Родитель, будь готов к ЕГЭ!
Психологи отмечают: больше самого выпускника ЕГЭ боятся разве что его родители. Впрочем, волнением делу не поможешь, а верно избранной стратегией подготовки любимого чада к экзамену — очень даже. Об этом говорилось на образовательном форуме «Я готовлюсь к ЕГЭ-2017», который прошёл в Екатеринбурге в минувшее воскресенье.
По словам одного из спикеров форума преподавателя Валерии КОРИНЧЕНКО, первое, что нужно сделать — помочь ребёнку поставить перед собой максимально конкретную цель, которая выражается в количестве баллов по тем или иным предметам.
— Для этого надо определиться с направлением и вузом, после чего посмотреть на сайте учреждения, сколько баллов по тем или иным предметам обеспечивает прохождение на бюджет. Или на платное отделение — цель может быть и такой, — пояснила Валерия.
Следующий шаг — оценить, на какой стартовой позиции находится ребёнок. Проще говоря, сколько баллов он в состоянии набрать по выбранным предметам уже сейчас. Пробное тестирование можно пройти, например, на тематических сайтах, при школе или в рамках программ продвижения различных курсов по подготовке к ЕГЭ (уже сейчас некоторые предлагают бесплатную диагностику ребёнка). Кстати, на пути от старта до цели тестироваться придётся не единожды, чтобы отслеживать динамику.
Далее помогаем выпускнику разработать личную стратегию: вместе продумываем, как улучшить результат (если до цели далеко).
Здесь возможны разные варианты. Самый бюджетный — самостоятельная подготовка ученика. Ресурсов, которые позволяют «набить руку», немало: от сайта Федерального института педагогических измерений — FIPI до тематических сообществ в соцсетях (например, «ЕГЭ-2017 — Самоподготовка»). Можно заниматься и по бумажным сборникам задач (правда, выпущенные летом и раньше не гарантируют актуальную информацию).
— Важно помнить о том, что готовиться к экзамену не равно готовиться к предмету. По статистике больше 80 баллов (результат, дающий шанс на поступление на бюджет в ведущие вузы страны. — Прим. авт.) получают всего 2,9 % выпускников, в то время как отличников много больше. То есть помимо знания предмета понадобится знание критериев оценивания, которые прописаны в спецификации (размещены на том же FIPI), и других нюансов, — подчеркнула Валерия Коринченко.
Впрочем, самоподготовка уже не является приоритетным способом подготовки учащихся. Валерия привела статистику по Москве, которая показала, что этому варианту в 2015 году отдало предпочтение 26% учащихся. С репетиторами занимались 43% выпускников, 19% посещали специальные курсы подготовки к ЕГЭ, а 12% выбрали курсы при вузах.
Понятно, что выбор способа подготовки тоже ляжет на родителей. И здесь важно не ошибиться.
— Будущий преподаватель должен знать не только предмет, но и изменения в ЕГЭ, критерии оценивания и процедуру экзамена, — рассказала Валерия. — Неплохо, если преподаватель сам сдал ЕГЭ — и сдал на «отлично». По этой причине курсы при вузах уже проигрывают репетиторам и специальным курсам.
Разумеется, человек, который будет готовить вашего ребёнка к экзамену, должен помимо уже перечисленного хорошо преподносить материал, владеть только самыми эффективными методами решения задач (это позволит сэкономить время на ЕГЭ), быть заинтересованным в результате, а ещё обеспечивать необходимую атмосферу, в которой ученик не будет стесняться задавать вопросы. Психологическая подготовка выпускника к ЕГЭ — тоже задача преподавателя. К слову, доказано, что стресс, невнимательность, неуверенность в своих силах, неопределённость в будущем и демотивирующее окружение могут стоить экзаменуемым… потери 10—15% баллов!
Валерия КОРИНЧЕНКО. Фото: Надежда БАЯНДИНА.
Родители тоже должны быть немножко психологами, чтобы вовремя разглядеть симптомы переживания ребёнка. Спикер форума назвала 4 из них: это вытеснение («Не очень-то и хотелось!») — защитный механизм, с помощью которого мы пытаемся уменьшить значимость грядущего события; проекция («Это не мне надо сдать ЕГЭ на 90 и поступить в вуз, а маме, так что не буду заморачиваться»); избегание («Задачи на исследование функции я оставлю на потом». На когда? На «после экзамена»?) и мученичество («До экзамена — никаких компьютерных игр/встреч с друзьями/шоколада/телевизора»). Заметив эти тревожные звоночки, постарайтесь выправить ситуацию, а если не получится, обратитесь за помощью к специалисту.
— Очень важно в процессе подготовки ребёнка к ЕГЭ хвалить его. Но похвала похвале рознь. Если мы будем говорить: «Ты самый умный и т. п.» — мы рискуем убедить выпускника в том, что он действительно умный, а потому может ни к чему не готовиться, — предостерегла Валерия. — Акцентируйте внимание на труде: «Ты хорошо потрудился, поэтому улучшил свой результат».
Ну и, конечно, родителям неплохо бы подумать о своём душевном состоянии. Спокойные папа с мамой — спокойный ребёнок!
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|