Как подружить ребёнка с деньгами

Надежда БАЯНДИНА, 18 января 2017
Фото: архив.

Деньги вторгаются во все сферы нашей жизни, в том числе в отношения с детьми. Когда и сколько давать на карманные расходы? Как относиться к детскому воровству? Стоит ли платить за хорошие оценки? Эти вопросы, волнующие, пожалуй, любого родителя, мы переадресовали семейному и детскому психологу Галине ЗАРИПОВОЙ.

Когда начинать

Если в СССР чего и не было, то это не секса, а денег, считает Галина Семёновна. Люди получали за работу скорее талоны, количество которых обычно не зависело от вклада конкретного человека в общее дело. Высший пилотаж отношения с деньгами — это покупка в кредит какого-нибудь товара. Неудивительно, что тема денег так и осталась для многих не раскрыта. Однако современные дети растут уже в мире товарно-денежных отношений, поэтому элементы финансовой грамотности должны быть обязательно включены в систему их воспитания.

— Разговоры о деньгах можно заводить уже по достижении ребёнком возраста 3—4 лет. Объяснять, откуда они берутся, как оказываются в банкомате, на что тратятся, — советует психолог. — В магазине комментируйте свои действия: сейчас я выбираю товар, подхожу к кассе, расплачиваюсь… Если ребёнок просит что-то купить, а вам это сейчас затруднительно, можно сказать: «У меня пока нет на это денег, давай в другой раз», либо заранее договориться с дошкольником о том, что он выберет какую-нибудь мелочёвку: сладость или маленькую игрушку. Когда ребёнок уже в состоянии оперировать цифрами, он может сопоставить сумму, которую ему выделили, с ценником, и это тоже опыт. Фактически — урок математики.

В начальной школе уже имеет смысл продумать систему выдачи денег на карманные расходы. По мнению специалиста, отказываться от этого не стоит, даже если ребёнок всем обеспечен (питанием, ЕКАРТой, мобильником, за балансом которого бдительно следят родители, и т. д.).

— Школьник должен учиться тратить, копить, давать в долг. Вряд ли кто-то поспорит с тем, что это полезные навыки. И лучше овладеть ими в юном возрасте под контролем родителей, чем в 18 лет самостоятельно — ценой более серьёзных проб и ошибок, как это происходит с воспитанниками детдомов, которые до совершеннолетия находятся на полном государственном обеспечении, — подчёркивает Галина Зарипова.

Маленьким детям (младшего школьного возраста) можно давать с собой, например, по 50 рублей каждый день. Деткам постарше, начиная с 9—10 лет, 250 рублей — но уже на неделю. Потратив всю сумму за первый день, ребёнок поймёт, что остаётся последующие 4 дня рабочей недели ни с чем, и постепенно научится планировать.

Учёба за деньги — мотивация?

— Однако здесь следует избегать перекоса, — предостерегает психолог. — Таковым я считаю, в частности, введение платы за выполнение домашнего задания и получение хороших отметок.

По мнению Галины Семёновны, деньги — неправильная мотивация для учёбы. Это сегодня пятёрка обходится вам в 5 рублей, а что будет в старших классах? Не получится ли так, что аппетиты ребёнка превысят ваши возможности, а отсутствие привычного финансирования обернётся отказом учиться?

Психолог Галина ЗАРИПОВА. Фото: предоставлено собеседницей.

— Ситуация с оплатой каких-то услуг тоже двоякая, — продолжает специалист. — Да, есть мнение, что если какие-то услуги в семье принято отдавать на аутсорсинг (уборку по дому, например, или присмотр за младшеньким), то в принципе за эти услуги можно заплатить и ребёнку. Но здесь всегда есть риск того, что он привыкнет помогать за деньги и на вашу просьбу помешать суп отреагирует вопросом: «А что мне за это будет?» Отношения с посторонними людьми, с которыми вы заключаете договор, — это одно, отношения с членами семьи — совсем другое. В конце концов, вы же не требуете плату за готовку еды, мытьё посуды и стирку?!

Впрочем, в подростковом возрасте дать ребёнку возможность заработать вполне допустимо. Это младшеклассникам сложно разделять две роли — ребёнка и наёмного работника, а детки постарше уже в состоянии не смешивать работу и помощь семье.

— Моему младшему двенадцать, а я уже задумываюсь над тем, какую бы подработку ему придумать. Если бы мы жили в частном доме, такой подработкой могла бы выступить уборка снега на участке. Это тоже хороший опыт, который готовит ребёнка к взрослой жизни, — констатирует Галина Зарипова.

Возможностей много, надо лишь суметь их увидеть. Одна моя знакомая, например, поручила своему сыну — воспитаннику художественной школы — нарисовать ей визитные карточки. Сын получил первую «зарплату», мама — эксклюзивные визитки. А может, вы нуждаетесь в сортировке бумаг? В расшифровке диктофонных записей? В оформлении презентации? Главное, чтобы задание было по силам ребёнку.

Что делать с воровством

А если случилось «страшное», и вы поймали любимое чадо на воровстве?

— Обнаружив, что кошелёк заметно «похудел», большинство родителей сразу впадает в панику, рисуя в голове образ этакого вора-рецидивиста. На самом деле, на свете нет человека, который в детстве чего-нибудь не украл, — убеждена Галина Зарипова.

Первая попытка воровства обычно приходится, по словам психолога, на период начальной школы. Возможно, ребёнок посчитал, что всё, что лежит на виду, можно брать. Или рассудил следующим образом: «У родителей же есть деньги, чем я хуже?» Или ему захотелось посмотреть, что будет. Причины, как правило, самые безобидные.

— Первое, что нужно сделать, — глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Желательно несколько раз, — рекомендует специалист. — После этого можно завести разговор о границах: мол, есть твоя собственность, а есть чужая. Разовая попытка воровства больше похожа на шалость. Поэтому не надо внушать ребёнку мысль о том, что он плохой и совершил ужасный поступок. Так можно развить в нём новые комплексы.

Если же воровство уже система, вплоть до того что родители начинают прятать от ребёнка деньги и опасаются брать его в магазин во избежание очередной попытки кражи, следует искать проблему в семье.

— Иногда таким способом дети пытаются объединить родителей, которые находятся в разводе или просто часто ссорятся, — поясняет психолог. — Малыши в этом случае начинают писать в штаны или болеть. А повзрослев, прибегают к другим способам, позволяющим, как они считают, хоть на какое-то время соединить папу и маму.

Это может быть и попытка напомнить о себе: мол, я у вас есть, а вы меня не замечаете. Данная проблема актуальна в семьях, где между родными людьми пропала близость.

— Советую спросить ребёнка: «Зачем тебе деньги?» Как правило, первый ответ — самый искренний. А далее начинается работа. В первую очередь — над собой, своими отношениями с супругом и ребёнком. Потому что ссоры «про деньги» — это, как правило, ссоры «про отношения», — подытоживает Галина Семёновна.



Новости по теме

«Почему у меня нет денег?»: работа над ошибками Содержит Фото Надежда БАЯНДИНА, 11 января 2017
Зачастую нам выгодно не иметь денег.
В стране выученных уроков Содержит Фото Инструкция для родителей Надежда БАЯНДИНА, 16 ноября 2016
Редкий взрослый во времена СССР проводил за уроками ребёнка все вечера. Иное дело — наше время.
Любовь и деньги Содержит Фото Спланировать семейный бюджет и… не развестись Надежда БАЯНДИНА, 26 февраля 2016
Узнаем у наших экспертов.
Восемь способов «подружиться» с деньгами Инна ВОЛГИНА, 4 декабря 2014
Главные секреты финансовой грамотности мы решили узнать у управляющего филиалом АО «Банк Русский Стандарт» Дмитрия НОВОСЁЛОВА.
Когда исчезнут деньги? Виктор ТОЛСТЕНКО, 15 августа 2014
Лет за 10 деньги и вовсе могут исчезнуть? В смысле — наличные.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF