9 июля 2018, понедельник, 19:03

Екатеринбург лишают «зелёных лёгких»?

Виктор ТОЛСТЕНКО, 27 марта 2012
Однако вокруг нашего города настоящее зелёное кольцо — чего не встретишь возле других российских мегаполисов.

Экологическая обстановка в нашем городе, прямо скажем, оставляет желать лучшего. Согласно последнему государственному докладу о состоянии и об охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Екатеринбург в числе 36 российских неблагополучных по чистоте воздуха городов. В нашем воздухе сверх нормы диокситов азота, аммиака, бензапирена и формальдегида.

Удовлетвориться можно тем, что ещё несколько лет назад в нём были ещё 5 гадостей — взвешенных веществ, фторида водорода, оксида углерода, диоксида серы, фенола, — но мы от них могли избавиться благодаря системной заботе властей муниципалитета и городского сообщества. Заботе о скверах и лесопарках, ликвидации несанкционированных свалок, введению мощностей по переработке твёрдых бытовых отходов, строительству новых очистных сооружений, отказа от так называемой точечной застройки, вынесению производств из центральной части города и проч. Но до курортной зоны нам ещё далеко.

Однако есть у Екатеринбурга уникальное преимущество, которое, если им с толком распорядиться, вселяет надежду, что мы сможем-таки выйти окончательно из «чёрного списка» экологически неблагополучных территорий. Вокруг нашего города настоящее зелёное кольцо — чего не встретишь возле других российских мегаполисов, — а непосредственно на городской территории лесопарковые зоны; и вся эта природная и рукотворная прелесть, если с ней бережно обходиться и её развивать, способна сыграть роль «зелёных лёгких», постоянно очищающих городскую атмосферу.

Но за последнее время часть этих «лёгких» стала хиреть. В 1998 году площадь городских лесов (тогда они все были в ведении муниципалитета) составляла 14 900 га. В 2006 году 12 650 га этих угодий было изъято в собственность Свердловской области, то есть непосредственно в городском ведении оставались 2 250 га городских лесов. Сегодня городская часть лесных насаждений составляет 2 860 га — увеличение на 610 га произошло за счёт проведения муниципалитетом лесоустроительных работ в соответствии с разработанным муниципальными властями лесохозяйственным регламентом. Областная же доля городских лесов с 2007 года уменьшилась на 468 га — зелёный пояс Екатеринбурга отдаётся под застройку.

К слову, согласно лесоустроительному регламенту, рассчитанному до 2019 года, в администрации города создано МБУ «Екатеринбургское лесничество», которое успешно осуществляет производственную деятельность. В частности, по защите «зелёных лёгких» от пожаров, очистке лесных насаждений от всевозможного хлама, реконструкции лесных ландшафтов, посадке молодняка и проч. Увы, но что-то не видно подобной заботы о своей доле городских лесов со стороны областных профильных ведомств — министерства природных ресурсов  и министерства по управлению государственным имуществом. Мало того что санитарное состояние многих из этих массивов неудовлетворительное — и очевидно, что основания для таких утверждений, идущих от горожан, имеются, — так идёт ещё и распродажа зелёных массивов. Земля меняет статус, природный ландшафт разрушается, лес вырубается. И судя по всему, распродажа «лёгких» будет продолжаться: городская администрация уже не раз обращалась к областным балансодержателям с предложением передать лесопарки, находящихся на территории муниципального образования «город Екатеринбург», в ведение города — вопрос остаётся без внимания.

Хотя решить его можно вполне законным способом. Земельный кодекс не только предполагает на землях населённых пунктов ведение единой градостроительной политики — в Екатеринбурге она имеется, есть Генеральный план застройки, утверждённый, кстати, и регионом, — но и прямо ставит в зависимость от этой политики распоряжение землями, в чьей бы собственности те не были. Градостроительные регламенты, записано в кодексе, обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Я лично усматриваю в этой тезе ту логику федерального законодателя, что просто так, по своему велению/хотению, нарушить принятый исторический (и экологический) порядок на территории муниципалитета нельзя — надо как минимум посоветоваться с людьми, живущими в этом городе/посёлке, обосновать своё желание/планы перед местной властью, представляющей интересы горожан. К общей пользе региона и муниципалитета, жителей той же большой екатеринбургской агломерации — чтоб всем дышалось на здоровье, а не во вред ему.

Конечно, если бы федеральный законодатель в своё время прислушался к мнению, звучавшему и со страниц «ВЕ», и все без исключения земли на территории населённых пунктов передал в ведение местных властей — глядишь, и с налоговыми сборами в бюджет в муниципалитетах было бы нормально, и распоряжение землями было бы под контролем общественности. Впрочем, законодатель позволяет это сделать и сейчас — надо лишь областным ведомствам выйти с такой законодательной инициативой. Но коли оставили чересполосицу, так будьте уж любезны, хотя бы ведите дискуссии и принимайте разумные решения, а не те, что идут в ущерб людям. К слову, немало вопросов остаётся к вышеуказанным областным ведомствам и по недавней продаже в частные руки водных ресурсов в черте Екатеринбурга — пока это небольшой площади, но ведь лиха беда начало! И главное — непонятно: в чём смысл и каковы перспективы подобных сделок.

Землю и воду продать, оказывается, нынче несложно, а вот здоровье точно нигде не купишь, и как с этим быть?



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook