Парниковый эффект разморозил турбизнес?
Глобальное потепление, последствия которого жители Северного полушария особенно остро ощутили на себе за последние 15 лет, несёт в себе не только угрозы, но и… выгоды. Прежде всего для развития внутреннего туризма на Среднем Урале. По крайне мере, на это надеются уральские учёные, синоптики и туроператоры, решившие поделиться своим видением проблемы с журналистами на пресс-конференции, прошедшей в понедельник в РИЦ ТАСС-Урал (пр. Ленина, 50б).
Риски, вызванные повышением среднегодовых температур (за последние полтора века в целом на 2, а в Екатеринбурге так и на целых 3 градуса), общеизвестны: это и малоснежная зима (плавно переходящая в неурожайное лето), и разрушение нефтегазовой инфраструктуры Сибири и Крайнего Севера, вызванное таянием вечной мерзлоты, и размножение насекомых-вредителей, и — что особенно актуально для Екатеринбурга и других промышленных городов Урала — нарушение баланса циклонов и антициклонов, приводящее к возникновению в атмосфере «задерживающих слоёв» и превращающее воздух, которым мы дышим, в самый настоящий пылесборник.
Правда, по мнению ведущего научного сотрудника лаборатории дендрохронологии Института экологии растений и животных УрО РАН Рашита ХАНТЕМИРОВА, нынешний этап глобального потепления вызван исключительно промышленной деятельностью человека — а значит, чисто теоретически ситуацию можно взять под контроль, тем паче что с каждым годом всё больше стран присоединяются к Киотскому протоколу 1997 года, обязывающему членов конвенции сокращать выбросы парниковых газов в атмосферу. Но на реализацию этой задачи уйдут в лучшем случае десятилетия, а уже нынешний март, по словам главного синоптика Уральского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Галины ШЕПОРЕНКО, обещает жителям Екатеринбурга аномальное повышение средних температур на 1,5—2 градуса от устоявшейся для нашего региона нормы. Да, в первые две декады ещё возможны похолодания и даже снегопады, а вот вторая половина месяца ознаменуется околонулевыми температурами и активным таянием снега. Любителям горнолыжного отдыха в этой ситуации особо не позавидуешь, а вот «туры выходного дня» станут при таком раскладе востребованы жителями Свердловской области и соседних регионов, уверена директор Центра развития туризма Свердловской области Эльмира ТУКАНОВА.
Главное — наполнить эти туры правильным концептуальным содержанием. Например, патриотическим. Какая связь между патриотизмом, туризмом и погодой? По мнению спикеров пресс-конференции, самая прямая. Если зимы на Урале станут мягче, а стоимость доллара и евро останется такой же высокой, жители региона поневоле переориентируются на внутренний туристический рынок. По словам Эльвиры Тукановой, уже сегодня доля жителей Свердловской области, желающих отдыхать не за границей, а в родных пенатах, выросла на 30% по сравнению с весной прошлого года. И опять же чисто теоретически этот спрос можно обеспечить богатым предложением региональных программ и турмаршрутов. Например, к 23 февраля Центр развития туризма совместно с муниципалитетами и экскурсионными бюро запустил проект «Легендарный Урал: история героев и неизвестная история Победы». Тур включает в себя путешествие по маршруту Екатеринбург — Верхняя Пышма — Ирбит — Талица и знакомство с памятниками истории, музеями и промышленными предприятиями, так или иначе имеющими отношение к Великой Отечественной войне. Например, верхнепышминским музеем военной техники, ирбитским мотоциклетным заводом или музеем разведчика Николая КУЗНЕЦОВА в Талице. Второй аналогичный маршрут, стартующий в марте, имеет более сложную географию и захватывает районы уральской «глубинки», в том числе посёлок Нижняя Синячиха и деревню Коптелово с их музеями деревянного зодчества и народного быта. В перспективе список туристических маршрутов предполагается пополнить за счёт экскурсий по заводам и самоцветным месторождениям Среднего Урала.
Одно «но»: кто оплатит весь этот патриотический «банкет»? Ведь сфера туризма требует миллиардных вложений, в том числе на строительство и эксплуатацию инфраструктуры (музеев, турбаз, тематических парков, предприятий общепита, наконец, нормальных подъездных дорог). Самый распиаренный в этом смысле проект — «Самоцветное кольцо Урала» — стал возможен только потому, что был включён в федеральную программу развития внутреннего туризма и, соответственно, был профинансирован из федеральной же казны. То есть нужна политическая воля государства — и на уровне Центра, и в регионах Большого Урала, ибо туристический бренд «Свердловская область» выглядит в глазах потенциального потребителя пока что очень и очень бледно. А самое главное — нужно кардинально менять ценовую политику в этом вопросе.
Сами туроператоры признают: российский турпродукт для внутреннего потребления на сегодня — один из самых дорогих. Почему? Тут работает множество факторов — от дороговизны услуг перевозчиков (из-за которой нынче слетать в отпуск в Анталью или Грецию выйдет дешевле, чем в тот же Крым) до острого дефицита элементарной информации из серии «Куда поехать в отпуск». Отсюда как следствие — и слабая конкуренция на внутреннем туристическом рынке, и запредельные цены на авиационные и автобусные рейсы, и «кусачие» прейскуранты турбаз (при невысоком, заметим, качестве обслуживания клиентов).
Впрочем, по пункту «информационное обеспечение» некоторые подвижки вроде бы наметились: по словам Эльвиры Тукановой, в данный момент идут работы по созданию большого федерального интернет-портала с полным перечнем всех внутрироссийских туров и маршрутов. На уровне же региональном пока всё ограничивается печатанием скромных буклетов и брошюрок, удел которых — лежать на информационных стойках аэропортов, железнодорожных вокзалов и гостиниц в ожидании любопытного пассажира, прибывшего в Екатеринбург по делам далеко не туристическим. Например, повидать родственников. Или заключить контракт с бизнес-партнёрами. Или своими глазами увидеть, что сотворило глобальное потепление с некогда суровой уральской природой.
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|