12 июля 2018, четверг, 15:46

Александр ГАГАРИН: «Позволяю детям не все, но… многое»

Лилия МАЛЬГИНА, 4 октября 2012
Фото: Антон БУЦЕНКО

Такого в моей журналистской практике еще не было: у 11-летней Марго, старшей дочери фронтмена «Сансары», прямо во время интервью выпал зуб. Молочный. «Мышке отдашь или зубной фее?» – смотрю на ошалевшего ребенка с интересом. «Какой мышке? Какой фее?.. – рыжеволосая голубоглазая девочка отвечает с искренним недоумением. – Их не существует!». «А вот мы выпавшие зубы в землю зарывали», – перехватывает инициативу Александр ГАГАРИН (далее – АГ, прим. Л.М.) Общение отца и дочери вообще напоминает игру. В поддавки.

Разрешение и наказание

Марго, строгие у тебя папа и мама (Ольга ЛЕБЕДЕВА, журналист, педагог, руководитель школы будущих родителей – прим. Л. М.)?

Марго (далее – М, прим. Л. М.) – Тут надо подумать…

АГ – Обычно родители детям все разрешают.

М – Да нет! Знаешь, какие папы бывают! Вот у моих одноклассников очень строгие родители! Одним запрещают плохо учиться, другим – поздно ложиться или долго сидеть перед компьютером...

– А что позволяют твои?

М – Папа много разрешает! Телевизор смотреть! Меня не ограничивают. Мы на компьютер все скачиваем. Сериал «Доктор Хаус» всей семьей смотрели.

Гамлет и «Школа»

АГ – Еще «Школу» Валерии Гай Германики. Спорно, можно ли Марго с подобным знакомиться. Но поскольку процесс происходил совместно, все было нормально: какие-либо моменты мы объясняли.

М – А еще меня водят в «Коляда-театр». Побывали на одном представлении в сентябре, но папа хочет бывать там еженедельно.

АГ – О!.. Сходили на… («Гамлета» – подсказывает дочь). Меня предупреждали, что постановка жесткая. Матом, переспрашиваю, ругаются? А там люди голые на сцене. И во время спектакля я больше напрягся – не знал, как Марго отреагирует. Конечно, Гамлет – сильный драматический образ, который показывает тебя как артиста, но…

М – А и мне, возможно, придется выступать в таких ролях. И должна знать, как их играть… заранее.

– «Школа», «Гамлет»… Не рановато ли?..

АГ – Нет, так как происходит это вместе с нами и, соответственно, обсуждается. А если обсуждается, то проживается. А если проживается, значит, можешь высказать эмоции или спокойствие на этот счет. А спокойствие нивелирует негативное. Когда смотрели Германику, некомфортных ситуаций, помнится, не возникало. Понравилась тебе «Школа»? (обращается к Марго)

М – Да. Но уже и забыла, о чем она. О мире подростков, кажется…

– Шекспир тебе как?

М – Мне там ничего не по.. Нет, не так! Мне там ничего не не по-нра-ви-лось!

АГ – У Марго с детством все нормально. Соприкосновение с миром взрослых происходит не нарочито, не за счет лишения чего-то, а за счет приобретения. Она варится в общем котле. У тебя (обращается к дочери) все хорошо с детством?

М (кивает) – Единственное, оно у меня, скорее, не девчачье. Мальчишеское. Наверное, потому, что единственный друг - мальчик.

Школа и литература

– В школе ты, наверное, звезда?

АГ (отвечает за дочь) – Не-е, тут учительница сказала, что Марго ярко одевается. И не могли бы мы, родители…

М – Посмотреть гардероб своей дочери…

АГ – Пересмотрели. А толку! Форму она все равно носить отказывается.

М – Так у меня ничего, кроме яркого, и нет! Что поделаешь! (притворно вздыхает)

АГ – Мы с мамой по этому поводу переживаем. Нет, не хотим сознательно защищать ребенка от контакта с обществом! Но с одной стороны, нужно уметь найти общий язык с каждым человеком. С другой – сохранить себя.

Ваш опыт прошлого не дает ответа?

АГ – Полагаю, чему-то большему, нежели философский факультет УрГУ, где учился брат, меня научило ювелирное училище – то же ПТУ, только художественное. Это были лихие 90-е, и я в лицо знал, кто шапки срывает, кто наркотой торгует. А тут мы, неформалы с длинными волосами. Но при этом все относились ко мне без негатива, просили переписать для них «Нирвану» или «Металлику». Было классно от того, что ты и контркультурный вроде, но тебя уважают. Ты иной, но как бы со всеми.

– Марго, по-вашему, среди одноклассников выделяется?

АГ – Она с полугода ходила на развивающие занятия, а за год до школы стала заниматься у Александра Лобка. Он педагог с альтернативным видением мотивации к учебе. Интересно стало и мне! Раз в неделю, по субботам, – даже после ночного клуба – приходил и наблюдал, как он общается с детьми. А потом начался 1-й класс…

М – …И все забылось! Хотя с трех лет родители развивали во мне математику и читали огромную энциклопедию (смотрит на удивленного АГ: «А папа и не знает!») Сейчас эта наука мне не очень. Отрезки, лучи, прямые…

АГ – Традиционная школа – это ж совершенно другое. Она мотивирует, на мой взгляд, неправильно. Ориентация идет на оценку, а не на знания. Такой подход дает общий результат. И потом нам показалось, что Марго некомфортно. Из-за не очень положительного опыта и оттого, что зимой вообще холодно, мы уехали на пару месяцев в теплую страну. Теперь это традиция.

Вы-то прошли через советскую образовательную систему…

АГ – В школе дела обстояли хорошо. А вот за английский Марго я напрягаюсь...

М – У меня одни пятерки, папа! Зато за двойки родители никогда не ругают – мои оценки, мой выбор! А ты (обращается уже к Александру), кстати, задачи тоже плохо решал…

АГ – Ну… Зато я осознал, что русскую литературу надо знать, пусть и не в рамках школьной программы…

Литература и сети

М – А у папы болезнь есть одна. Он все время в «Твиттере».

АГ – Да нет! (параллельно пишет в телефоне).

М – Все время, даже если со мной сидит, достает телефон и начинает строчить. Вообще, это семейное. Папа пользуется год, я – полгода, мама – еще меньше. У нас много читателей.

АГ – Зато Марго первая в классе завела странички в соцсетях. Зачем тебе? (дочь пожимает плечами: «Все сидели, и я захотела!»)

– Забава для всех возрастов! По школьным вопросам Марго тоже не тревожат?

М – Папа дневник-то увидел только в конце семестра! А когда в прошлом учебном году папа пошел на первое родительское собрание в августе…

АГ –…то оказался единственным, кто обрадовался второй смене. Нам действительно так удобнее: и поспать можно, и поздно домой вернуться с концерта. Я сова.

М – Я тоже!

АГ – Ты еще не определилась.

М – Сова! Ты же разрешаешь поздно ложиться. В час, два или три…

АГ – Это когда тебе в школу не надо. А у меня с детства иная тема. Здорово, когда учишься не через дорогу, а где-нибудь в центре. Едешь на троллейбусе, а мир вокруг меняется, пространство становится больше, границы расширяются.

Мира и слово

- Трехлетнюю Мирославу воспитываете так же вольно?

АГ – Не сильно думаем о новаторских техниках воспитания – полностью реализовали их на Марго. Мирой уже никто и не занимается. Брошенный ребенок! (смеется) Там на самом деле все лайтовое. (Марго поддакивает).

– Первое слово какое прозвучало?

АГ – Она поздно начала говорить. Зато сейчас сокращает слова как ей удобно. По-английски. Вместо «пожалуйста» – «пли».

М – Скорее всего, Мира сказала «папа», так как «мама» нужно произносить в нос (мычит). Это сложнее, чем «папа».

АГ – Интересно! Но надо уточнить у мамы.

- А старшенькая что произнесла?

М – Вот этого никто не знает! Мама, наверное, не знает, а папа – тем более!

АГ – Ну почему? Это где-то записано. Просто Марго играет в игру «папа ничего не знает!» (дочь подражательно повторяет последние 3 слова). На самом деле, нет. Папа знает все. А если не знает, то догадывается. Но молчит.

– Вас так же воспитывали?

АГ – По большому счету, меня вырастили женщины, и было все не столь расслабленным. Бабушка – пожестче. Мама – помягче. Кнут и пряник. А папа появлялся редко, так как жил в другой семье. Но ни разу не возникло ощущения, что его нет рядом.

М – …А мне папы не хватает, когда он уезжает! В мае был ад! (делает круглые глаза) Не представляю, если его не будет рядом целый год! Это будет «пичалька»!

АГ – Да просто за мужчину один кот остается.

Маленькие детки – маленькие бедки

– Столь либеральные настроения не сделают ли детей слишком свободными?

АГ – Ну… может, и я живу в определенной, созданной самим себе иллюзии. В собственном кругу друзей и близких по духу. Размышляю об этом, но внутренние мысли не для общего взгляда. Точно так же, как не могу сказать, о чем думала и беспокоилась моя мама, когда отпускала 16-летнего сына в клуб на ночь в первый раз.

М – Тебя тоже заботит, что я общаюсь со своими друзьями! И вообще, ты мне много чего запрещаешь!

АГ – Уже и запреты появились (с довольным видом). Просто Марго стала активно проводить время на улице… А это опасно.

М – Но гуляю-то с подростками 11–13 лет!

АГ – Ребята со двора. Знакомые. Но когда дочь была в нашей тусовке, то находилась под крылом. А тут провела смену в летнем лагере и стала приносить домой какие-то такие темы, к которым я не готов. Приколы школьные, детские, странные. Которые уже не понимаю…

М – Поверь, у меня наступает подростковый возраст. Портится характер, поведение. Скандалы начнутся… Пап, не волнуйся, ты таким же был.

АГ – В определенные периоды дети копируют то одного родителя, то другого. Если старшая пойдет по моему пути, это будет для меня хорошей работой над собой. Марго свободная, но главное в современном мире – уметь выбирать. Правильно. Надеюсь, предпочтения дочери совпадут с ее желаниями. А как оценю ее выбор – мое дело. Хватило бы ей на все терпения.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook