим, за пределы города снег из дворов никто не вывозит (как делают это дорожные службы Екатеринбурга и районов), осадки копятся и остаются во дворах до весны таять. В другие сезоны уборка придомовой территории ограничивается работой дворника, главные помощники которого — метла и лопата…

— Повлиять на то, чтобы во дворе проводилась более качественная уборка, в силах самих жителей, — пояснили в Комитете по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города. — Достаточно организовать собрание и проголосовать за то, чтобы управляющая компания производила не только уборку территории, но и вывоз снега, следила не только за чистотой тротуаров и дорожек, но и за внешним видом и содержанием газонов, парковок для машин. Об этом говорится в Жилищном кодексе РФ. Увы, психология большинства жителей (потребителей коммунальных услуг) такова, что они не ощущают свою ответственность в принятии тех или иных решений, проще — требовать с других.

Самый яркий пример — выгул домашних животных во дворе собственного же дома. Как минимум странно, если не сказать больше, ругать управляющую компанию и службы благоустройства за непорядок в городе, если с вашей подачи детские площадки, скверы, тротуары без зазрения совести и вопросов к самому себе превращаются в «сортир для четвероногих»…

Что делать городу и жителям?

Помимо причин и следствий, авторы отчёта об определении источников и причин загрязнения городской территории дают ряд рекомендаций, как добиться чистоты в мегаполисе. В числе советов — повышение требований к состоянию покрытий во дворах, замена газонов в теневых участках, даже внедрение нового типа асфальтового покрытия, который будет идеален при любых вредностях уральского климата… В Администрации города эти советы уже приняли во внимание.

Обслуживающие дом организации должны не только убирать, но и вывозить снег. Фото: архив редакции.

— Рекомендации по снижению грязеобразования в городе и задачи по решению этих проблем, данных авторами исследовательской работы, мы уже включили в два основополагающих документа, — комментирует и. о. председателя Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга Татьяна САВИНА. — Во-первых, — в разделы № 3 (о жилищно-коммунальном хозяйстве) и № 6 (о формировании комфортной городской среды) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года. Во-вторых, — в «дорожную карту города». Если по первому документу сроки реализации конкретных мероприятий достаточно отдалённые, то «дорожная карта» должна быть разработана до конца года и будет применяться в ближайшее время,

Как отметила Татьяна Викторовна, подход к решению этой проблемы должен быть глобальным — недостаточно усилить работу одной только уборочной техники, важно найти отклик в каждом из жителей: чисто там, где не только убирают, но и не мусорят и понимают, что порядок в городе — личный вклад каждого его жителя.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook