24 июля 2018, вторник, 21:33

Кому — горе, кому — нажива

На что следует обратить внимание, заключая договор с похоронным агентством Ольга ЗЫРЯНОВА, 22 мая 2018
Похоронщики часто пользуются горечью утраты и обманывают родственников умершего на круглые суммы. Фото: архив.

Когда умирает близкий, его родственникам, как правило, неловко экономить — торговаться с представителем ритуального агентства, разбираться, где и как выгоднее похоронить. Да и просто не до этого. Зато похоронщики без всяких стеснений пользуются «особым» случаем своих клиентов и нередко обманывают их на круглые суммы.

Нужно ли платить за землю на кладбище? Вправе ли похоронное агентство в счёт за ритуальные услуги включать стоимость санитарного набора (спирт, вата и т. п.)? Нужно ли оплачивать подготовку тела? В каких случаях даётся право на бесплатный катафалк? С этими и многими другими вопросами в Екатеринбургский центр защиты потребителей горожане тоже обращаются. Но, как правило, уже после того, как похороны состоялись…

Право на бесплатное

О нюансах скорбного процесса рассказывает директор МБУ «Центр правозащиты» Янина ГОЛУБЕВА.

— Перечень бесплатных услуг гарантируется Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, — отмечает сразу Янина Владимировна. — Так, например, выдача документов, необходимых для погребения умершего, производится в течение суток с момента установления причины смерти. И не может превышать двух суток с момента установления причины смерти, в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг. При этом в морге умерший может находиться до 7 суток с момента установления причины смерти, а в случае, когда у родных есть обстоятельства, которые мешают забрать тело в этот срок, то он может быть продлён до 14 дней.

И это не весь перечень бесплатных услуг. Также родным и близким умершего гарантируется бесплатное оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

— Затраты, которые несёт похоронная служба, возмещаются по ценам, установленным органами местного самоуправления. В Екатеринбурге, например, они определены Постановлением Главы Екатеринбурга от 02.03.2009 N 443 (ред. от 05.04.2017) «О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании «город Екатеринбург», — напоминает Янина Голубева. — Затраты, которые несёт специализированная служба по вопросам похоронного дела по перечисленным видам услуг, ей возмещаются из городского бюджета.

Важно: в том случае, если граждане отказываются от получения услуг на безвозмездной основе, то они вправе рассчитывать на получение социального пособия на погребение.

Горевать, но действовать

Многие екатеринбуржцы, в чей дом пришла беда, сталкиваются с тем, что агенты от похоронных агентств появляются на пороге почти сразу после случившегося… Как правило, незваные гости очень агрессивно навязывают свои услуги, а ещё в разы завышают цены на них.

— Никто не вправе навязывать потребителям свои услуги, — настаивает Янина Голубева. — Смело отказывайте наглым и непрошенным визитёрам. И запомните, что первичную консультацию о том, с чего начать подготовку к похоронам и на что обратить внимание в скорбный момент, жители Екатеринбурга могут получить в муниципальном Комбинате специализированного обслуживания.

Бывают случаи, когда родные заранее знают, что похоронных забот не избежать, родственник уже находится при смерти. В этом случае не помешает сравнить цены на услуги и на похоронные принадлежности в разных агентствах, съездить на кладбище и узнать условия захоронения и почитать в Интернете отзывы об агентствах. Обратившись в конкретную похоронную фирму, не лишним будет попросить бланк договора, примерный расчёт стоимости услуг. А уже с этими бумагами можете смело приходить на приём в Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей, где грамотные юристы внимательно проверят договор, выявят (или нет) условия, ущемляющие права потребителей.

— При подписании договора нужно внимательно читать его и особенно обращать внимание на приложение к договору, в котором определены перечень услуг и их цена. Не стесняйтесь, пересчитывайте конечную сумму, ведь в нашей практике бывали такие случаи, когда мы обнаруживали элементарные счётные ошибки, конечно, не в пользу потребителя, — предупреждает директор Центра.

Мелочи важны

Также нужно смело задавать вопросы относительно перечня услуг. Ритуальное агентство, например, может включить в договор с потребителем услуги морга или трупохранилища. Проверьте, не завысило ли агентство их стоимость. Сравните прейскурант морга и сумму, обозначенную в договоре. Если цена разная, требуйте, чтобы она была приведена в соответствие. Либо, например, в договор может быть включена предпохоронная подготовка тела и макияж. Если вам этого не нужно, смело отказывайтесь.

— Следует прописать в договоре все мелочи, вплоть до марки и госномера автокатафалка. Ведь часто на словах похоронщики обещают предоставить новый автомобиль VIP-класса, а на деле пригоняют не приспособленный для перевозки гроба старый отечественный грузовик, — свидетельствует наша собеседница.

Что же делать, если похороны уже прошли, но у родственников осталось множество претензий к исполнителям услуг? Вот лишь одна из историй. Дочери хоронили любимого отца, но, открыв гроб перед захоронением ужаснулись: тело было уложено криво, вместо оплаченной обуви на ногах были тапочки типа бахил, а рубашка на теле и вовсе отсутствовала.

— Этот факт лучше зафиксировать (сделать фотографии, например)… Да, мы понимаем, что меньше всего в такие моменты хочется заниматься сбором доказательств. Но недобросовестные похоронные (ритуальные) агентства пользуются этим, злоупотребляя горечью ситуации, доверием потребителей, их нежеланием  или невозможностью в такие моменты вести подсчёты, обращать внимание на мелочи, задавать вопросы. А значит, такие ситуации будут повторяться снова и снова, — сетует Янина Владимировна.

На заметку

Если вы как потребитель столкнулись с обманом, с ненадлежащим качеством услуг в похоронный сфере, можно подойти за бесплатной помощью в МБУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» по адресу: ул. Малышева, дом 31а, вход с пер. Банковский. Приём ведётся по графику, который можно уточнить по телефону 371-13-16.



Новости по теме

Мошенники нередко завлекают своих жертв невероятными скидками.
Договор — не телефонный разговор Ещё одна распространённая ловушка интернет-магазинов Ольга ЗЫРЯНОВА, 26 апреля 2018
В МБУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» обращаются покупатели, клюнувшие на роскошную вещицу, на деле оказавшуюся подделкой.
После доставки товара необходимо тщательно его проверить.
Как правильно действовать, если вам доставлена покупка с недостатками Ольга ЗЫРЯНОВА, 29 марта 2018
Рассказываем правила грамотного получения товара.
Директор МБУ «Центр правозащиты» Янина ГОЛУБЕВА.
Ответы потребителям на самые часто задаваемые вопросы Ольга ЗЫРЯНОВА, 16 марта 2018
Предлагаем подборку рекомендаций специалиста.
Отдавая технику в руки мало знакомым мастерам, можно навсегда с ней проститься.
Навязчивый сервис или Как не разориться на ремонте техники Ольга ЗЫРЯНОВА, 20 февраля 2018
По приезду мастеров выяснилось, что починить телевизор сразу не получится, придётся забрать его с собой.
Торт с неприятным сюрпризом — повод обратиться к юристам.
Когда зуб на зуб попадает… Что делать, если в продуктах посторонние предметы? Ольга ЗЫРЯНОВА, 13 февраля 2018
Что только не находят покупатели в продуктах питания.
Присланную интернет-магазином посудомойку, отказавшуюся работать дома, можно вернуть.
Что делать, если подвёл интернет-магазин Ольга ЗЫРЯНОВА, 6 февраля 2018
Действовать нужно грамотно.
Прежде чем отдавать деньги, подумайте: нужны ли вам навязанные услуги.
Как не стать жертвой навязанных услуг Содержит Фото Рассказывают эксперты центра защиты прав потребителей Ольга ЗЫРЯНОВА, 23 января 2018
О самых распространённых ловушках, в которые потребители попадаются с завидным постоянством.
Если ковёр растворился при чистке… Ольга ЗЫРЯНОВА, 18 января 2018
Как действовать в случаях пропажи вещей, сданных в предприятия бытового обслуживания?
Некачественные услуги могут стать поводом для обращения в центр защиты потребителей.
Если медцентр в долги загнал, а УК не идёт на диалог… Содержит Фото Чем поможет в этих и других случаях центр по защите прав потребителей Ольга ЗЫРЯНОВА, 16 января 2018
Самые «популярные» темы жалоб.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook