13 декабря 2017, среда, 14:08

Железная дорога: дела большие и малые

Лев КОЩЕЕВ, 5 декабря 2017
Фото: http://www.desktopwallpapers.ru

На стальных путях страны сегодня трудится более миллиона человек, то есть несколько процентов работоспособных россиян. Статистика перевозки грузов и людей сама по себе впечатляет, но всё равно не передает влияния железнодорожников на жизнь страны. Этот вид транспорта и в мирное время незаменим, а что уж говорить о времени военном – это сегодня единственная транспортная система, полностью подконтрольная государству. В то же время это один из ведущих заказчиков высокотехнологической продукции, а потому пружина инновационного развития отечественного машиностроения.

Поэтому III съезд был значим не только для самих железнодорожников, но и всех россиян. Здесь была презентована широкой общественности стратегия развития отрасли на ближайшее десятилетие. Правда, никаких особых сенсаций не произошло – речь шла о хорошо знакомых специалистам проектах, реализация которых уже началась.

В частности, о «северном широтном ходе» - заполярной магистрали, которая свяжет Лабытнанги, Надым и Уренгой. Длина магистрали – около 700 км – не вполне дает представление о сложности и затратности проекта. Ведь речь идет о работе в условиях невероятно сурового климата, вечной мерзлоты. Стоимость проекта – 236 млрд рублей.

Однако в результате Восточная часть Ямало-Ненецкого округа окажется связана коротким железных путем с центром России и Западной Европой, коммерческие выгоды чего очевидны. Годовой объем перевозок составит порядка 20 миллионов тонн.

Не менее значимо военно-стратегическое значение проекта. Появление рокадной железной дороги там, где совсем недавно и гравийные автодороги были наперечет, неизмеримо повышает возможности, мощь обороняющейся стороны. А потому иностранная интервенция в этот нефтегазовый регион становится полным самоубийством.

Соревнуясь с самолетом

Еще более масштабен проект трансматериковой высокоскоростной магистрали, прокладка которой начнется в следующем году. Российские железнодорожники намерены соединить «перемычкой» уже существующие и бурно развивающиеся системы высокоскоростного сообщения Западной Европы и Китая. Возникающая в результате единая евразийская система свяжет 60 стран мира, 70% населения планеты.

Тут лишний раз стоит прояснить термины. Высокоскоростное железнодорожное сообщение – это поезда со средней скоростью на маршруте свыше 200 км/час. Так что не надо его путать с сообщением «скоростным» - отличие по скорости в два раза. Технологическая разница еще сильней, как и разница в необходимых инвестициях. Если скоростной поезд может ходить по железнодорожным трассам, проложенным десятилетия назад, требуется лишь незначительная реконструкция, то поезду высокоскоростному требуются абсолютно новые пути, которые соответствуют гораздо более жестким техническим требованиям, и в прокладке которых, соответственно, задействованы принципиально новые технические решения.

России предстоит проложить второй Транссиб. В абсолютно буквальном смысле.

На сегодня есть три варианта прокладки трассы. Скорее всего, реализован постепенно будет каждый. Что касается европейской части маршрута, тут разночтений нет: Берлин – Минск – Москва – Нижний Новгород – Казань – Набережные Челны – Екатеринбург – Челябинск. А вот дальше начинаются вариации. Магистраль от Челябинска может отправиться в Астану, Урумчи и далее на юго-восток до Шанхая. Коридор № 2: от Челябинска на Курган, Омск, Новосибирск, Барнаул и далее на юг до того же Урумчи. Коридор № 3: от Новосибирска через Кузбасс до Иркутска, Чита и далее в Харбин и Пекин.

IMAG1442

Часто и с каким-то сладострастием говорится, что иностранные партнеры обязательно откажутся от сотрудничества с Россией, предпочтут альтернативные варианты. Но одного взгляда на Россию достаточно, чтобы понять – никакие это не альтернативы. Например, согласно одному из таких вариантов, отправившись из Китая через Казахстан и Туркменистан, нужно перегрузиться на теплоход, высадиться в Баку, дальше бросок до грузинских портов, водный переход до портов Болгарии… Водный транспорт медлителен, каждая перегрузка тоже отнимает значительное время.

Другой маршрут от Китая до Европы пролегает по югу континента до Стамбула. Никакой «воды», никаких пересадок. Однако трасса будет пролегать через страны, являющиеся геополитическими противниками друг друга. У Китая отвратительные отношения с Индией, Индия враждует с Пакистаном, у Пакистана всё непросто с Ираном, напряженность царит между Ираном и Турцией. Вдобавок пограничье между Турцией и Ираном – район расселения курдов, которые добиваются государственной автономии, причем добиваются нередко с оружием в руках. Стабильная работа железнодорожной трассы в такой ситуации является фантастикой.

Но насколько актуальной является трансматериковая ВСМ? Представляя проект журналистам, курирующий это направление в «РЖД» Александр МИШАРИН сделал акцент на грузоперевозках. Последние десятилетия убедительно показывают, что бизнес выбирает скорость. Отправив свой груз на другой конец материка по многовековой дороге мореплавателей через Индийский океан, Суэц и Средиземноморье или Северным Морским Путем, вы сэкономите на стоимости перевозки – но потеряете еще больше из-за того, что ваши деньги будут заморожены в товаре, который без толку болтается на борту парохода. Поэтому возможность потерять на перевозке всего сутки будет очень и очень востребована. Позиции железной дороги в этом плане усиливает еще и то, что всемирная борьба за экологию может в перспективе существенно затруднить работу авиации.

IMAG1452

Что касается пассажирских перевозок, основной их поток будет между соседними регионами. Пассажиры поезда будут по мере его прохождения сменяться на несколько раз. Кто-то поедет из Москвы до Казани, потом на этом же кресле кто-то едет от Казани до Екатеринбурга… и т. п. Как уже многократно говорилось, это невероятным образом оживит человеческие, экономические, культурные связи между регионами, соседство которых до сих пор на деле остается лишь географическим. Вы часто бываете в Казани? А это ведь столица граничащего с нами региона…

- Как только скорость становится больше 90 км/час, как только появляется комфортабельный подвижной состав – пассажир приходит, - говорит Мишарин. Родная для него Свердловская железная дорога убедительно это доказывает. Обычная электричка до Тагила и «Ласточка» отправляются чуть ли не одновременно с соседних платформ. На «Ласточку» билеты приходится покупать за несколько суток. Электричка идет практически пустой.

IMAG1443

Пока, правда, высокоскоростная трасса «Европа – Китай» - дело пусть и не отдаленного, но будущего. Железнодорожники рисуют следующее видение ситуации на 2030 год. Высокоскоростная магистраль свяжет Санкт-Петербург и Сочи через Москву, Тулу, Воронеж, Ростов, Краснодар. Что касается трансматерикового высокоскоростного пути, он от Москвы дойдет до Екатеринбурга. Скоростным Транссиб станет до Новокузнецка. Всего в ареале высокоскоростного и скоростного сообщения будет проживать 70% населения страны.

Соавтор развития

Вместе с железной дорогой в города и регионы приходит прогресс и экономическое оживление – истина, которая известна уже полтора века. Хорошо с ней знакомы и на Урале – недаром один из крупнейших городов нашей области назван именем энтузиаста Транссиба генерала Богдановича.

Однако железная дорога – не только вид транспорта. Не только работодатель или заказчик. Сегодня её вклад в развитие территории зачастую заключается в том, что она… не мешает. О том, как это происходит, на съезде рассказал губернатор Пермского края Максим РЕШЕТНИКОВ. Здесь в преддверии 300-летия Перми (оно будет в 2023 году) задумали радикально реконструировать городскую набережную, сделать её настоящей зоной отдыха. Побывав здесь летом, президент Путин план одобрил.

Однако существенная часть плана – убрать проходящие здесь железнодорожные пути, занимают достаточно много места, буквально «отрубают» набережную от остального города. Причем это не какие-то подъездные пути к предприятиям, это железнодорожная магистраль, уходящая от станции Пермь-2 на северо-восток.

1f021c19

Наверное, железнодорожники могли бы упереться, ссылаясь на десятки объективных причин. Но не стали. В переговорах между краевыми властями и руководством «РЖД» выход из ситуации был найден. Пути от Мотовилихи до Перми-2 будут разобраны. Транссиб и Горнозаводское направление будут связаны новым участком между станциями Кабельная и Пальники, который пройдет через новый автомобильно-железнодорожный мост через Каму. Заодно еще два плюса. Открываются новые возможности для развития Верхне-Камской ГЭС, а также реальностью становится Северный автомобильный обход Перми.

Помогли, по словам Решетникова, железнодорожники и в реконструкции автомобильного выезда из краевого центра в направлении на Екатеринбург – автострада здесь пересекается с железнодорожным Транссибом. Учитывая густоту движения по обеим трассам, можно себе представить, насколько сложно было организовать здесь строительные работы, и в то же время насколько они были важны для комфорта пермяков-автомобилистов.  

Можно вспомнить два аналогичных «екатеринбуржских» вопроса, годами висящих как-то без решения, один поменьше, другой поглобальней. Во-первых, уже более десяти лет задуманная некогда улица Европейская так и остается абстракцией, поскольку никто не торопится особо закрывать станцию «Екатеринбург-товарный». И точно так же остается на своем месте Екатеринбург-Сортировочный, хотя, было дело, поговаривали о выносе её в район Седельниково к 2025 году. Жилья на «Семи ключах» всё больше, то есть всё большему числу женщин приходится укладывать детей спать под душераздирающий скрежет вагонных замедлителей, раздающийся на километры окрест.

Наверное, шум можно как-то победить или хотя бы не сортировать вагоны ночью, но остается вопрос «разрядных грузов». Если их продолжают здесь обрабатывать, то сохраняется угроза такой же аварии, какая была в 1988 году, или даже более худшей. Кроме того, на Сортировку и с неё такие грузы путешествуют через весь город…

sverdlovsk-0188-1Последствия взрыва 4 октября 1988 года. Фото из коллекции сайта обычный-свердловск.рф

А у нас ведь тоже в 2023 году 300-летие, чем мы хуже Перми? Да еще и ЭКСПО в 2030 году…

Словом, искренние пожелания железнодорожникам успехов в их глобальных проектах – но и просьба не забывать о мелких нуждах «третьей столицы»…



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF