21 июля 2018, суббота, 10:16

Именная таможня как именная погранзастава

Николай КОРОЛЁВ, 28 мая 2016
Александр НЕЯСОВ. Фото: Из личного архива собеседника.

История уральской таможни насчитывает более 300 лет — с момента создания Верхотурской таможни. Но постсоветская — гораздо более скромна. Зная, что 29 мая отмечается День ветеранов таможенной службы, мы встретились с первым начальником Кольцовской таможни Александром НЕЯСОВЫМ, который возглавил её 23 февраля 1995 года, через 5 дней после её официального образования.

— Александр Леонидович, в каком состоянии приняли «хозяйство»?

— Я же не в голое поле вышел, в Кольцово был таможенный пост Екатеринбургской таможни, работали почти 40 человек, но назвать тогдашние условия барскими тоже не могу. В то время международный сектор аэропорта — это отдельный сектор, но, к сожалению, не очень больших размеров: 12 небольших кабинетов на 2-м этаже здания, которые размещались в профилактории аэропорта Кольцово, и очень небогатое техническое оснащение.

— Вы сами как стали таможенником?

— Я родился в Орске, окончил Московское высшее командное погранучилище, служил на Дальнем Востоке и некоторых других регионах СССР. Когда в 1992 году начались сокращения в нашей структуре, я вернулся домой и пошёл работать в таможню. Оренбургская область, пограничная с Казахстаном, промышленность в то время в Орске была очень развита, но начались «лихие 90-е», тем не менее международная торговля развивалась. В конце 1994 меня вызвали к начальнику Уральского таможенного управления и сделали предложение создать Кольцовскую таможню. С генералами не спорят, вот и я не стал — пришёл, начал создавать. Кроме военного образования у меня есть экономическое, да и опыт, полученный в пограничной службе в Орске, помогал принимать верные кадровые и административные решения.

Сформировать штат сотрудников в полторы сотни человек не так легко. Поэтому предпочтение отдавалось офицерам, которых массово увольняли в то время на гражданку. Мне даже как-то заметили, что я одних «сапогов» набрал. На что я резонно ответил: «В отличие от ваших «студентов», они не будят меня по ночам по пустякам. Они понимают меру и степень своей ответственности, умеют принимать и отстаивать принятые решения, имеют «хребет».

— Что, приходилось выдерживать давление?

— Расскажу одну историю. Было это в конце 1990-х годов. Екатеринбург начал обрастать иностранными представительствами, а где дипломаты, там и диппочта. И вот с грузом одной из зарубежных авиакомпаний приходит дипломатическая вализа. Большой брезентовый мешок диппочты, весь опечатанный, с сопроводительными документами, но целостность упаковки нарушена. Вроде дефект небольшой, но таможенный инспектор по положениям Венской конвенции о дипломатических грузах пропустить его не имеет права: либо эта вализа тем же бортом отправляется назад, либо она должна быть вскрыта и досмотрена в присутствии консула страны, кому предназначалась. Вызываем консула, и он начинает вещать про возможность ухудшения отношений между странами. В Москву о случае уже доложено и по его каналам в посольство и по нашим — в ГТК, начальник управления сдерживает их «натиск», а мне сказал только одно: «Если ты не прав хотя бы на запятую, защитить тебя не смогу». И таможенный инспектор, и я твёрдо стоим на своём: есть Конвенция, и никому не дозволено нарушать международное право. В конце концов сдаётся посольство — оттуда приходит распоряжение вскрыть вализу. В комнате остаются 4 человека: я, дипломат, представитель авиакомпании, таможенный инспектор. Вскрываем. В мешке вместо диппочты упакованы галстуки с расцветкой флага страны. Пришлось консульству декларировать это как товар, случай замяли, но всему коллективу был показан пример: если прав — стой на своём.

— А в чём специфика таможни на воздушном транспорте?

— В самом воздушном транспорте. На железной дороге, чтобы не задерживать поезд, в крайнем случае вагон можно отцепить. Но задержка воздушного судна, особенно иностранного — это очень большие компенсации за простой самолёта и так далее. В воздушном лайнере множество труднодосматриваемых мест, притом что суда имеют разный тип конструкции. Сейчас, конечно, проще стало — появились технические средства, целые системы досмотра, а раньше — в большей части опыт инспектора.

Но дело, наверное, даже не в технической оснащённости. Любой коллектив силён таможенными традициями. Здесь ещё работают люди, которые пришли вместе со мной, кто работал на таможенном посту до меня. Их уже немного, но это цементирующий костяк. На них равняются вновь пришедшие и не могут позволить себе нарушить служебную дисциплину. Присвоение Кольцовской таможне имени Владимира СОРОКИНА — ещё один шаг по формированию уровня ответственности. Именная таможня как именная погранзастава — спрос втройне.



Новости по теме

Не обнаружив багаж на ленте, заполняйте заявление о пропаже и пассажирскую декларацию.
Ваш багаж потерян… Оплатите Ольга ЗЫРЯНОВА, 18 июля 2015
Звучит как бред? Тем не менее такое случается.
Конфискация товара.
Вооружённые наркодилеры, шпионские гаджеты и фальшивые пуговки Таможня подвела итоги прошлого года Александр ОСОКИН, 19 февраля 2015
14+. Однажды попытались перевести сразу 100 000 долларов США.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook