2 июля 2018, понедельник, 16:56

Наш город в цифрах и фактах

Елена РЕДИКУЛЬЦЕВА, 15 декабря 2012
Так выглядит Екатеринбург с вертолёта. Фото: Антон БУЦЕНКО.

В текущем году в нашем городе произошло много событий, в том числе и юбилейных. Но кроме этого, история столицы Урала полна и такими фактами, которые уходят в прошлое, но, несомненно, играют важную роль в развитии города. Администрация Екатеринбурга уделяет огромное значение историческим вехам, так как горожане должны знать истоки своей малой Родины, и акцентирует внимание на патриотическом воспитании подрастающего поколения.

289 лет назад родился наш город

7 (18) ноября 1723 года рабочий водосток плотины был впервые отворён. Именно эта дата считается датой пуска железоделательного завода и днём рождения Екатеринбурга.

Исторический сквер — это место, с которого начинался Екатеринбург. Весной 1723 года по указу императора Петра I началось строительство завода.

Энергию для приведения в действие механизмов вновь основанного завода дала плотина, сооружение которой и стало началом строительства города. Как и все уральские города-заводы, Екатеринбург родился вместе с плотиной и разрастался вокруг неё. Это старейшее сооружение города. Заводская плотина построена из уральской лиственницы, не гниющей, а каменеющей в воде, и прекрасно сохранилась до настоящего времени. Во время прокладки пешеходного тоннеля под плотиной к 275-летию со дня основания города в 1998 году обнаружено отличное состояние конструкции плотины, несмотря на интенсивное транспортное движение по ней.

В результате сооружения плотины на реке Исеть образовался пруд, называющийся сейчас Городским прудом. В 1830-е годы построили вдоль нижнего откоса плотины каменную подпорную стенку. Тогда же на плотине была возведена каменная ограда с узорной чугунной решёткой классицистического орнамента.

В 1886 году на плотине был разбит сквер и установлены бюсты Петра I (с надписью «Императору Петру I — основателю горно-заводского дела на Урале: 1723») и императрицы Екатерины I (с надписью «Императрице Екатерине I — основательнице города Екатеринбурга: 1723»). После февральской революции в апреле 1917 года бюсты российских правителей были сброшены в Городской пруд революционными солдатами, отправлявшимися на фронт из глубины Сибири. По другой версии, фигуры унесли в мастерские и разбили паровым молотом.

Теперь на их местах располагаются бюсты уральских писателей Павла БАЖОВА (установлен в 1958 году, скульптор МАНИЗЕР) и Дмитрия МАМИНА-СИБИРЯКА (установлен в 1987 году, скульптор АНТОНОВ).

Бюст Петра I был заново отлит и поставлен на прежнем мраморном постаменте в 1993 году, но с другой стороны плотины — во дворе Музея истории архитектуры и промышленной техники Урала.

Лишь к 1973 году, когда город отмечал 250-летие, Исторический сквер приобрёл современный вид: был разбит парк с аллеей и садом камней, в восстановленных зданиях бывшего завода расположились музеи, была благоустроена территория по обе стороны реки.

В 1998 году появился памятник основателям города ТАТИЩЕВУ и де ГЕННИНУ. С двух сторон Плотинки стоят удивительные памятники: кольца, которые екатеринбуржцы называют «фигами». На правой стороне — кольцо в честь В. И. де Геннина, а на левой стороне — в честь В. Н. Татищева.

Ныне Исторический сквер усилиями администрации уральской столицы стал традиционным местом выставок, народных гуляний, концертов и городских праздников. Один из мостиков горожане называют «Мостом желаний». На его кованую ограду молодожёны цепляют замочки — символы своей любви. Есть памятник клавиатуре, а подземный переход исписан стихами и строчками любимых песен. Капсула времени, заложенная в 1970-х годах, подлежит вскрытию в 2023 году, когда будет праздноваться 300-летие Екатеринбурга.

101 год назад в небо поднялся первый аэроплан

Вот такой аэроплан взмыл в воздух над Екатеринбургом более 100 лет назад. Фото: raf.mod.uk

Историческое событие — первый полёт аэроплана — состоялось в Екатеринбурге летом 1911 года в Екатеринбурге. Аппаратом управлял авиатор Александр ВАСИЛЬЕВ.

Лётчик и его машина «Блерио-XI бис» прибыли в город по железной дороге. Екатеринбургская пресса зафиксировала огромный интерес горожан к полёту Александра Васильева, отмечает журнал «Столица Урала». Газетчики так описали аэроплан Васильева: «Самый аппарат на двух велосипедных колёсиках представляет из себя опрокинутую набок Эйфелеву башенку. На таких башнях акробаты в цирке вытворяют умопомрачительные вещи, но у акробатов она более фундаментальна. В аппарате «Блерио» она сделана из тонкого орехового дерева со стальными тонкими скреплениями. В широкой части башенки, покоящейся на колесах, гигант-мотор в семь цилиндров, с двумя магнето, в 70 лошадиных сил, развивающий невероятную быстроту вращения пропеллера, представляющего из себя двухлопастное весло».

Полёт Александра Васильева оказался ярким событием в истории Екатеринбурга, породив в сердцах многих городских мальчишек интерес к авиации. Большая часть таких детей удовлетворила тягу к небу с помощью запусков воздушных змеев, некоторые подростки увлеклись авиамоделированием.

Во время своего визита в рамках саммита ШОС, проходившего в Екатеринбурге в июне 2009 года, Президент РФ осмотрел аэровокзал и отметил, что Кольцово может служить «эталоном для развития аэропортов России». Если Екатеринбург получит право принять Всемирную выставку ЭКСПО-2020, то Кольцово, считают в администрации уральской столицы, может стать в буквальном смысле слова «воротами Екатеринбурга» для десятков тысяч посетителей глобального форума.

88 лет назад назвали Свердловском

Наш город временно «переназывали» в честь большевика Якова СВЕРДЛОВА. Фото: Антон БУЦЕНКО.

14 ноября 1924 года Екатеринбургский горсовет вынес решение о присвоении Екатеринбургу имени революционера, первого председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета Якова СВЕРДЛОВА.

Вопрос о переименовании города был поднят в 1924 году. По мнению большевистских властей, «имя царицы терзало пролетарский дух». В результате Екатеринбург получил имя одного из лидеров Российской коммунистической партии большевиков Свердлова.

21 год назад возвращено историческое имя

23 сентября 1991 года Свердловску было возвращено историческое имя Екатеринбург. Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил решение внеочередной сессии Свердловского городского Совета народных депутатов от 4 сентября того года «О восстановлении исторического названия города». Переименование не затронуло Свердловскую область.

55 лет назад были созданы совнархозы

В этом здании на проспекте Ленина, 51 размещалась новая структура совнархоза.

Пленум ЦК КПСС по предложению Никиты ХРУЩЁВА в 1957 году постановил «осуществить мероприятия по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью и строительством... имея в виду приближение руководства к экономическим районам…».

После дискуссии в прессе была осуществлена реформа управления: сессия Верховного Совета СССР приняла закон о создании на местах советов народного хозяйства, которым предписывалось ведать экономикой в своих регионах. Всего в стране было создано 105 совнархозов, из них 67 — в РСФСР, 9 — в Казахстане, 14 — на Украине, 4 — в Узбекистане. В остальных республиках было создано по одному совнархозу.

Если раньше предприятия подчинялись министерствам, организованным по отраслям, то теперь они поступали в ведение территориальных органов управления — совнархозов. Министерства распускались, и на их месте оставались только небольшие комитеты, отвечавшие за общее планирование, научно-техническую политику в той или иной отрасли и общую координацию работы предприятий одной отрасли.

Цель реформы — уравновесить доминирующий до этого времени отраслевой принцип управления народным хозяйством территориальным, дать значительно большую экономическую самостоятельность союзным республикам, а также краям и областям, входившим в их состав.

В систему Свердловского совнархоза вошло более 400 промышленных предприятий. Размещалась новая структура на проспекте Ленина, 51. Сегодня это здание занимает Уральский федеральный университет.

В 1962 году было проведено укрупнение совнархозов. Их число сократилось со 105 до 43. Так, в РСФСР вместо 67 районов стало 24. На Урале было создано три совнархоза: Западно-Уральский (Пермская область и Удмуртия), Южно-Уральский (Курганская, Оренбургская и Челябинская области) и Средне-Уральский (Свердловская и Тюменская области).

В 1961 году был восстановлен и ликвидированный в 30-е годы Уральский совет по координации и планированию работы (Уралплан) — единый хозяйственный орган управления всего Урала. Рекомендации совета после детального обсуждения в областных комитетах КПСС, исполкомах областных советов, советах народного хозяйства передавались на рассмотрение в Госплан и Советы Министров РСФСР и СССР.

Эта реформа дала положительные результаты и заметно оживила развитие промышленности за счёт развертывания горизонтальных связей между регионами. Так, на Урале с усилением территориального принципа в организации производства стали возможны кооперирование предприятий различных отраслей на одной территории, координация развития отраслей, комплексное использование сырьевых ресурсов района, зародились объекты территориально-производственной инфраструктуры. В годы семилетки (1959—1965 годы) появились первые межотраслевые производства: инструментальные и литейные, общие водоразборные сооружения, энергетические станции и другие.

Совнархозы стали первым в СССР опытом передачи больших властных полномочий на места, считают сегодня в администрации Екатеринбурга. В итоге возросла эффективность расходования средств на благо населения.

Так, в Свердловске средства стали вкладываться в развитие инфраструктуры, благоустройство, природоохранные мероприятия. В 1963 году была построена и запущена новая линия трамвая на Уралмаше — по улицам Машиностроителей, Донбасской, Бакинских комиссаров до кольца на углу с улицей Победы. С 1958 по 1962 год город закупил 67 трамвайных вагонов Т-2, а в 1963 году — 19 первых вагонов Т-3 из Чехословакии. В 1964 году был построен новый автомобильно-трамвайный мост через реку Исеть по улице Бебеля.

Отставка Никиты Хрущёва в октябре 1964 года стала катализатором свёртывания реформы. Через год, в октябре 1965 года, партийным руководством страны было принято решение об отказе от территориальной системы управления промышленностью и о возвращении к отраслевой системе управления. Созданные в ходе реформы экономические районы были упразднены; вместе с ними были ликвидированы советы народного хозяйства всех уровней и восстановлены отраслевые министерства.

17 лет исполнилось первому Уставу столицы Урала

Участники публичных слушаний одобрили последние изменения в Устав Екатеринбурга. Фото: ekburg.ru

Управление юстиции Свердловской области 20 ноября 1995 года за № 295 зарегистрировало первый Устав Екатеринбурга.

Основополагающий для города документ был принят 16 октября 1995 года Екатеринбургской городской Думой. В соответствии с Уставом Екатеринбург наделялся статусом муниципального образования, высшее должностное лицо муниципалитета стало именоваться главой города, а численный состав Думы был увеличен до 27 человек.

Именно в Уставе 1995 года было детально прописано разграничение полномочий между муниципальными органами власти, определены полномочия главы города, выработаны механизмы сотрудничества между органами местного самоуправления, работы с населением.

В июле 2005 года в рамках проводимой в России муниципальной реформы Гордума приняла новый Устав, вступивший в силу 1 января 2006 года. Документ в целом не изменял доказавшую свою эффективность схему распределения полномочий, при этом снова изменилось наименование высшего должностного лица муниципалитета — вместо главы города эта должность стала именоваться как глава Екатеринбурга.

Существенное изменение схемы управления городом произошло после принятия поправок в Устав города в октябре 2010 года. В соответствии с ними в городе была введена «двуглавая» система управления. Высшими должностными лицами стали глава Екатеринбурга — председатель Екатеринбургской городской Думы и глава администрации Екатеринбурга. Первый из них избирается прямым всеобщим голосованием, а второй назначается депутатами Гордумы на конкурсной основе.

К слову

Очередные всенародные выборы главы Екатеринбурга — председателя Екатеринбургской городской Думы пройдут 8 сентября 2013 года, одновременно с выборами депутатов представительного органа власти муниципалитета.

229 лет назад утверждён официальный герб

В 2008 году депутаты Гордумы утвердили герб города с новым элементом — короной в виде крепостной башни. Фото: ngw.nl

17 июля 1783 года императрица Екатерина II утвердила официальный герб Екатеринбурга. В то время город входил в состав Пермской губернии, поэтому в верхней части гербового щита был изображён медведь на алом поле как символ Пермского края. В нижней части щита — на зелёном поле — была изображена серебряная плавильная печь и колодец рудокопной шахты.

После 1917 года в России территориальная геральдика практически прекратила своё существование. Новая волна создания городских эмблем в виде гербов охватила Советский Союз в конце 1960 — начале 1970-х годов. В 1973 году была утверждена советская эмблема Свердловска.

В 1991 году городу было возвращено историческое имя — Екатеринбург, и городской Совет народных депутатов восстановил исторический герб Екатеринбурга образца 1783 года с православной символикой.

Современный герб Екатеринбурга был официально утверждён в 1995 году. Верхняя часть щита похожа на крепость, которой был Екатеринбург в первые годы своего существования. Волнистая полоса в нижней части — это река Исеть, соединяющая историю и современность, Европу и Азию. Медведь — европейский символ, соболь — азиатский. Животные стоят за пределами щита, высунув языки и оскалив зубы, — такое проявление агрессивности вполне объяснимо, ведь они охраняют город. Золотая лента в самом низу герба является признаком столичности Екатеринбурга.

23 мая 2008 года депутаты Екатеринбургской городской Думы с подачи администрации уральской столицы единогласно утвердили новый элемент городского герба — статусную корону в виде «крепостной башни о пяти зубцах», которая размещена над щитом. Корона символизирует статус Екатеринбурга в качестве административного центра субъекта Российской Федерации.

151 год назад заработало телеграфное сообщение

В прошлом веке телеграммы передавали с помощью такого аппарата. Фото: profinance.kz

14 декабря 2012 года исполнился 151 год со дня установления телеграфного сообщения на Урале.

Первая телеграфная станция Екатеринбурга была открыта 14 декабря 1861 года в рамках строительства самой протяжённой на то время в России телеграфной магистрали — Сибирской линии, которая соединила Санкт-Петербург и Владивосток.

Уральский участок магистрали включал дистанцию Казань — Пермь — Екатеринбург — Тюмень. Столбы были установлены через каждые 20 саженей (42,76 метра). Линия проходила от Екатеринбурга через Билимбай и Шайтанку. Удивительная для тех времен инновация вызывала у екатеринбуржцев горячее любопытство. Люди прикладывали ухо к телеграфному столбу и слушали гудение проводов.

Образованная в 1861 году Екатеринбургская телеграфная контора заняла здание под номером 7 в Почтовом переулке. В первые годы работы штат телеграфистов составлял 11 человек. Работники связи при поступлении на службу должны были иметь при себе метрическую выписку о времени рождения и крещении, два свидетельства о поведении, справку из полиции о политической благонадёжности и неподсудности. Такие высокие требования предъявлялись потому, что телеграф считался стратегически важным объектом.

С развитием горнозаводского дела на Урале возникла необходимость в расширении телеграфной связи, и в 1912 году контора переехала в новое здание на Главном проспекте, 42, где разместилась и городская почта.

В последние годы с развитием информационных технологий услуги телеграфа в Екатеринбурге канули в Лету. Если в 1990 году трафик свердловской почты составлял 219 000 телеграмм в сутки, то к 2006 году этот показатель упал в 10 раз, а в настоящее время услуга отправки традиционных телеграмм в Екатеринбурге и вовсе отпала за ненадобностью. Вовремя поняв это, администрация города своевременно свернула устаревшие проекты Стратегического плана развития.

125 лет назад прошла первая Сибирско-Уральская выставка

Сейчас в Екатеринбурге уже проходят крупные международные выставки. Например, «Иннопром». Фото: Антон БУЦЕНКО.

Город готовится завоевать право проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2020. А первая Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка прошла в Екатеринбурге летом-осенью 1887 года.

Идея проведения выставки исходила от членов Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Главной целью организаторов было привлечь внимание русской общественности к деятельности на Урале научного общества любителей естествознания, добиться пожертвований для музея и библиотеки, поднять свой авторитет.

У плотины Городского пруда были построены деревянные павильоны, разбиты цветники и устроены фонтаны. Под выставочные помещения были задействованы и пустующие цеха железнодорожных мастерских и гранильной фабрики. Главный вход располагался почти напротив мужской гимназии, рядом со зданием Уральского горного училища.

Выставка включала 11 отделов: антропологический, географический, этнографический, учебный, горнозаводской, фабричный, кустарный, сельскохозяйственный, «ввозной», сибирский, художественный, и в них было представлено почти всё, что Урал производил и получал от природы. В выставке приняли участие почти 4 000 экспонентов из 32 губерний Российской Империи. Впервые были блестяще объединены научная и промышленная экспозиции.

Экспозиция сопровождалась большой культурной программой. За 3 месяца город посетило несколько драматических и музыкальных актёрских трупп. Вечерами в городских парках и на выставочной территории играли духовые оркестры, по воскресеньям на Верх-Исетском ипподроме устраивались велосипедные соревнования. В ходе выставки была организована благотворительная лотерея в помощь нуждающимся. Научно-промышленный форум прошёл с огромным успехом и завершил работу 15 сентября 1887 года. Его посетило более 80 000 человек, в том числе иностранцы. Население Екатеринбурга составляло в тот период 37 309 человек.

Традиции Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки были возрождены в Екатеринбурге в июне 2003 года, когда по инициативе администрации города проходила новая Урало-Сибирская научно-промышленная выставка, уже XXI века. В июне 2007 года III юбилейная Урало-Сибирская научно-промышленная выставка проводилась в честь своего 120-летия и 75-летия Уральского отделения Российской академии наук при поддержке администрации города. Представленная 14 тематическими разделами, она стала площадкой для демонстрации достижений науки и промышленности, туризма и бизнеса российских регионов и городов. Участниками выставки стали около 700 предприятий Урала и России.

Таким образом, Екатеринбург имеет богатый опыт и давние, более чем вековые традиции организации и проведения масштабных выставочных мероприятий. Подобный опыт очень пригодится городу в случае проведения в Екатеринбурге Всемирной выставки ЭКСПО-2020.

Тем временем

Создаётся музей ЭКСПО

В создаваемый в Екатеринбурге музей ЭКСПО поступил уникальный документ — фотокопия публикации в газете «Вечерний Свердловск», которая вышла в свет 43 года назад, в декабре 1969 года.

Посвящена эта заметка подготовке Советского Союза к участию во Всемирной универсальной выставке в японском городе Осака, состоявшейся в 1970 году.

В частности, в данной заметке рассказывается о том, как группа советских юных техников сконструировала кибернетическую модель робота, который уже подготовлен для участия во Всемирной выставке ЭКСПО-1970.

Советский робот образца 1969 года рассказывает свою биографию, а затем отвечает на вопросы. Кроме того, машина, сделанная школьниками, умеет имитировать движение рта, ходить и двигать руками.

В музей ЭКСПО в Екатеринбурге ранее уже поступили артефакты, посвящённые участию свердловчан во Всемирной выставке ЭКСПО-1970. Например, теперь в коллекции музея есть памятные медальоны первой на азиатском континенте всемирной выставки.

58 лет назад были заведены главные часы города

Многие горожане сверяют свои часы с часами на здании администрации Екатеринбурга. Фото: Дарья АЛЕКСЕЕВА.

3 ноября 1954 года были пущены главные часы города — куранты на башне здания горсовета, а ныне администрации Екатеринбурга. По проекту Георгия ГОЛУБЕВА в городском совете была возведена башня с золочёным шпилем и часами-курантами, по периметру крыши установлены гипсовые фигуры.

Часы звонко оповещают горожан о прошествии каждых 15 минут. Циферблат курантов по размеру внушителен — 3,5 метра в диаметре, длина часовой стрелки достигает 1,6 метра, а минутной — 1,9 метра.

Туристы, посещающие Екатеринбург, невольно задерживаются перед зданием администрации города, чтобы рассмотреть многочисленные архитектурные композиции и декоры постройки. На входе расположены две колонны, сам вход имеет вид двухэтажной арки. Посетители могут заметить изображения шахтера и воина. Стены арки украшает панно с изображением Спасской Кремлевской башни и фейерверка.

Совсем недавно, 12 декабря, жители Екатеринбурга снова услышали бой курантов после двухнедельного ремонта. Специалисты усовершенствовали часовой механизм, и теперь стрелкам главных часов не страшны никакие капризы погоды.

Год назад запустили станцию метро «Ботаническая»

Вот такая красивая станция «Ботаническая» уже приняла более 6 млн. пассажиров. Фото: Антон БУЦЕНКО.

28 ноября 2011 года в торжественной обстановке была открыта последняя станция первой линии екатеринбургского метрополитена — «Ботаническая». В долгожданном событии приняли участие Дмитрий МЕДВЕДЕВ, а также первые лица региона и города.

И вот уже год как «Ботаническая» открыта для жителей и гостей уральской столицы. Через её двери уже прошёл шестимиллионный пассажир. В среднем за сутки станция обслуживает 16,8 тысячи человек. С её запуском общий пассажиропоток метрополитена увеличился на 15,6%.

Отметим, что муниципальные власти Екатеринбурга практически все годы строили нашу подземку исключительно на средства городского бюджета. Только в последние годы к этому процессу были подключены региональные и федеральные деньги.

Цифры и факты

«Ботаническая» — конечная на ветке метро, которая связывает север и юг Екатеринбурга. Это станция колонного типа, мелкого заложения. Два подземных вестибюля соединяются с пассажирской платформой двухмаршевыми лестницами высотой подъема 3,36 метра. Южный подземный вестибюль совмещен с протяжённым подземным пешеходным переходом, в который имеются 7 наземных входов: 2 входа — на южной стороне улицы Шварца, на пересечении с улицей Крестинского (с обеих сторон), ещё один вход — на северной стороне улицы Шварца (у дома № 232 на улице Белинского) и 4 входа — на пересечении улиц Шварца и Белинского.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook