16 июля 2016, суббота, 09:32
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Против пробок есть приёмы

Надежда БАЯНДИНА, 26 апреля 2016
Общественный транспорт тоже может быть удобным и быстрым. Фото: Антон БУЦЕНКО.

«Кто придумал, скажи, эти пробки?» — вопрошала в одной из своих песен Земфира. Ответ, в сущности, очевиден. Дорожные заторы — непременный атрибут жизни в мегаполисе, где пространства мало (в пересчёте на каждого жителя), а возможностей (в том числе для покупки личного авто) много. В этом плане Екатеринбург практически ничем не отличается от других городов-миллионников. Вопрос сейчас в другом: как разгрузить городские улицы?

По мнению уроженца Портленда Джарретта УОКЕРА, приглашённого в Екатеринбург в качестве транспортного эксперта, решить проблему поможет… «человечный» общественный транспорт.

22 апреля специалист, разработавший и реализовавший новые транспортные схемы более чем в 100 городах на двух континентах, выступил с лекцией «Альтернативы в общественном транспорте Екатеринбурга».

Необходимость пересаживаться на общественный транспорт диктуют нам законы математики и геометрии, — убеждён эксперт международного уровня Джарретт Уокер. Наглядным примером является иллюстрация, показывающая, сколько места займёт на дороге толпа людей, рассаженная по автомобилям, а сколько — размещённая в одном автобусе.

Фото: Надежда БАЯНДИНА.

— Наша задача — создать систему, при которой больше горожан смогут добраться до самых разных мест быстрее, — говорит Джарретт. — Тогда люди будут пользоваться общественным транспортом охотнее.

Больше пересадок — лучше

Казалось бы, парадокс, ведь большинство предпочитает прямые маршруты, однако Джарретт вновь обращается к наглядной картинке. На этот раз слушатели лекции видят упрощённую модель города, где есть три жилых района и три основные точки активности (допустим, работа, университет, торговый центр).

— Первым импульсом будет провести из каждого района по прямому маршруту к каждому из центров активности. У нас получится система, состоящая из 9 маршрутов с интервалом движения автобусов в 30 минут, — комментирует эксперт. — А теперь запустим один маршрут из каждого района к одному из центров активности. При этом получившиеся маршруты будут пересекаться в некоей точке, где пассажир может сделать пересадку. В результате число маршрутов сократиться до трёх, а значит, интервал движения автобусов может быть уменьшен до 10 минут.

Фото: Надежда БАЯНДИНА.

Чем это удобно? Во-первых, пассажир быстрее запомнит такую маршрутную схему. Во-вторых, он будет меньше зависеть от конкретного рейса: даже если «его» автобус сломался — вскоре подойдёт другой. Таким образом, горожанин перестаёт думать о расписании: он просто знает, что автобус будет на месте всякий раз, когда он понадобится. Джарретт считает частоту важным сдвигом восприятия, при котором общественный транспорт становится привлекательным для людей, ценящих свободу передвижения. Более того. Несмотря на дополнительный период ожидания в точке пересадки, общая продолжительность поездки, скорее всего… сократится.

— Допустим, поездка от одного из районов к какой-либо точке активности занимает 20 минут. Автобус идёт раз в полчаса, соответственно, среднее время ожидания на остановке составит 15 минут, а среднее время всей поездки — 35 минут. Во втором варианте, при котором автобус идёт раз в 10 минут, среднее время ожидания сокращается до 5 минут. Время первой поездки до точки пересадки составит 10 минут. Плюс ещё 5 минут ожидания и 10 минут поездки на втором автобусе. То есть среднее время поездки уменьшится до 30 минут, — поясняет Джарретт.

В Екатеринбурге, конечно, пересадочных узлов будет больше, но до подавляющего большинства точек активностей должно быть реально добраться с одной пересадкой либо вообще без неё. Кроме того, следует пересмотреть вопрос оплаты проезда. Эксперт рекомендует предусмотреть 90-минутное окно, в течение которого можно будет ездить по одному тарифу с неограниченным числом пересадок.

Не конкуренция, а дополнение

— Когда я ехал на маленьком жёлтом автобусе, то обратил внимание на то, что водитель действует грубо и неаккуратно. Его задача — обогнать автобусы, которые движутся в том же направлении, и первым забрать с остановки пассажиров. Конкуренция провоцирует гонку, а это небезопасно, — подчёркивает транспортный эксперт.

Джарретт считает, что в Екатеринбурге очень много дублирующих маршрутов, отсюда и проблемы. Сеть должна быть выстроена таким образом, чтобы разные виды транспорта не мешали, а помогали друг другу. «Позвоночником» такой сети должно стать метро. До метро станут довозить трамваи. До трамвайных остановок — большие автобусы. А микро- и мини-автобусы, по мнению эксперта, логично запустить для обслуживания отдалённых территорий: на них люди смогут добираться до остановок больших автобусов.

Тактический урбанизм в помощь

Развитие инфраструктуры — ещё один важный фактор для «очеловечивания» общественного транспорта. Однако это необязательно глобальные вещи типа строительства дорог (хотя без них, конечно же, не обойтись). Джарретт предлагает взять на вооружение тактический урбанизм и начать экспериментировать с уже существующей сетью. В частности, можно попробовать отдать автобусам правую полосу на большинстве городских улиц.

— В Париже сделали полосы для общественного транспорта на всех (!)улицах, в том числе всего с двумя полосами в одну сторону. И вы знаете, ничего страшного не произошло. Наоборот! Автобусы стали ездить быстрее, но и машины тоже — ведь многие водители пересели в автобусы, — рассказывает Джарретт.

Конечно, первой реакцией на все эти перемены будет раздражение — предупреждает эксперт.

— Если наша цель состоит в том, чтобы на нас никто не орал, тогда не надо ничего делать вообще, — говорит он. — Хотя орать будут и в этом случае тоже. Поймите, злость временна, а выгода, которую получит город и горожане, — постоянна.

Комментарий

Перемены ждут через 6—10 месяцев

Заместитель главы администрации Екатеринбурга по транспорту, благоустройству и экологии Евгений ЛИПОВИЧ:

— Джарретт Уокер — живое подтверждение правильности тех направлений, которые мы продвигаем. Но в России это сделать сложнее, чем, например, в Америке. У нас люди не так давно получили возможность ездить на личном транспорте, и они этой возможностью дорожат. Тем не менее Джарретт совершенно прав в том, что математика и геометрия — неизменные вещи. Если они говорят о том, что надо отказаться от личного транспорта в пользу общественного, это надо воспринимать как истину, а не как предмет полемики.

Да, мы продолжим выделять полосы для движения общественного транспорта, несмотря на то, что противников этой меры сегодня столько же, сколько сторонников, а может, и больше. Да, мы будем перестраивать маршрутную сеть, хотя придётся прорабатывать вопрос оплаты проезда. Идея с 90-минутным окном, конечно, хорошая. Но ведь деньги придётся делить в случае пересадки между разными перевозчиками. А механизм передвижения финансовых средств между предприятиями достаточно сложен.

В любом случае общая концепция нам нравится, и мы готовы взять её за основу. Ориентировочно подготовительная работа займёт у нас от 6 до 10 месяцев.

Пробки — атрибут мегаполисов. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.



Новости по теме

Франческо СЕХИ и Лука ГУАЛО: ««Нужны не новые дороги, а больше пространства для общественного транспорта».
Итальянский «штопор» на наши пробки Содержит Фото Гости с Апеннин готовы внести свой вклад в решение транспортных проблем уральской столицы Евгений СУСОРОВ, 14 апреля 2016
Проблемы в Екатеринбурге в принципе те же, что и в городах-миллионниках Европы.
Через несколько лет кольцо на ул. Малышева ликвидируют.
Борьба с пробками не прекращается Содержит Фото В следующем году на перекрёстке Амундсена — Объездной расширят проезжую часть Елена РЕДИКУЛЬЦЕВА, 14 сентября 2012
Не секрет, что сегодня в Екатеринбурге на большинстве центральных улиц образуются автомобильные пробки, особенно утром и после окончания рабочего дня.Одним из проблемных участков в центре города является кольцо на ул. Малышева, которое находится на пересечении с улицами Розы Люксембург, Карла Либкнехта и Белинского. Специалисты утверждают, что проблему решить можно, если провести реконструкцию данного участка дороги...
Спасенье от пробок — «выделенка» и АСУДД Содержит Фото Евгений СУСОРОВ, 11 сентября 2012
В данном выпуске традиционной рубрики «Футурология» мы познакомим жителей уральской столицы с перспективами развития улично-дорожной сети Екатеринбурга. Так, в течение ближайших 5 лет улично-дорожная сеть пополнится скоростным трамваем, GSM-светофорами, дорогами с реверсивным движением и — на некоторых улицах — выделенными полосами (ВП) для движения общественного транспорта. Все вместе эти новшества призваны разгрузить городские дороги от пробок и облегчить пассажирам автобусов и трамваев комфортное и быстрое передвижение по улицам уральской столицы...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook