2 июля 2018, понедельник, 17:15

Монорельс: за и против

Александр ОСОКИН, 15 ноября 2016
Геннадий ОБЕРЮХТИН презентует идею Екатеринбургской кольцевой монорельсовой дороги. Фото: Александр ОСОКИН.

В конце октября Правительство России одобрило и внесло в Госдуму законопроект Минтранса о развитии так называемого внеуличного транспорта, который не задействует для перевозки пассажиров городские автодороги.

В связи с этим в Екатеринбурге вновь стали активно обсуждать возможности возобновления строительства метрополитена и перспективы возведения монорельсовой дороги. Второе для города — нечто новое. Во вторник, 15 ноября, в Уральском доме науки и техники (ул. Академика Бардина, 28) прошло заседание круглого стола «Проблемы и перспективы монорельсового транспорта на Урале».

Напомним, что монорельсовый транспорт — вид транспорта, в котором пассажирские вагоны перемещаются по балке — монорельсу, установленному на опорах или эстакаде на некотором расстоянии над землёй или под монорельсом. Этот транспорт классифицируют по ряду признаков: по компоновке — навесной или подвесной транспорт; по конструкции опорно-ходовой части подвижного состава — с колёсной, пневматической, магнитной подвеской или на скользящих опорах; с воздушно-реактивным двигателем; с линейным электрическим приводом; с открытой или закрытой ходовой направляющей, установленной симметрично или несимметрично относительно опор.

Создание первых монорельсовых дорог относится к началу XIX века. Первая в России грузовая монорельсовая дорога с конной тягой была построена в 1820 году под Москвой (с. Мечково). К началу XX века в мире было уже несколько монорельсовых систем: в Тунисе, в США, Ирландии. В 1889-м под Санкт-Петербургом, в Гатчине, была проложена первая электрифицированная дорога на монорельсе. Однако широкого распространения этот вид транспорта в России, в отличие от западных стран, не получил. Сегодня в нашей стране он представлен единственной линией, расположенной в Северо-Восточном административном округе столицы.

Схема монорельсовых дорог в столице Урала (проект). Фото: Александр ОСОКИН.

На заседании круглого стола в Екатеринбурге вновь пытались актуализировать идею строительства кольцевой монорельсовой дороги.

— Монорельс — безопасный, комфортабельный, имиджевый транспорт, — считает член Екатеринбургского союза научных и инженерных организаций Геннадий ОБЕРЮХТИН. — Среди преимуществ — низкий уровень шума (чуть громче стиральной машины), экологичность (нет выбросов выхлопных газов в атмосферу). А ещё из окна вагона одновременно с ездой можно с высоты любоваться красотами столицы Урала.

Однако после окончания этого выступления среди экспертов-инженеров разгорелась жаркая дискуссия о целесообразности самой задумки. Поскольку на практике монорельсовый транспорт часто движется с низкой скоростью (максимум 25 км/час), а монорельсовые дороги не могут справиться с большими пассажиропотоками. Высокой скорости (от 60 до 150 км/ч) можно достичь лишь на прямой линии.

Кроме того, зимой из-за деформации или обледенения рельса часто случаются аварии. Потенциально существует опасность падения состава с большой высоты. К тому же в случае остановки вагона из-за аварии или технических проблем пассажиры не могут покинуть вагоны.

Добавим ещё и то, что монорельсовая стрелка — громоздкое, сложное сооружение, время её перевода — 30 секунд (в отличие от железнодорожных стрелок, которые переводятся значительно быстрее). Остаётся и вопрос, как впишется новый вид транспорта в городской ландшафт Екатеринбурга, в облик города.

И главный вопрос — экономическая целесообразность. Монорельсовые дороги почти нигде не стандартизированы, что делает невероятно дорогой покупку подвижного состава. Во время обсуждения прозвучали общие слова о том, что строительство монорельса менее затратно, чем строительство метрополитена, но цифры, подтверждающие это, приведены не были. Впрочем, это не значит, что вопрос закрыт…



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook