Лиза Тайтурова: «Любой труд должен оцениваться!»
Светлые вьющиеся волосы, голубые глаза, милое детское личико – не иначе как кукла или пастушка, как назвала преподаватель Татьяна Трушникова свою ученицу. На первый взгляд кажется, что девочка под стать многим талантливым музыкантам – возвышенная, абсолютно оторванная от реальности. Но несколько сдержанных фраз бабушке, высказанное вопреки ожиданиям взрослых мнение – и первое впечатление растворяется без следа. Передо мной уже не «фарфоровая кукла», а человечек, который не боится проявлять характер и смело высказывать свои мысли.
Не в популярности дело
– Домра – довольно не популярный инструмент среди детей и подростков. Почему ты решила играть именно на ней?
– Лиза (далее Л. – О. П.) Когда я поступила в музыкальную школу, мне хотелось играть на скрипке. Но потом познакомилась с девочками-домристками, они мне рассказали про этот инструмент и заинтересовали, я ведь даже не знала, что такой существует! Так и захотелось научиться.
– Бабушка – Ираида Евгеньевна (далее И. Е. – О.П.) На самом деле, до того как поступить в музыкальную школу, чем мы только с внучкой ни занимались. А однажды она мне говорит: «Бабушка, научи меня петь». Пошли в музыкальную школу, нас послушали, сказали, ребенок музыкальный, можем поступать. Сдали экзамен – Лизу приняли. В это время у нашего преподавателя Татьяны Трушниковой (далее Т. Т. – О. П.) был ансамбль домристок «Скерцо», в который требовалась ударница. Татьяна Николаевна решила, что Лиза с этим справится, и в 5 лет она вместе с девочками стала выступать на сцене. Во что только ни ударяла: в колокольчик, бубен, кастаньеты, треугольник, маракасы.
– Не страшно было на сцене?
– Л. Не очень помню первое выступление, вроде нет. Помню свой первый конкурс. Чтобы меня не пугать, мне сказали, что это просто концерт. Вышла, сыграла, все как обычно. А потом оказалось, что выступила весьма неплохо.
– Т. Т. Чтобы выпустить ребенка играть на конкурсе, его прежде нужно обыграть. Ведь одно дело концерт, а другое – конкурс, это состояние иное! Малышей оценивает профессура консерватории. У многих талантливых детей ранимая психика, которую нужно оберегать. Если ребенок испытает сильное чувство страха, ошибется при игре, то может получить моральную травму и закрыться. Чтобы всего этого избежать, мы объясняли Лизе, что это обычный концерт. Она нам поверила и сыграла блестяще.
Глаза боятся, руки - делают
– А когда тебе уже объяснили, что предстоит играть не на концерте, а уже на конкурсе, у тебя поменялось отношение к выступлению?
Л. Не очень. Я не испугалась. Просто решила, что надо играть очень хорошо.
– Жанна Абрамовна (мама, далее Ж. А. – О. П.), отдавая ребенка в музыкальную школу, вы предполагали, что Лиза станет лауреатом российских и международных конкурсов?
– Ж. А. В свое время я играла на гитаре, муж – немного на фортепиано, старшая дочка закончила школу по классу гитары, у бабушки тоже музыкальное образование. Музыка развивает человека как личность, и нам хотелось, чтобы у Лизы просто было более разностороннее развитие. К тому же у нее были проблемы с мелкой моторикой, и нам хотелось, чтобы пальчики лучше двигались.
– А вам не хотелось, чтобы вместо стрессовых конкурсов у Лизы было более спокойное детство?
– И. Е. Конкурс формирует характер, умение себя подать, тренирует силу воли, когда нужно перешагнуть через свой страх и выйти на сцену. Тем более родители стараются, чтобы у ребенка было нормальное детство. Например, в воскресенье – день отдыха от музыки – едут кататься на лыжах, на сноуборде, гуляют, в кино ходят…К тому же много путешествуют. – Лиза, расскажи, где вы уже побывали.
– Л. Ездили в Иерусалим, были в Германии, Чехии, Индии, Таиланде ну и ….в Турции еще.
– Тебе что больше нравится – купаться в море или гулять по городу?
– Л. Хочется, чтобы было поменьше зданий. Если я уж хочу отдохнуть, то считаю, что море и пляж лучше всего для этого подходят. Лежишь на песке, греет солнце, рядом море – это гораздо эффективнее расслабляет, чем когда ты ходишь по городам. Например, в Иерусалиме мне какие-то места были непонятны, я уставала и не очень отдыхала.
– Не рано ли ребенку показали Израиль?
– Ж. А. Там живет дедушка, поэтому это была, прежде всего, поездка к нему, а не по святым местам.
– Т. Т. Добавлю еще, что я очень рада, что Лиза туда съездила. Дело в том, что я занимаюсь фестивалем «Царские дни» (ежегодный фестиваль православной культуры – прим. О. П.) , и все мои звездочки начинали с выступлений на этом фестивале. Я стараюсь детям с раннего возраста прививать духовное, чтобы лучше понимали смысл исполняемых произведений (в детском репертуаре музыка эпохи Возрождения). Да и у нас такая трагедия случилась в прошлом году, я не вылазила из храмов. Если бы не помощь свыше, не знаю, как бы справилась.
Подножка судьбы
– Что произошло?
– И. Е. В прошлом году Лизочка упала и сломала плечо. Был очень сложный перелом. Она перенесла три операции. Мучилась страшными болями, мама с ней в больнице на полу спала, дежурила у постели, чтобы поддержать и облегчить страдания. Это была первая подножка судьбы накануне 11-летия, ответственного конкурса, выпускного вечера в школе, когда намеченные планы разом сорвались и уже было не до всего, а только бы вернуться к нормальной жизни – без боли. (Смотрю на маму в ожидании продолжения рассказа – она молчит, взгляд красноречивее всего выражает пережитые чувства и эмоции.)
– Т. Т. Травма была настолько серьезная, что я была в отчаянии. Был перелом со смещением, порваны связки, девочке был вставлен металлический стержень. Это был крах.
– Чего?
– Т. Т. Моих надежд. Мы только что приехали из Москвы, откуда привезли пять лауреатских дипломов и готовились к новому международному конкурсу, который должен был вот-вот состояться. И буквально накануне Лиза ломает плечо. К тому же она должна выступать в дуэте и это обозначало, что рушится не только карьера Лизы, но и второй девочки.
– Лиза, а для тебя перелом был крахом, трагедией…?
– Л. Для меня было очень непривычно, что не играю. Не расстраивалась и не радовалась, было странно… Но это не из-за того, что я прямо так к домре привязалась и меня как-то трогает, что не могу на ней играть. Просто раньше я же очень много занималась, а тут настал какой-то странный отдых. Еще первые дни переживала, что всех подвела, но потом и это забылось – все мысли вытеснила сильная боль.
– Как можно увидеть по твоим последним достижениям, сейчас о переломе напоминает только шрам?
– Л. Месяц я совсем ничего не делала, потом уже стала понемногу заниматься – минут 10–15 в день.
– Т. Т. Я очень боялась, что будут проблемы с техникой. Но мы очень быстро все подтянули, и уже с сентября Лиза снова стала выступать на конкурсах.
– Лиза, когда ты выступаешь на конкурсах, какую ставишь перед собой цель?
– Л. Если мне очень нравится пьеса, я ее буду играть как для жюри, так и для себя. Но если произведение мне не очень по душе, то хочется получить оценку. Я считаю, что любой труд должен оцениваться.
– А одноклассники знают, что ты участвовала в ста концертах и у тебя множество наград?
– Л. У нас в школе не принято рассказывать о таких успехах. И я не горжусь тем, что играю на домре, а наоборот, стесняюсь. Многие ведь смеются над тем, что исполняю классическую музыку на каком-то непопулярном инструменте. Поэтому рассказываю о своих успехах в основном близким подругам. Одно время мне даже хотелось бросить музыкальную школу. В глубине души я была согласна с теми, кто смеялся. Но потом поняла, что у меня хорошо получается играть и выступать, так почему я должна бросать?!
– Ты бы хотела занятия музыкой сделать своей профессией?
– Л. По способностям вижу себя музыкантом, но мне больше хочется пойти по литературным путям. Прошлым летом, когда рука стала заживать, ходила на курсы тележурналистики, и мне очень понравилось общаться, высказывать свою точку зрения, что-то сочинять. В школе у меня любимый предмет – литература. Вот если бы совместить музыку и литературу, например, писать статьи на музыкальные темы, было бы замечательно.
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|