21 июля 2018, суббота, 08:32

Живая глина лучше пластилина!

Продолжаем путешествие по творческим объединениям Дома детского творчества Ленинского района Надежда БАЯНДИНА, 4 сентября 2013

Мы продолжаем путешествовать по Дому детского творчества ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА, отмечающему в этом году 60 лет (предыдущие выпуски проекта — в номерах «ВЕ» за 27 июня, 4, 12, 24, 30 июля, 2, 7, 10, 16, 21, 23, 27, 29 и 31 августа).

Школы уже вовсю сеют «разумное, доброе, вечное», а учреждения дополнительного образования ещё продолжают набирать учащихся. Руководители творческих объединений справедливо полагают, что в каникулы мысли большинства родителей заняты исключительно подготовкой детей к школе. Зато сейчас можно, наконец, переключить внимание на плодотворный досуг.

— В нашем учреждении запись в творческие объединения будет осуществляться вплоть до 13 сентября, — рассказала директор Дома детского творчества Ленинского района Елена ДЕРЯГИНА. — Так что у горожан ещё есть время на размышления. Но с каждым днём его становится меньше. К тому же нужно помнить о том, что в любом творческом коллективе ограниченное количество мест, поэтому к тому моменту, как вы созреете, выбор может сузиться с 15 до 2-3 объединений. Советую не затягивать с решением!

В нынешнем году Дом детского творчества открывает свои двери для юных жителей района и города в статусе юбиляра. Учреждение уже приняло сотни поздравлений со своим 60-летием. Не осталась в стороне от знаменательного события и «Вечёрка», подготовив цикл публикаций о творческих объединениях ДДТ. Сегодня, например, мы совершим виртуальное путешествие в студию «Художественная керамика».

Не боги горшки обжигают, а воспитанники студии «Художественная керамика». И не только горшки, но и вазы, шкатулки, подсвечники и много других нужных вещей, которые можно поставить на самое видное место в доме. Или кому-нибудь подарить. Или же (если речь об украшении) надеть на себя. Пусть другие завидуют!

Посмотрим, чем живут юные керамисты.

Когда правда открылась

Раз в году Евгения СЕНАТОР разрисовывает красками воспитанников. Фото: архив коллектива.

Студия керамики была основана в 1994 году педагогом высшей категории Галиной ШИШКИНОЙ, а в 2011-м коллектив возглавила выпускница РГППУ Евгения СЕНАТОР. Вообще-то, ей всегда была ближе живопись. С глиной же, напротив, отношения не складывались — она буквально разваливалась в руках, отказываясь обретать нужные формы. Тем не менее в университет девушка поступила на специальность «художник-керамист».

— На самом деле многие мои однокурсники, и я в том числе, просто не разглядели слова «керамист» и были свято уверены в том, что идут учиться на художников, — улыбается Евгения Сергеевна.

Когда правда открылась (а случилось это только после первого семестра), Евгения Сенатор не отступила. Наоборот, направила все свои силы на борьбу с неподатливым материалом. И победила. Глина перестала сопротивляться и раскрыла перед студенткой массу возможностей.

На старших курсах будущий специалист стала подрабатывать в свободное от учёбы время изготовлением слепков с ножек и ручек новорождённых. Окончательное объединение профессиональных навыков и умения находить общий язык с детьми произошло в Доме детского творчества (ДДТ).

Терпение, только терпение

Глину неслучайно называют «живой».

Директор Дома детского творчества Ленинского района Елена ДЕРЯГИНА. Фото: Антон БУЦЕНКО.

— По мнению учёных, этот природный материал обладает поистине целебными свойствами, — делится знаниями директор ДДТ Елена Дерягина. — Процесс лепки успокаивает и умиротворяет, поэтому занятия по керамике используют в качестве арт-терапии.

Кроме того, работа с глиной развивает мелкую моторику, формирует пространственное воображение (в связи с трёхмерностью изображения), повышает концентрацию внимания. А ещё учит терпению. Соединить между собой глиняные детали гораздо сложнее, чем пластилиновые. Сначала их нужно промазать шликером (специальным схватывающим составом), потом притереть, а затем сгладить (кстати, для этих целей активно применяются стоматологические шпатели и гладилки). Ситуация «приделал ногу — отпала рука, прилепил руку — отвалилось ухо» — дело обычное. Следует, закусив губу, продолжать нарабатывать необходимые навыки.

Наконец, во время лепки из глины происходит знакомство с корнями национальной культуры.

Конечно, юные воспитанники Евгении Сенатор всего этого не понимают. Для них важен факт превращения невзрачного куска материала в красивую вещь. Есть свой элемент притягательности и в процессе обжига. Правда, это, по словам педагога, вызывает известное любопытство только на первых порах. Поэтому нужно постоянно что-то выдумывать, чтобы поддерживать у маленьких непосед интерес к предмету.

Гарри Поттер спешит на помощь

Евгения Сенатор, даром что молодой специалист (а может быть, как раз благодаря этому), интуитивно нашла правильный подход к своим подопечным: начала читать на занятиях сказки. Это позволило решить сразу несколько задач. Во-первых, подогреть интерес воспитанников к занятиям. Во-вторых, создать соответствующую атмосферу, исключающую излишнюю болтовню не по делу (иначе прослушаешь, почему Гарри Поттер поступил именно так, а не иначе). В-третьих, обеспечить ассоциативную связь между процессом лепки и чем-то очень приятным.

Кроме этого, руководителем студии практикуется прослушивание аудиокниг, просмотр видеофильмов (в том числе с мастер-классами по керамике), посещение выставок…

— Педагог создаёт особую среду, в которой ребёнку интересно и психологически комфортно, и это способствует более полному раскрытию его способностей, — уверена руководитель учреждения дополнительного образования, педагог Елена Дерягина.

Раз шкатулка, два светильник…

Начинают воспитанники студии с лепки геометрических фигур — конусов, шаров, цилиндров, кубов… С каждым занятием задания будут усложняться, а навыки — совершенствоваться.

В течение трёх лет (столько длится курс обучения) подопечные Евгении Сергеевны научатся создавать рукотворные вещи самыми разными способами. Например, с помощью пластин (глину раскатывают скалкой, «выкраивают» из неё детали и соединяют между собой — таким способом можно смастерить шкатулку, светильник и т. д.) или жгутов-«колбасок» (последовательно выкладывая жгуты по кругу, можно получить эффектный сосуд). За время учёбы они узнают, чем барельеф отличается от горельефа. Освоят различные техники декорирования. Смогут не только копировать, но и воплощать в глине собственные идеи.

Примером одной из наиболее удачных работ является композиция Даниила ТАРАКИНА «Дух Нового года». Даниил решил сделать светильник в форме извергающего лаву вулкана (эффект огненной субстанции обеспечивала помещённая внутрь «вулкана» свеча). А потом дополнил композицию динозавром (мальчик оказался большим любителем древних ящеров). Педагог развила идею, проведя ассоциацию с наступавшим тогда (2012) годом Дракона. Работа получилась не просто интересной, но и актуальной, поэтому её победа на выставке «Зимняя сказка для мамы» была абсолютно предсказуема.

Кстати, участие в выставках даёт отличный стимул для дальнейшего развития.

— Публичная демонстрация работ приносит их авторам удовлетворение, повышает самооценку и мотивирует к совершенствованию навыков, — отмечает директор Дома детского творчества Елена Дерягина. — Один раз ощутив вкус победы, ребёнок захочет пережить это ещё и ещё.

Всестороннее развитие

Пластические свойства сырья, разнообразие приёмов и методов его декорирования создают большие возможности для стимулирования творческой активности учащихся. Однако воспитанники студии занимаются не только лепкой. Параллельно Евгения Сергеевна преподаёт своим подопечным искусство живописи (в планах — вести ещё один кружок, уже по ИЗО).

— Сначала ребята выполняют задание по основной теме — керамика, а потом берут бумагу, краски и начинают рисовать, — рассказывает руководитель студии. — Считаю, что это идёт им только на пользу, способствуя всестороннему развитию и поддерживая интерес к занятиям.

Однажды на целых полгода вышла из строя печка, в которой обжигались глиняные изделия. Какой-нибудь другой педагог, возможно, развёл бы руками (дескать, извините, но занятия придётся прервать), а Евгения Сенатор использовала это время для демонстрации воспитанникам студии других видов декоративно-прикладного творчества. Мальчишки и девчонки украшали с помощью декупажа столовые приборы, выкладывали ракушками рамки, отливали из гипса магнитики на холодильник…

Ещё одна интересная техника — аквагрим — практикуется на общем собрании с родителями, которое проводится по итогам года. В этот день Евгения Сергеевна традиционно разрисовывает детские физиономии безвредными косметическими красками на водной основе. А потом студийцы заглядывают в каждый уголок Дома детского творчества, даря всем работникам и гостям учреждения хорошее настроение. Ну и себе, разумеется, тоже.

С таким же хорошим настроением эти дети обязательно вернутся в студию и в наступившем году. А может быть, приведут с собой друзей…

На заметку

Если вы придёте в студию «Художественная керамика», то…

…освоите различные способы обработки глины и декорирования глиняных изделий;

…познакомитесь с другими видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

…разовьёте объёмно-пространственное воображение;

…сможете реализовать потребности к самораскрытию и самоутверждению;

…сформируете художественный и эстетический вкус;

…приобщитесь к традициям народной культуры.

Продолжение следует…



Новости по теме

«АБВ»: азбука для вожатых Содержит Фото Надежда БАЯНДИНА, 31 августа 2013
Прошло лето. Загородные лагеря закрылись до следующих школьных каникул. Но работа вожатых продолжается.
Поющая «Стрекоза» Содержит Фото Продолжаем путешествие в «Страну детства» Надежда БАЯНДИНА, 29 августа 2013
Проект «В гостях у творчества», стартовавший 27 июня, приурочен к юбилею учреждения. За это время мы рассказали уже о многих творческих объединениях ДДТ. Следующая в очереди — вокально-эстрадная группа «Стрекоза».
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook