Потребительский рынок: уральская столица — лидер по объёмам торговли и услуг

Виктор ТОЛСТЕНКО, 15 декабря 2012
К 2020 году, согласно Стратегическому плану развития Екатеринбурга, в городе ТРЦ должно стать не меньше 44. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Магазины, кафе, предприятия услуг Екатеринбурга первыми зажгли предновогодние огни, включившись в объявленный администрацией города конкурс на лучшее новогоднее оформление. Но их витрины во все времена года привлекательны, ибо горожане уже привыкли, что озорной, весёлый колорит торговых залов создаёт праздничное настроение. Торгово-развлекательные центры (ТРЦ) стали неотъемлемой частью городского ландшафта жизнеустройства, многие из нас уходят туда в семейные походы — тут тебе и шопинг, тут тебе и кино, рестораны и кафе, катание на катке, аттракционы и прочие удовольствия для взрослых и детей.

Праздник круглый год

Активная торговля — лучший показатель финансового благополучия горожан. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Вот и в прошедшую среду глава Екатеринбурга — председатель городской Думы Евгений ПОРУНОВ и глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ торжественно открыли новый торгово-развлекательный центр «Радуга-парк», что на улице Репина в ВЕРХ-ИСЕТСКОМ районе. К слову, специальным гостем мероприятия стал Дед Мороз из Великого Устюга, который вручил Александру Якобу письма для юных горожан. Экскурсия же по комплексу заняла у руководителей города приличное время — как-никак, в его торговой галерее 140 магазинов, а ещё есть развлекательная зона — семейный центр, 10 кинозалов, и, как уже принято во многих ТРЦ, весь зимний период будет функционировать каток. Но нельзя не сказать, что этот комплекс — с самой большой в городе инфраструктурой отдыха не только внутри здания, но и снаружи, тут будет первый в России (!) парк аттракционов в составе ТРЦ.

Стоит сказать, что Екатеринбург — однозначно лидер среди российских городов по числу торговых центров. Как сообщили нам в информационно-аналитическом департаменте мэрии, с открытием «Радуги» в городе стало 29 ТРЦ, а до конца года планируется открытие ещё одного.

Если взять торговые площади Екатеринбурга вместе со всеми магазинами любых форматов, то по информации комитета по товарному рынку администрации города, общая площадь торговых мест уже летом этого года составляла более 1,5 млн. кв. метров, то есть обеспеченность торговыми площадями на одну тысячу жителей превышала 1 100 кв. метров. Это даже выше европейского стандарта. Для сравнения: в Казани и Уфе этот показатель чуть более 800 кв. метров на душу населения, в Москве, по данным тамошней мэрии, к лету этого года приходилось 743 кв. метра торговых площадей на каждого жителя, так какой же, не в обиду москвичам, из российских городов более европейский?..

По состоянию на 1 июля с.г. в Екатеринбурге работало 2 292 непродовольственных и 1 087 продовольственных магазинов. Добавлю, что в планах администрации Екатеринбурга в 2013—2014 годах сдать в эксплуатацию ещё 5 ТРЦ нового поколения, а к 2020 году, согласно Стратегическому плану развития Екатеринбурга, в городе ТРЦ должно стать не меньше 44.

Как подсчитали недавно специалисты аналитического агентства INFOLine, более половины оборота розничной торговли в России приходится всего на 11 регионов, в числе которых, естественно, Свердловская область — благодаря высокоразвитому потребительскому рынку Екатеринбурга в первую очередь. Причём, по мнению аналитиков агентства, именно Екатеринбург и его агломерация считаются у ритейлеров самой привлекательной в России территорией для открытия новых магазинов. И это не случайно: здесь самые высокие показатели оборота розничной торговли на душу населения. Напомню, что в 2011 году товарооборот Екатеринбурга составил более 560 млрд. рублей, и по прогнозам комитета по товарному рынку городской администрации, в 2012 году это значение будет перекрыто. Во всяком случае, темпы роста торгового оборота по состоянию к аналогичным периодам прошлого года фиксируются более высокие.

Рекордные стройки ТРЦ и деловых центров

Количество деловых центров ежегодно растёт. Фото: e1.ru

Не надо объяснять, что активная торговля — лучший показатель финансового благополучия горожан. И вполне естественно, что муниципальные власти проводят политику, направленную на расширение этого сегмента городской экономики. Благодаря выделению земельных участков и потенциалу строительного комплекса города возведение объектов торговой, деловой недвижимости, инфраструктурных объектов идёт бурное. Так, заместитель главы администрации города по вопросам капитального строительства и землепользования Сергей МЯМИН называл такие цифры: общественно-деловая застройка в городе составляет в год порядка 400—500 тыс. кв. метров, из них по 100—150 тыс. кв. метров каждая это торговая и офисная недвижимость. И это привлекает инвесторов. Они видят перспективы, видят возможности города, это является одним из индикаторов деловой активности Екатеринбурга. «Если застройщики строят и инвесторы инвестируют, арендаторы находят эти квадратные метры, я думаю, это и есть показатель деловой активности в Екатеринбурге, есть вектор его развития», — комментирует Мямин.

Добавим, что всего в городе возводится в год уже более 1 млн. кв. метров нежилой недвижимости — это ещё и складские помещения, в целом объекты логистики и инфраструктуры, административные здания и социальные объекты — в прошлом году было возведено 1,4 млн. кв. метров, не снижаются темпы и в нынешнем году. По данным мэрии, с января по октябрь текущего года строители Екатеринбурга ввели в эксплуатацию 778,1 тыс. кв. метров объектов нежилого назначения. Этот показатель в 1,83 раза превосходит данные аналогичного периода 2010 года, когда застройщики сдали 425 тыс. кв. метров нежилых помещений, и в 1,16 раза — показатель аналогичного периода 2011 года (670,2 тыс. кв. метров). Год, как вы понимаете, ещё не закончился, и массовая сдача объектов ещё впереди — по традиции предновогодние объёмы сдачи самые большие.

Как подчеркнул, комментируя ситуацию, глава администрации города Александр Якоб, эти цифры вкупе с объёмами возводимого жилья (напомню — уже несколько лет более чем по 1 млн. кв. метров в год) лучше всего характеризуют мощности нашего стройкомплекса, который с лёгкостью справляется с большими объёмами. Строителям ещё предстоит проявить себя в преддверии таких международных событий, как Чемпионат мира по футболу 2018 года и ЭКСПО-2020», им будет отведена одна из ключевых ролей, и нет никаких сомнений, что екатеринбургские строители с поставленными задачами справятся.

Растут обороты оптовой торговли

Оптовая торговля — также неотъемлемая часть городской экономики. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Уже очевидно, что оптовая торговля — также неотъемлемая часть городской экономики. Екатеринбург — один из крупнейших по численности населения городов России, административный центр крупнейшего Уральского региона, стал большим «поставщиком и снабженцем» многих субъектов Федерации. Так что оптовая торговля — это довольно обширная область предпринимательской деятельности, сфера значительного приложения труда. Так, на 1 января 2012 года в уральской столице работало 681 предприятие оптовой торговли. А последняя «инвентаризация», проведённая комитетом по товарному рынку администрации города, показала, что к 1 сентября эта цифра составила 1 532. Такой динамики не наблюдается ни в одном российском мегаполисе. И эта динамика убедительно показывает, что в нашем городе сформирована удивительно привлекательная для бизнеса среда. Ещё одним убедительным подтверждением этого факта может служить то, что за первые 8 месяцев этого года в Екатеринбурге было построено самое большое количество складских помещений за всю современную историю мегаполиса —111,2 тыс. кв. метров, причём все они относятся к классу «А» и «В+». В октябре организованную в Екатеринбурге выставку «Склад. Логистика. Таможня» посетила целая делегация Торгово-Промышленной палаты РФ, представители ряда крупных городов России — чтобы изучить опыт уральской столицы. Гости дали высокую оценку потенциалу Екатеринбурга, отметив, что у города есть все необходимые условия для того, чтобы стать крупным транспортно-логистическим центром международного уровня.

Есть где поесть, но выбор должен быть ещё больше

Количество мест, где жители и гости Екатеринбурга могут поесть, за последний год увеличилось на 19%. Фото: Антон БУЦЕНКО.

В комитете по товарному рынку городской администрации отмечают моду жителей Екатеринбурга на здоровый образ жизни — в городе открывается всё больше чайных и кофеен. Сегодня в столице Урала 14 чайных, 75 кофеен — по сравнению с 2004 годом их количество увеличилось в 3,4 раза. Рост значительный. И теперь ежегодно при содействии комитета в городе проводятся чайные и кофейные мастер-классы и церемонии, в ходе которых горожане и гости города имеют возможность отведать разные сорта изысканных напитков и научиться готовить их самостоятельно.

К сожалению, чуть меньшими, чем хотелось бы, темпами развивается у нас сегмент общественного питания в целом — во всяком случае, здесь не такой бурный рост, как в розничной торговле. Председатель комитета по товарному рынку городской администрации Елена ЧЕРНЫШЁВА в апреле этого года на заседании комиссии по экономическому развитию и инвестициям, промышленности и предпринимательской деятельности Гордумы докладывала, что несмотря на лидерство Екатеринбурга по обеспечению торговыми площадями населения города и общему количеству торговых узлов, продовольственных магазинов в уральской столице пока недостаточно — на каждую тысячу жителей весной приходилось 230 кв. м. торговли продуктами, в то время как необходимо 270 кв. м. Такая же ситуация складывается и в секторе общественного питания. В городе работает чуть более 1800 предприятий общепита, но только порядка 1 100 из них являлись открытыми для горожан — остальные доступны лишь сотрудникам предприятий, на территории которых они находятся. Да, отмечала Чернышёва, рост данных сегментов рынка, конечно, есть: в частности количество мест, где жители Екатеринбурга могут поесть, за последний год увеличилось на 19%, и наметилась тенденция открытия в спальных районах города продовольственных рынков, но этого недостаточно. До пика насыщения города торговыми площадками и точками питания Екатеринбург ещё не добрался, поэтому необходимо стимулировать предпринимателей открывать новые узлы общественной торговли.

Однако несмотря на имеющиеся пока проблемы, Екатеринбург всё равно российский лидер по уровню обеспеченности местами в предприятиях общепита — 52,6 места на тысячу жителей (на втором месте находится Ростов-на-Дону), а с вводом в 2012 году ещё 50 предприятий общественного питания благодаря реализации мероприятий стратегического проекта «Кухня на любой вкус» удастся добиться роста обеспеченности местами предприятий общественного питания до 100,6 места, в том числе общедоступной сети до 53,7 места на тысячу жителей. Замечу, что в Москве на тысячу человек приходится 43 места в заведениях общепита.

Рынок бытовых услуг

В магазинах уральской столицы ради комфорта покупателей внедрены самые новые технологии обслуживания. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Объём бытовых услуг за первую половину 2012 года в уральской столице составил порядка 5,2 млрд. рублей. В настоящее время сеть предприятий сферы обслуживания населения в городе составляет 4 498 объектов (за первое полугодие их количество выросло на 110 единиц). Благодаря открытию новых предприятий в сфере бытового обслуживания населения города появилось 374 рабочих места.



Новости по теме

Екатеринбург — лидер среди российских городов по числу торговых центров.
Ещё 140 магазинов Служба репортёров, 14 декабря 2012
В среду, 12 декабря, торжественно открылся новый торгово-развлекательный центр...
Промышленность Екатеринбурга переведена на совершенный и технологичный уровень.
Экономика Екатеринбурга: в тёплом деловом климате хорошие всходы Виктор ТОЛСТЕНКО, 14 декабря 2012
Екатеринбург по итогам 2012 года назван лучшим из 12 городов-миллионников страны по предпринимательскому климату...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF