12 марта 2018, понедельник, 20:33

Летайте поездами РЖД?

Назвать железную дорогу и воздушный транспорт территорией, свободной от криминала, язык не повернётся Евгений СУСОРОВ, 21 февраля 2013
«Рамка» есть. Стража порядка не видно… Фото: Антон БУЦЕНКО.

Из примерно 40 000 обращений граждан, пострадавших от преступлений на транспорте, только 6 545 превратились в полноценные уголовные дела, общая раскрываемость по которым в 2012 году составила чуть больше 70%.

Головная боль всё та же

Об этом сообщил во вторник на пресс-конференции в пресс-центре «КП-Урал» начальник Управления на транспорте МВД России по УрФО, генерал-майор полиции Александр КЕМ. По сравнению с предыдущим годом динамика вроде бы положительная, учитывая территорию ответственности уральской транспортной полиции — 8 субъектов федерации двух федеральных округов, а также изрядное (было сказано о примерно 18%) сокращение личного состава, случившееся у «транспортников» в ходе реформы МВД. Да и территория деятельности сотрудников управления обширна: 2 железные дороги, 2 пароходства, 23 аэропорта, где положено бороться с хулиганами, ворами, наркодилерами и даже террористами. Правда, последние, к счастью, транспортные сети Урала пока обходят стороной. Если, конечно, не считать 8 «лже-минирований», случившихся в 2012 году на вокзалах и в аэропортах УрФО, по которым, как было объявлено, все фигуранты обнаружены, задержаны и отданы в руки правосудия.

Зато по-прежнему головной болью остаются кражи личного имущества пассажиров (раскрываемость их составляет всего 43% от общего числа), хищение грузов и попытки провоза наркотиков. Таких попыток за прошлый год пресечено свыше тысячи, изъято 90 кг наркотических веществ. В основном, будем откровенны, благодаря внедрению на вокзалах, в аэропортах и в самих транспортных средствах систем видеонаблюдения, «рамок» досмотра и переносных терминалов, с помощью которых сотрудники транспортной полиции любого пассажира могут «пробить» по центральной базе данных прямо в вагоне или на перроне. Видеокамеры имеются и на товарных составах, что позволило обезвредить две группы, промышлявшие кражей чёрных и цветных металлов из вагонов. Некоторые из таких «ковбоев» могли всего за 15 минут украсть из движущегося поезда и сбросить под откос 20 тонн металлического вторсырья. Чтобы потом, к слову, продать на чёрном рынке всего-то по 1 000 рублей за тонну.

Под охраной 150 составов из 800

Разумеется, это не значит, что пользоваться услугами транспорта опаснее, чем, к примеру, выйти поздним вечером в магазин, купить заграничную турпутёвку или взять кредит в банке. В каждой сфере жизни есть свои криминальные риски — и не стоит забывать, что подавляющее большинство пассажиров поездов и самолётов всё-таки законопослушные люди. Тем не менее назвать сегодня железную дорогу и воздушный транспорт зоной, свободной от криминала, язык не повернётся: 40 000 преступлений за год, причём только попавших в официальную полицейскую хронику, — повод для серьёзной тревоги. Александр Кем, естественно, утверждает, что пассажиры сами «помогают» преступникам успешно вести свой чёрный бизнес. Что 99% всех преступлений, совершаемых в поездах, — результат пьянства и безалаберности.

Но вот ответ на вопрос «Что делать законопослушной и ни в чём не виноватой жертве ограбления?» только на первый взгляд очень прост. Казалось бы: не теряй времени, оповести о факте кражи проводника. Тот свяжется с линейной бригадой полиции, та проведёт предварительное расследование «по горячим следам» — а на ближайшей станции к ней присоединится «посадочная группа» в лице сотрудника угрозыска, дознавателя и эксперта. И — дело, как говорится, в шляпе. Не тут-то было.

Составлен список самых «проблемных» поездов, которые берутся «под сопровождение» в первую очередь, — в нём 150 составов. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Александр Кем сообщил, что от сокращения штатов «пострадали» в том числе и подразделения по сопровождению поездов — в результате ситуацию во всех 15 вагонах пассажирского поезда приходится контролировать наряду из 2—3 сотрудников.

Много это или мало? В ситуации, сходной с 90-ми годами прошлого века, когда всю страну захлестнул вал преступности, — наверное, недостаточно. Во всех остальных случаях от сотрудников транспортной полиции требуется только одно: быть наготове. Однако транспортное управление МВД по УрФО составило список самых «проблемных» поездов, которые берутся «под сопровождение» в первую очередь. Сегодня в этом списке 150 составов из 800, ежедневно курсирующих по Свердловской и Южно-Уральской железным дорогам. Следовательно, 650 поездов попадают, как ни крути, в «группу риска».

В каком из них сейчас едете вы, читатель?

Цена вопроса — розетка

Есть ли у транспортной полиции Урала конкретный план по улучшению своей работы? По словам её руководителя — есть: это и увеличение числа видеокамер на вокзалах, и дальнейшее внедрение металлоискательных рамок и турникетов, и увеличение штата сотрудников за счёт повышения зарплаты, и усиление мер по проверке пассажиров. В том числе и тех, кто за былые прегрешения попадёт в «черные списки» — разумеется, после вступления в силу соответствующего федерального закона.

Но досмотр пассажиров — тоже не панацея: если на воздушном транспорте в прошлом году этой процедуре подверглось 7 миллионов человек, то на железной дороге, особенно в часы пик, досмотреть все 100% пассажиропотока практически нереально. А нередки и ситуации, когда «рамка» на входе в вокзал есть, а сотрудника полиции возле неё — нет. Именно халатность службы безопасности 2 года назад облегчила террористу-смертнику задачу устроить взрыв в аэропорту Домодедово. Да и сама «рамка» — весьма дорогое удовольствие: один комплекс видеосистемы вместе с камерами, мониторами и прочими комплектующими тянет на сумму в 30 000 000 рублей. Это, конечно, копейки по сравнению с суммой, заложенной в федеральную программу обеспечения безопасности на транспорте, — 46,7 млрд. рублей. При условии, что финансовую нагрузку с государственным бюджетом разделит и бюджет предприятий перевозчиков: авиакомпаний и РЖД.

Тем более что если оборудование вокзалов и платформ действительно требует серьёзных капиталовложений, то «апргейд» тех же вагонов обойдётся в куда меньшую сумму. Там и сделать-то всего ничего: оснастить вагоны дополнительными ящиками для хранения личных вещей пассажиров, а в придачу к постельному белью выдавать и ключ от ящика. А каждое купе — в том числе и в плацкартных вагонах — оборудовать розеткой для зарядки мобильных устройств. Тогда пассажирам не пришлось бы идти на риск, оставляя свои телефоны на подзарядку в единственном более-менее доступном для этого месте — тамбуре перед туалетом.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.






Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook