1 февраля 2018, четверг, 17:55

... и можем собственных Ван Гогов!

Евгений СУСОРОВ, 22 декабря 2011

Мало кто из екатеринбуржцев с ходу сегодня вспомнит, кто такая была Роза Люксембург и чем прославилась. Вроде бы революционерка. Вроде бы в Германии жила. С Кларой Цеткин дружила. А вот улицу имени пламенной немецкой социал-демократки в уральской столице знают все, от мала до велика. И сто лет назад эта улица была весьма популярна у зажиточной части населения. И даже двести лет назад. Правда, в начале ХХ века екатеринбургские обыватели величали ее «Златоустовской», а в эпоху императора Александра I – и вовсе «Заячьей». С этой частью Екатеринбурга связаны биографии многих знаменитых горожан – основателя первой на Урале водолечебницы В. А. Доброхотова, фотографов братьев Козловых, предпринимателя Е. И. Ошуркова, изобретателя радио Александра Попова, художника Леонарда Туржанского, архитектора Иосифа Фальковского. Но если Попов – фамилия известная во всем мире, то о Фальковском и Туржанском массовому читателю известно немного. И совершенно зря. Весьма, заметим, знаковые персоны, и не только для своего времени.

 Они за интернационал!

Имя Иосифа ФАЛЬКОВСКОГО жители Екатеринбурга привыкли связывать с его усадьбой на улице Красноармейской. А историки добавят, что этот потомок польского шляхтича (и сам ревностный католик) был человеком весьма разносторонних дарований. Послужил России и на поприще военного инженера, и предпринимателем неплохим себя зарекомендовал (одним из первых занялся разработкой и производством асфальтового покрытия для городских улиц), и в судебной сфере отметился, и в политике (был гласным Екатеринбургской городской думы), и  в краеведении (был одним из активистов общества УОЛЕ). Кроме того, прославился Иосиф Львович еще и как талантливый архитектор: по его проектам построены храм в селе Коневском Екатеринбургского уезда, детская больница при городской общине сестер милосердия, павильон общества велосипедистов-любителей, екатеринбургская контора Госбанка. В том числе Фальковский спроектировал – в соавторстве с не менее знаменитым архитектором Юлием Дютелем – здание Русского общества торговли аптекарскими товарами по адресу Златоустовская, 34 (ныне – Федерация профсоюзов Свердловской области). Здание выполнено в знаковом для екатеринбургской архитектуры того времени стиле «модерн». Великолепием внешней отделки вполне может соперничать с лучшими купеческими особняками Санкт-Петербурга, тогдашней столицы Российской империи. Еще бы! Ведь Юлий Осипович Дютель и в Северной столице много чего построил – например, Доходный дом Тупикова на углу Невского и Литейного. В Санкт-Петербурге же находился, как сейчас говорят, «головной офис» Общества торговли аптекарскими товарами, а контрольным пакетом акций первого в России «фармацевтического концерна» владел немецкий барон фон Залле. Благодаря этому на складах екатеринбургских аптек всегда имелись новейшие лекарственные препараты из Германии. Заметим себе: таблетки немецкие, потребители – уральские, здание сооружено немцем и поляком. Настоящий «интернационал», безо всяких там красных знамен, тачанок и экспроприации экспроприаторов.

Большой певец Малого Истока

По соседству с аптечной «империей», в доме № 32, провел детство и юность знаменитый художник-импрессионист Леонард ТУРЖАНСКИЙ. Точнее сказать – один из отцов-основателей русской школы импрессионизма, почитаемый в художественных кругах никак не меньше, чем Левитан, Грабарь или Коровин. Семья Туржанских считалась не очень состоятельной, все-таки не купцы какие-нибудь, а скромные врачи,  поэтому владела всего двумя домами: № 32 и 30. Так как собственным художественным училищем Екатеринбург обзавелся лишь в 1902 году, пришлось Туржанскому отравиться на учебу в Санкт-Петербург, в Школу искусств Строганова, а затем продолжить образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. К развитию таланта юного уральца приложили тогда руку самые что ни на есть корифеи — Валентин СЕРОВ и Константин КОРОВИН. Со временем Туржанский стал одним из членов легендарного Товарищества передвижных художественных выставок. Однако свою малую родину никогда не забывал: огромная часть его пейзажей посвящена Уралу, а конкретно – деревенькам и заливным лугам под Малым Истоком. По филигранной технике и буйству красок многие его пейзажи (к примеру, знаменитая картина «В полдень») ничем не уступают «Арльским виноградникам» и «Подсолнухам» великого Ван Гога.

Дом № 32 – каменная часть «родового гнезда» Туржанских – до наших дней сохранился относительно неплохо: сегодня его площади арендуют разного рода туристические фирмы. А вот кирпично-деревянный флигель, значившийся на картах под номером 30, увы, уже давно разрушился. По словам начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия министерства культуры Свердловской области Юрия КУРАШОВА, перед революцией в нем размешалось Общество попечителей о начальном образовании. А потом, уже в советское время, дом опять был заселен жильцами, однако к началу 90-х годов здание сильно обветшало. Встал вопрос: что делать с пустующей «коробкой». Частники отказывались брать помещение в аренду, тем более приобретать в собственность. Областной Минкульт тем временем решал, оставлять эту часть «дома Туржанского» в списке охраняемых памятников или исключить за невозможностью нормальной реставрации. Пока власти думали, здание разрушилось окончательно. Теперь его руины скрыты от глаз горожан за высоким забором. А вот погреб дома Туржанских  уцелел! Недавно его обнаружили рабочие одной из строительных фирм, занимающейся возведение офисных зданий на улице Розы Люксембург.

Уж не в этом ли погребе при тусклом свете керосинки писал свои ученические этюды будущий «певец Малого Истока»?



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook