23 октября 2017, понедельник, 05:44
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Андрей Молоков: Миллионнику нужен комфорт

Почему мегаполис не может развиваться без создания удобной для горожан среды? Станислав БЕССОНОВ, 9 июня 2017
Благоустройство набережной Исети — яркий пример создания комфортного общественного пространства. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Екатеринбург из года в год прирастает всё новыми квадратными метрами, удерживаясь в числе российских лидеров по вводу жилья и коммерческой недвижимости. Однако для мегаполиса важно не только активно застраиваться — без создания комфортной для проживания среды эти «квадраты» сами по себе вряд ли станут драйверами для дальнейшего развития города.

Эту позицию, в частности, разделяет Андрей МОЛОКОВ, который до недавнего времени был известен екатеринбуржцам как дважды лауреат престижной премии имени В. Н. Татищева и Г. В. де Геннина за проекты комплекса зданий на улице Николая Никонова и реконструкции «уральского Арбата» и автор ряда других объектов. И вот уже третий месяц он занимает пост начальника Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга.

Какие приоритетные задачи Андрей Викторович ставит перед собой, без чего город-миллионник не может считаться комфортным и почему Екатеринбург похож на книгу — об этом и другом руководитель Главархитектуры рассказал специально для читателей ВЕ.

Развести потоки

— За моими плечами есть определённый опыт реального проектирования. И в этом плане работу в новом статусе я, в том числе, рассматриваю как своего рода оценку своих возможностей. И, конечно, очень надеюсь, что успешно справлюсь с поставленными передо мной задачами.

Все мы видим, насколько динамично развивается мегаполис. Возникают новые жилые районы и кварталы, идёт уплотнительная застройка. В свою очередь Департамент, который я теперь возглавляю, вместе с архитекторами и застройщиками должен обязательно искать наиболее удачные градостроительные решения, способные гармонично увязывать воедино все элементы инфраструктуры, чтобы человеку было комфортно жить в Екатеринбурге.

Екатеринбург отличается компактностью застройки. Фото: архив редакции.

Здесь свой отпечаток накладывает то, что наш город очень компактный. С одной стороны, это огромное преимущество. Но с другой — постоянно происходит наложение интересов отдельных групп людей, в первую очередь автомобилистов и пешеходов. Как показывает опыт других крупных городов, в том числе зарубежных, эта проблема вполне решаемая. Да и вообще во всём мире утвердился тренд, который связан с идеей разведения потоков автолюбителей и тех, кто передвигается на велосипедах и ходит пешком. Только реализовывать её надо максимально деликатно, чтобы не возникали конфликты.

Создание комфортной среды для горожан предполагает, что автомобили всё-таки будут постепенно отходить на второй план. В приоритете же — общественный транспорт и пешеходы, у которых должна быть возможность без каких-либо барьеров и со всеми удобствами добираться пешком от одной точки города до другой. Кроме того, не обойтись и без развития сети велодорожек, модернизации остановочных комплексов для общественного транспорта и т. д.

Многие уже пришли к пониманию, что автомобиль вовсе не является для них жизненно необходимым. В городе действительно можно обходиться без собственной машины. К тому же содержать её зачастую вовсе невыгодно — зачем тратиться на бензин, обслуживание, страхование авто, если гораздо дешевле можно доехать до нужного места на такси?

Да, очень быстро ситуацию не переломить. Должно пройти какое-то время, чтобы окончательно разрушился стереотип «без автомобиля — никуда». Но это единственно верный путь для преуспевающего города-миллионника, в котором осознают, что необходимо решать проблемы с загазованностью улиц, постоянными пробками, превращением дворов не в места для отдыха, а в парковки и т. д. Это же ненормально, когда детские площадки оказываются втиснутыми между паркингами или когда нам от собственного подъезда приходится пробираться через плотные ряды машин…

Скверы, парки, променады…

— К слову, добросовестные застройщики, осваивая новые площадки, сегодня как раз стремятся делать дворы замкнутого типа, куда не допускается личный транспорт. На этот момент особое внимание обращают и специалисты Главархитектуры.

Вообще с теми, кто возводит целые кварталы или отдельные объекты, мы ведём очень серьёзную работу. Ведь необходимо не только тщательно проверять, соответствует ли будущая застройка всем утверждённым нормативам, но и смотреть, как она впишется в контекст, будет ли удобной и насколько увязана с Генпланом. Я убеждён, что, решая здесь и сейчас какие-то сиюминутные градостроительные задачи, важно соотносить их в целом с перспективами развития города.

Если говорить о конкретных проектах, которые бы позволили создать для екатеринбуржцев комфортную безбарьерную среду, то я бы назвал идею комплексного благоустройства набережной Исети от ВИЗа до Нижне-Исетского пруда. Чтобы эта территория зазвучала по-новому и была удобной для прогулок, необходимо, в частности, сделать сквозные проходы в существующих мостах через Исеть. Подобные тоннелю на Плотинке.

Начальник Главархитектуры Андрей МОЛОКОВ. Фото: Станислав БЕССОНОВ.

Хотя у нас уже имеются удачные примеры, как можно грамотно организовать такого рода общественные пространства. Взять хотя бы пешеходную улицу Вайнера. После реконструкции это знаковое для города место приобрело свой особый стиль, и при этом отнюдь не было нарушено единство окружающей застройки. Кроме того, там стали появляться всевозможные кафе, магазины, скульптуры, фонтан, заметно оживляющие улицу.

Радует, что практически в каждом районе Екатеринбурга возникают всё новые объекты, которые, как и «уральский Арбат», притягивают людей. В Кировском районе, к примеру, сейчас в планах обустроить сквер по улице Мира между Академической и Блюхера. В Чкаловском районе преображается парк на улице Юлиуса Фучика.

Сошлись в масштабах

— Приезжающие в Екатеринбург иностранцы нередко называют его по-настоящему европейским. Структурная сетка кварталов, которая стала формироваться уже с момента основания города, и правда напоминает ту, что можно встретить в Европе. Она позволяет легко ориентироваться в пространстве. Вдобавок масштабы застройки у нас точно так же соразмерны прохожим. Иными словами, благодаря выверенному сочетанию этажности домов пешеход не чувствует себя маленьким человеком, буквально задавленными нависающими зданиями. Эта сомасштабность тоже формирует очень комфортную среду.

Но она не только удобна, но и притягательна. Наш город подобен книге, по которой можно изучать самые разные эпохи. И действительно — все периоды развития Екатеринбурга нашли своё отражение в архитектуре, они буквально прочитываются в зданиях. Это многообразие во многом и определяет уникальность уральской столицы, где, скажем, современная высотная застройка органично вписывается в исторический ландшафт. И где всегда открыты новому опыту. Не случайно на карте города появляются объекты, спроектированные зарубежными коллегами. Иностранцы делятся с нами ценными наработками, которые за границей уже давно применяют, хотя для нас эти технологии зачастую — настоящая революция.

Такой обмен знаниями вдохновляет местных архитекторов, служит им стимулом для дальнейших поисков и самосовершенствования. В итоге в различных районах появляется всё больше объектов, которые продуманы до мелочей. Их авторы решают не чисто утилитарную задачу, а стараются комплексно осваивать территорию застройки, предусматривая всю необходимую социальную инфраструктуру и возможность обустройства уютных и удобных общественных пространств.

Из досье

Андрей Молоков родился 30 июля 1963 года в Красноуральске. В 1986-м окончил Свердловский архитектурный институт по специальности «Архитектура». С этого же года работал архитектором в проектной группе Свердловской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской, старшим инженером Свердловского спорткомбината «Динамо», архитектором кооператива «Урман». С 1989 по 1993 годы — архитектор в Свердловском проектном институте «Свердловскгражданпроект». Затем в течение года был главным архитектором ТОО «Ателье Дом». Последующие два года — ведущий архитектор АО «Уралгражданпроект». С 1996 по 1999 годы возглавлял унитарное муниципальное предприятие «Дорпроект». После этого по 2002 год работал главным архитектором проектного бюро «Энергостройпроект». С 2002 по 2005 годы Андрей Викторович трудился в должности главного архитектора ООО «Грачев, Молоков и партнеры». С 2005-го являлся директором и главным архитектором ООО «Архитектурная мастерская Молокова».

Андрей Молоков — член правления Свердловской организации Союза архитекторов России и один из основателей и организаторов конкурса архитекторов «АРХ-ИДЕЯ» от Союза архитекторов России.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF