23 октября 2017, понедельник, 22:00
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Отметят 75 лет со дня полёта Григория Бахчиванджи

Надежда БАЯНДИНА, 12 мая 2017
Григорий БАХЧИВАНДЖИ. Фото: архив.

О лётчике-испытателе Григории БАХЧИВАНДЖИ в Екатеринбурге напоминает немало объектов. Улица, названная в его честь. Памятник на территории аэропорта Кольцово. Мемориал на кладбище, где похоронен герой. Примечательно, что все они находятся в Октябрьском районе. Впрочем, именно с Кольцово в далёком 1942 году поднялся в воздух первый советский самолёт-ракета под управлением Григория Яковлевича. 15 мая исполнится 75 лет с того памятного события. «Без полётов Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы 12 апреля 1961 года», — сказал однажды Юрий ГАГАРИН.

Администрация Октябрьского района присоединяется к ряду мероприятий в честь знаменательной даты и организует 15 мая торжественный митинг с возложением цветов к бюсту Бахчиванджи, что на улице его имени.

— Церемония начнётся в 9.30, — рассказала заместитель главы администрации района по социальным вопросам Оксана МОРОЗОВА. — Приглашаются все желающие почтить память великого лётчика. Кстати, в преддверии Дня Победы волонтёры привели памятник в порядок, как и другие аналогичные объекты Октябрьского района.

По завершении митинга представители ветеранских организаций отправятся на могилу Григория Яковлевича.

А в 11.00 в КДЦ «На Варшавской» (ул. Варшавская, 26) начнётся фестиваль «Свободный полёт» с участием творческих коллективов школ Октябрьского района. Вход свободный.

Макет БИ-1 в Кольцово. Фото: архив.

Из досье
Григорий Яковлевич Бахчиванджи — советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, капитан. Родился 7 февраля (20 февраля по новому стилю) 1908 или 1909 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов. В 1935 году прибыл в полк и за образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники был направлен в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, добровольно ушёл на фронт. Совершил 65 боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе. Уже 15 мая 1942 года лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта Кольцово в Свердловске.
Погиб Бахчиванджи 27 марта 1943 года. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2 000 метров. Но что-то пошло не так: истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF