6 июля 2017, четверг, 00:59
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Мифы и правда об издержках интернет-общения

Надежда БАЯНДИНА, 20 февраля 2017
Не так страшно общение в Сети, как его малюют? Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Интернет поглощает всё больше нашего времени. Мы ищем в Сети уже не только информацию, но и друзей, любовников, просто интересных собеседников. Полноценно ли такое общение? Не идёт ли оно во вред «живому»? Не грозит ли развитием зависимости?

Врач-психотерапевт, психолог Оксана СОБИНА постаралась ответить на эти вопросы. Лекция «Психология интернет-общения» открыла цикл «Информационная экология» в библиотеке им. В. Г. Белинского (ул. Белинского, 15).

Миф № 1: виртуальная личность, как правило, не имеет ничего общего с реальной.

Кто из нас, переписываясь с новым интернет-другом, не задумывался: а какой он на самом деле? Иногда общение онлайн заканчивается встречей оффлайн, и тут, случается, наступает разочарование. Особенно часто на абсолютное несоответствие виртуальной личности реальной жалуются завсегдатаи сайтов знакомств.

Между тем Оксана Собина убеждена: роль в Сети — одна из ролей личности.

— Мы и в реальной жизни ведём себя в разных ситуациях по-разному, — объясняет врач-психотерапевт. — Нередки случаи, когда человек, знавший приятеля только в неформальной обстановке, совершенно не узнаёт его на работе. А в Сети мы проявляем какую-то другую свою сторону. Но это всё равно мы.

Каждая социальная роль предполагает определённую форму поведения, продолжает специалист. Причём в отношении каждой роли мы будем иметь дело с Персоной и Тенью. Персона — это, согласно теории Карла ЮНГА, то, что мы показываем миру, то есть то, какими бы мы хотели, чтобы нас воспринимали. То же, что кажется нам неправильным, некрасивым, неприличным, то, что мы знаем о себе, но хотели бы скрыть, переходит в ту часть личности, которая называется Тень. Переходит, но не исчезает!

Принято считать, что в профиле в социальных сетях отражается только Персона, то есть лучшие качества. Но это не так, что убедительно доказала ещё 7 лет назад группа американских учёных, решившая проверить истинность убеждения, что наши профили в Интернете — это якобы наши «я-идеальные» — то, как мы хотим выглядеть и кем хотим быть.

Объектом исследования стали страницы более 200 студентов в «Фейсбуке». Эти люди прошли личностное тестирование для определения индивидуальных качеств. Затем 20 специально отобранных, незнакомых с ними наблюдателей просмотрели страницы испытуемых в соцсети и предположили, какими могут быть хозяева этих профилей. Оказалось, впечатления незнакомцев довольно точно отражали настоящие качества участников эксперимента. Иными словами, профили в соцсетях репрезентировали вовсе не «я-идеальное», а действительные особенности личности их обладателей.

— Мне очень нравится цитата корифея отечественной, да и мировой психиатрии Петра Борисовича ГАННУШКИНА: «Личность человека отражается в каждом поступке, как в капле воды». Это значит, что по каждому поступку можно сложить представление о личности человека в целом. А создание профиля — тоже поступок, — констатирует Оксана Вячеславовна. — Если вам нравится виртуальная личность и вы желаете продолжить с ней общение «в реале», помните о том, что всё, что вас так заинтересовало, существует на самом деле. Но не стройте напрасных иллюзий: «живое» общение может открыть и другие стороны человека, возможно, не самые приятные. Некоторые люди открывают друг в друге неожиданное и по прошествии многих лет совместной жизни. Даже сам человек не всегда может предсказать, как поведёт себя в той или иной ситуации.

Миф № 2: общение в Сети постепенно вытесняет «живое».

— Так и есть, — подтверждает специалист. — Но тому есть объективные причины.

Реальность такова, что большинство современных детей находятся под постоянным контролем взрослых. Преступность растёт, и родители предпочитают максимально занимать досуг отпрысков и повсюду их сопровождать: сначала до школы, после школы — до секции, потом до другой секции и т. д. Домой ребёнок нередко приходит уже в 8—9 вечера, когда ни о каких прогулках не может быть и речи. А общаться-то хочется! Спасибо соцсетям, вотсапам и вайберам, которые дают такую возможность.

— Мы, взрослые, сами перекрыли детям все остальные каналы общения, — отмечает Оксана Собина. — Тем самым и себя поставили в условия, когда на встречи с друзьями просто не остаётся времени: оно всё посвящено работе и контролю за детьми. Благо есть Интернет, который позволяет поддерживать социальные контакты.

Миф № 3: интернет-общение — это квазиобщение.

Может ли общение в Сети претендовать на статус полноценной и эффективной коммуникации? Многие психологи считают, что нет. Оксана Вячеславовна придерживается иной точки зрения.

— Есть, например, мнение, что общение в Интернете безэмоционально. Позвольте, эмоций там гораздо больше, чем в жизни! Не можешь подобрать слова — используй смайлики. Вообще с точки зрения психологии такого рода коммуникация часто лучше отвечает нашим потребностям, чем «живое» общение, — подчёркивает врач-психотерапевт.

По информации специалиста, в числе наиболее важных потребностей личности — потребность в принятии и одобрении. Человек — животное социальное. Он живёт в обществе, а значит, постоянно получает оценки от окружающих. Эти оценки являются для него значимыми, оказывая влияние как на эмоциональное состояние, так и на социальное функционирование.

В жизни далеко не каждый оценит тот или иной наш поступок так, как нам бы того хотелось, а в Сети мы обязательно найдём человека, от которого услышим то, что мечтаем услышать.

— Допустим, я испекла дома кекс. Домашние съели и даже спасибо не сказали — хорошо хоть сфотографировать успела. А в Сети мне 99 человек написали, какая я молодец! — продолжает Оксана Собина. — Мы идём в Интернет за признанием и это признание получаем. Плюс там есть событийность, которой в жизни гораздо меньше.

Миф № 4: общение в Сети может вызвать зависимость.

Действительно, это довольно популярное утверждение. А психолог Мария ДРЕПА даже выделила 6 типов интернет-зависимостей: «навязчивый веб-серфинг», или бесконечные путешествия по Всемирной паутине; пристрастие к виртуальному общению; игровая зависимость; финансовая потребность (игра в азартные игры онлайн или ненужные покупки в интернет-магазинах); пристрастие к просмотру фильмов через интернет и киберсексуальная зависимость (влечение к посещению порносайтов).

Между тем собеседница отмечает, что желание оставаться «на связи» может быть вполне обоснованным.

— Возможно, человек ждёт важное письмо, потому и проверяет каждую секунду почту. Или ищет в Сети нужную информацию. Или он вчера выложил пост, и сейчас в комментариях идёт «рубилово» — как тут не поучаствовать?! Причин «зависания» в Сети может быть масса, — комментирует Оксана Собина.

Если же в «гулянии» по просторам Интернета действительно нет особого смысла, возможно, вас что-то тревожит. Раньше в таких случаях человек заштриховывал в тетради квадратики, сейчас жмёт кнопки мобильника. Скорее всего, «вредная» привычка уйдёт, когда исчезнет повод для тревоги.

— Мне, как врачу, очень не нравится современная тенденция про всеобщие зависимости от всего. Официально среди психических расстройств есть алкогольная, наркотическая и игровая зависимости, причём последняя включена сравнительно недавно и является по сути проблемой не медицинской, а социальной. У нас и так хватает поводов для тревог, не стоит искать новые, — резюмирует Оксана Вячеславовна.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook