19 февраля 2018, понедельник, 20:11

Городской транспорт: польза простых решений

Виктор ТОЛСТЕНКО, 3 ноября 2012
Торжественный пуск новой трамвайной линии на ул. Фучика. Фото: Антон БУЦЕНКО.

В четверг открылась ещё одна трамвайная линия — по ул. Фучика (связывает улицы 8 Марта и Белинского в районе станции метро «Ботаническая»); путь одного из старейших и популярных екатеринбургских маршрутов — № 5, что следует с площади Первой пятилетки, продлён до нового трамвайного кольца; отсюда заложен и свеженький маршрут № 34 — до «Керамической».

Казалось бы, новая ветка всего-то 3 200 метров длиной, но по расчётам специалистов, она способна будет разгрузить одну из самых напряжённых магистралей —8 Марта, переключив наземный пассажиропоток в несколько десятков тысяч человек в день в метро. Свободнее станет на этих направлениях общественный наземный транспорт. Не доверять этим экспертным оценкам нет оснований: достаточно вспомнить, что с пуском в декабре прошлого года станции метро «Ботаническая» численность пассажиров екатеринбургского метро прибавилась более чем на 600 тысяч человек в месяц; а с пуском в нынешнем июле «Чкаловской» — ещё почти на 2 миллиона, и теперь екатеринбургский метрополитен перевозит в сутки до 180 тысяч человек, в то время как ещё год назад пассажиропоток был на уровне 100—110 тысяч человек. Как говорится, почувствуйте разницу. Да и без экспертов было замечено, как даже многие автомобилисты с пуском всей первой линии метрополитена предпочитали уже спуститься в подземку, нежели ехать в центр города либо через него на своих авто — что уж говорить о тех горожанах, что каждый день перемещаются только общественным транспортом.

Но эксперты со своим учёным упрямством доказывают, что польза не в одних только уменьшении или перенаправлении пассажиропотоков, которые добавляют удобств людям. Польза в том, что разгруженные магистрали увеличивают скорости передвижения по мегаполису — а это повышение производительности труда (ввиду сокращения затрат времени на передвижение к местам работы и обратно, а также улучшения психологического состояния горожан), и та же ветка метро способна разгрузить параллельные и примыкающие к ним наземные магистрали на треть. Кроме того, скорость движения грузового транспорта по городским улицам — один из факторов, влияющих на формирование цен на товары, которые мы приобретаем в магазинах; соответственно, чем меньше пробок, тем меньше затраты транспортников и тем ниже уровень транспортных издержек, закладываемых производителями и продавцами в себестоимость и цену товара. Простая формула. И если рассуждать здраво, то 172 млн. рублей из муниципального бюджета на скромную трамвайную линию уже в ближайшее время обернутся многими сотнями миллионов рублей прибытка: горожанам, бизнесу и тому же муниципальному бюджету — в виде налоговых поступлений с успешно развивающейся экономики. Замечу, что не только бюджет города — бюджеты региона и Федерации выигрывают от развития екатеринбургской экономики ещё больше, ибо основной поток налоговых поступлений идёт на государственный уровень. А экономика Екатеринбурга, как известно, даёт до половины всего объёма прибавки в региональный валовой продукт, и в ВВП России её доля намного выше, чем у большинства субъектов Федерации.

Глава Екатеринбурга — председатель Екатеринбургской городской Думы Евгений ПОРУНОВ и глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ, собственно, это тоже имели в виду, открывая новую трамвайную линию и говоря слова благодарности строителям и транспортникам, которые пустили линию намного раньше намеченного срока. Екатеринбург рассчитывает, что в развитие его транспортных коммуникаций весомую лепту внесут и областной, и федеральный бюджеты.

Во вторник пришло подтверждение, что в проекте областного бюджета на 2013 год значится выделение 470 млн. рублей на строительство второй ветки екатеринбургского метро — с ВИЗа до Центра (эта первая очередь второй линии будет включать 4 станции — а перспектива до ЖБИ). Помнится, в июле премьер-министр РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ заявлял, что софинансирование строительства метро в Екатеринбурге со стороны федерального бюджета может составить до половины от необходимой суммы. И коль скоро федеральное финансирование привязали к объёму вкладов регионального и муниципального бюджетов (муниципалитет, к слову, свою финансовую долю исправно и многие годы фактически единолично вносил), то бюджетное решение региональной власти надо срочно отправлять в Москву — чтоб и Федерация своё обещание сдержала.

Отрадно, что в проекте областного бюджета значится разработанная в целях подготовки транспортной инфраструктуры Екатеринбурга к проведению ЧМ-2018 подпрограмма «Содействие развитию муниципального образования «город Екатеринбург» как центра Свердловской области — «Столица», на которую в течение четырёх лет (2013—2016 годы) выделят 16,5 млрд. рублей. Предполагается, что эти средства пойдут на строительство транспортных развязок, ремонт дорог, дворовых территорий и проездов, расширение перекрёстков.

А что касается района, куда пущена новая трамвайная линия, то это уже элемент планируемого городом большого транспортного узла на Ботанике, где сосредоточатся метро, междугородние автобусы, наземный городской транспорт. И с этого узла пойдут маршруты в направлении Челябинска, Серова, Тюмени, — разгрузив внутригородские магистрали.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook