27 января 2017, пятница, 05:59
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Закон работает. Зачем его менять?

Предлагаемые новшества по ОСАГО вызывают жёсткую критику автовладельцев Евгений СУСОРОВ, 23 января 2017
Водители, чьи «железные кони» пострадали в ДТП, лишатся выбора. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Новый закон об ОСАГО, принятия которого с волнением ожидают автомобилисты России, выгоднее страховщикам, но сильно осложнит жизнь владельцам личного транспорта. С таким заявлением выступили в понедельник активисты Федерации автовладельцев России в Свердловской области.

В чём же, по мнению водителей, коренятся огрехи новых правил оформления страховки? Прежде всего — в «добровольно-принудительном» характере предоставления страховой услуги. Если закон вступит в силу, водители, чьи «железные кони» пострадали в ДТП, уже не смогут выбирать, что им делать: отдавать машину в ремонт, продать её на запчасти, оставить в гараже на зиму или требовать с виновника денежной компенсации. «Только ремонт!» — такова квинтэссенция идеи разработчиков закона.

Более того: теперь страховая компания, в которой автовладелец приобрёл полис ОСАГО, сама будет выбирать, в каком именно автосервисе покалеченный автомобиль будет «лечиться». Исключения составят лишь случаи, когда в населённом пункте нет автосервиса, либо в результате ДТП произошло полное разрушение автомобиля. Либо не полное, но общая сумма ремонта превышает 400 000 рублей. Правда, в одном из вариантов законопроекта предусмотрена смягчающая поправка: мол, если ремонт произведён некачественно, владелец машины может требовать денежной компенсации. Но, как заявили активисты Федерации автовладельцев России, против этой поправки настроены слишком многие, включая Минфин РФ. Кроме того, подчеркнул один из активистов Владимир СЕЛЯНИН, такая возможность должна быть подкреплена нормативными актами, регулирующими сроки и среднюю стоимость ремонта. Пока этих документов нет, разговор вести не о чем.

Недоверие автовладельцев к страховым компаниям имеет давние корни. Водители не раз становились жертвами откровенного навязывания услуг при заключении договора ОСАГО, включая страхование жизни и расходов на ритуальные услуги в случае смерти владельца полиса. Раздражает автомобилистов и вечное затягивание сроков оформления, медленный документооборот и дефицит грамотных экспертов, могущих беспристрастно определить точную стоимость ремонта. В небольших городах зачастую рынок страхования монополизирован какой-нибудь одной крупной компанией. Теперь же все эти недостатки системы превратятся в почву для откровенных нарушений прав потребителя, считает другой активист Федерации автовладельцев Олег ТАРАТУТИН. Правда, сторонники нового закона мотивируют его необходимость борьбой с так называемыми «чёрными юристами». Но логично предположить с большой долей вероятности, что после введения новых правил страхования «чёрные юристы» не уйдут с рынка, а просто переквалифицируются: будут заниматься уже не пострадавшими в ДТП машинами, а последствиями некачественного ремонта.

Последствия же эти могут быть очень серьёзными: начиная от «неродных» запчастей, поставленных в машину виртуозами-слесарями, и заканчивая элементарными техническими ошибками при ремонте, из-за которых автомобиль может окончательно выйти из строя. При этом сам сервис за плохо выполненную работу, оказывается, ответственности не понесёт: «платить по счетам» будет страховая компания, которая направила машину в ремонт. В теории это не худший вариант, однако на практике процесс возмещения ущерба, нанесённого ремонтниками, может даже при поддержке страховщиков растянуться на месяцы. Причём страховая компания, выбирая фирму сервиса, будет ориентироваться не на качество её работы, а на дешевизну услуг. Так риск напороться вместо солидного ателье на гаражную «шарашку» у клиентов вырастает в разы. А после вступления в силу нового закона у этих «шарашек» ещё и очереди вырастут: ведь получается, что обращение к ним станет обязательным для каждого водителя, даже слегка поцарапавшего машину во время парковки.

О новой, электронной форме полиса ОСАГО представители Федерации автовладельцев России также отзываются неоднозначно. С одной стороны, его появление автовладельцы восприняли позитивно: за первые дни января в России раскуплено уже 10% годового объёма электронных полисов. С другой стороны, сама процедура оформления очень сложная и практические не защищённая от мошенничества со стороны «фейковых» сайтов страхования. Подчас водителю приходится обойти 5—7 разных страховых компаний, прежде чем добиться выдачи электронного ОСАГО.

Какой же выход из создавшегося клинча видят автовладельцы? Как считает Владимир Селянин, самым оптимальным вариантом было бы добиться отмены принятия нового закона — ведь старый, образца 2014 года, вполне работает. Усилия же государства следует направить на ужесточение контроля Центробанка РФ за страховыми компаниями. Кроме того, пришло время на государственном уровне создать организацию по защите прав потребителей финансовых и банковских услуг, которая будет финансироваться из федерального бюджета и заниматься тем, чем по непонятым причинам не желает заниматься Роспотребнадзор: подавать в суды иски на защиту граждан, пострадавших от махинаций страховщиков и предприятий автосервиса. А если уж и отправляться к страховщикам за полисом — то в компании с грамотным юристом.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook