22 мая 2017, понедельник, 08:44
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Будем искать пуговицу

Евгений СУСОРОВ, 14 сентября 2011

Трагедия под Ярославлем продемонстрировала ясно: транспортная сфера в России находится в глубочайшем кризисе.

Собственно, для простых смертных это давно уже не секрет: практически все мы хоть раз в году, да вынуждены рисковать жизнью, садясь в салоны устаревших самолётов или ступая на палубы пароходов с 90-процентным износом оборудования. Не лишать же себя пальм и пляжей только потому, что на наших линиях летать и плавать на курорты опасно! Да и других самолётов и пароходов в нашем распоряжении нет. Это по европейским меркам 20-летний авиалайнер — машина, опасная для жизни и здоровья пассажиров, фактически кандидат в металлолом. А у нас такие «гробы с болтами» составляют львиную долю парка большинства компаний-перевозчиков: по нашим техническим стандартам Ан-24 может безбедно служить 38 лет, Ту-154 — не более 30 лет, Ил-86 — 25 лет. Гладко было на бумаге, да забыли про заклинивающие шасси, — а на них садиться, на минуточку.

Повторюсь: для нас все эти ужасы — не плод воспалённого воображения Стивена КИНГА, а тупейшая и пошлейшая реальность, данная в ощущениях. И не может не радовать, что теперь и Президент с Премьером в курсе, на чём мы летаем и сколько стоит для большинства граждан весёлый аттракцион под названием «На честном слове и на одном крыле». А вот бурная реакция Президента МЕДВЕДЕВА и Премьера ПУТИНА на ярославские события вызывает весьма противоречивые чувства.

С одной стороны — всполох робкой надежды: мол, ну теперь-то дело сдвинется с мёртвой точки, теперь-то меры будут приняты, выводы сделаны, гайки закручены, а вероятность воздушных ЧП сведена к минимуму. С другой стороны, так и подмывает съязвить: мол, что-то вы поздно проснулись, ребята. Как будто это первая воздушная трагедия за последние 2—3 года. Как будто не было до неё катастроф под Петрозаводском, Пермью, Смоленском, Ростовом-на-Дону. И это ещё — самые громкие и известные ЧП, потому что практически никто из пассажиров и экипажа в результате не выжил. А ведь были аварии и менее страшные — к примеру, взрыв Ту-154Б2 в Сургуте, при котором 3 пассажира погибли и 43 пострадали (при взлёте загорелся один из двигателей, в результате чего взорвались топливные баки); крушение Ан-148 под Воронежем (полёт был учебно-тренировочный, погиб экипаж, пассажиров на борту не было); авария при вынужденной посадке самолёта Ан-24 под Нижневартовском (пожар левого двигателя, погибло 7 человек, 4 пассажиров госпитализировано); аварийная посадка самолёта Ту-154М в Республике Коми (отказ электрооборудования самолёта, пострадавших нет по причине невероятного везения и ещё более невероятного мастерства и самообладания пилотов); инцидент с дагестанским Ту-154М в аэропорту Домодедово (жёсткая посадка рядом с ВПП, двое погибших, 83 пострадавших). В общей сложности скорбный список жертв авиакатастроф в России за первое десятилетие века составляет 1 199 человек — и это только дальнобойная пассажирская авиация, не считая трагедий с вертолётами, частными самолётами и грузовыми машинами. И что — понадобилась смерть стольких знаковых персон, чтобы руководители страны начали наводить в отрасли порядок?

Как говорил Михаил Натанович из спектакля «День радио», у нас две проблемы — министерство обороны и потерявшаяся пуговица: «Мы что-то можем сделать с министерством обороны? Нет. Тогда давайте искать пуговицу». И взрыв чиновничьего «креатива», случившийся вскоре после ярославской трагедии, очень напоминает поиск этой самой пуговицы под столом. Ведь с министерством обороны (читай — системным кризисом, поразившим сегодня всю страну, а не только гражданскую авиацию) всё равно ничего поделать нельзя. Значит, ограничимся полумерами: например, разгоним от греха подальше небольшие компании. По принципу «чем меньше перевозчиков, тем легче их контролировать». Это решение бурно поддержат «независимые эксперты», являющиеся сотрудниками авиакомпаний крупных.

Чем, собственно, Росавиация в данный момент и занимается: составляет список компаний с переизбытком старых самолётов в парках, чтобы запретить этим компаниям осуществлять зимние чартеры. Похоже, в скором времени не только международные, но и внутрироссийские рейсы полностью перейдут под контроль «гигантов» вроде «Аэрофлота» и «Трансаэро». Правда, цены на билеты тут же взлетят до небес. А народ, обалдев от количества нулей на билете, валом повалит в железные объятия РЖД. А та, воспользовавшись моментом, в свою очередь, взвинтит цены. Да и туристический бизнес при таком раскладе волком взвоет: если до Праги или Парижа теоретически ещё можно доехать по «железке», то до Хургады или Бангкока — только по воздуху. Притом бизнес, между прочим, огромные налоги в бюджет платит. Значит, неизбежно пострадает и госказна, из которой, между прочим, кормятся миллионы учителей, врачей и силовиков...

Не вариант? Можно пойти другим путём: например, снять с линий все старые машины. Правда, заменить их нечем: в России за год со стапелей предприятий гражданского авиастроения сходит всего 8 новых самолётов, парк Ту-134 и Ту-154 не обновляется уже много лет, относительно надёжный Ил-86 годится только для внутренних перевозок, иностранцы его не пускают к себе из-за шумности. А новое поколение самолётов — «суперджеты», Ту-204, Ту-214, Ту-334 — поступают в распоряжение авиакомпаний в час по чайной ложке. Но даже если случится чудо и эти машины выпустят на линию в массовом количестве, летать на них будет некому: за годы реформ в России в разы сократилось количество учебных заведений, ведущих подготовку гражданских лётчиков. Сейчас их всего 3 на всю страну — в Бугуруслане, Санкт-Петербурге и Ульяновске. Стоит ли удивляться, что образовавшуюся лакуну приходится заполнять неопытными новичками с малым количеством налётанных часов?

А мы и не удивляемся. Удивляются они, привыкшие летать на сверхсовременных лайнерах. Лайнерах, для которых в любом аэропорту страны всегда имеется выделенная взлётно-посадочная полоса. Лайнерах, за штурвалами которых сидят лучшие пилоты России, прошедшие к тому же строжайший конкурс при приёме на работу. А самое главное — этим пилотам ни один диспетчер не может приказать взлететь с неисправным двигателем или пойти над грозовым фронтом в целях экономии керосина. Жаль, что большинству из нас приобрести билет на такой вот чудо-самолёт не светит.

Кризис авиационной промышленности же. Дефицит мощностей. Суперджеты — строго по талонам.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook