7 марта 2017, вторник, 14:14
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

«Пять столБов ислама»

Почему буксует курс «Основы религиозных культур» Надежда БАЯНДИНА, 27 февраля 2017
Фото: архив.

В заголовке не опечатка. Именно так сказала ученикам одна из преподавательниц курса «Основы религиозных культур и светской этики» (сокращённо — ОРКСЭ. — Прим. авт.) Другая же на вопрос ребёнка «Почему Ветхий Завет называют Ветхим?» не моргнув глазом ответила: «Так книжка же старая!» Предмет преподаётся в школах с 2012 года (включён в программу 4-го класса), но до сих вызывает жаркие споры.

Об этом поведала на февральском ток-шоу «Разберём на атомы» учитель истории и обществознания одной из школ, в недавнем прошлом — старший преподаватель кафедры общественно-научных дисциплин Института развития образования Людмила ЛУКОЯНОВА.

На сей раз на мероприятии, организованном Информационным центром по атомной энергии Екатеринбурга, говорили о вещах, которые находились в 2016 году в центре внимания разных областей наук. Если брать педагогику, то, по словам Людмилы Лукояновой, в числе приоритетных оставалась (и остаётся!) проблема духовно-нравственного воспитания, частично решить которую и призван этот курс. Почему же он буксует?

Трудности «потерянного поколения»

По мнению спикера, многие взрослые воспринимают «Основы религиозных культур и светской этики» как очередную попытку церкви вмешаться в частную жизнь. Между тем задача создателей курса — вовсе не вовлечение малолетних в религиозную жизнь, а упомянутое духовно-нравственное воспитание. Школьникам предлагается на выбор аж 6 модулей, 4 из которых имеют непосредственное отношение к традиционным религиям России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» и «Основы буддисткой культуры», пятый модуль именуется «Основы мировых религиозных культур», а шестой — «Светская этика».

— Как показывает статистика, в Свердловской области предпочтение отдаётся светской этике, — констатирует учитель истории и обществознания. — Для сравнения: например, во Владимирской и Ярославской областях 90% детей изучают «Основы православной культуры», свердловчане же делают выбор в пользу более нейтрального, как им кажется, модуля. Хорошо это или плохо, судить не берусь. Такова наша специфика, и с нею надо считаться.

Почему духовно-нравственное воспитание вдруг стало приоритетом? У Людмилы Лукояновой есть ответ и на этот вопрос.

— Родители нынешних школьников в большинстве своём являются представителями «потерянного поколения», — отмечает педагог. — Мы росли во времена, когда прежние ценности были поставлены под сомнение, а новые ещё не появились. Теперь нам нечего передать своим детям. Так, во всяком случае, считают авторы инициативы.

Вот почему курс ОРКСЭ нацелен не только на школьников, но и на их родителей. Предполагается, что ребёнок, получив на уроке пищу для размышлений, пожелает обсудить услышанное со взрослыми. Таким образом мамы и папы тоже окажутся вовлечены в процесс.

Если семья, то традиционная

В основе предмета лежит «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» — документ, утверждающий современный национальный воспитательный идеал, каковым является высоконравственный творческий компетентный гражданин России, укоренённый в истории своего народа и в традиционных религиях.

Здесь же прописаны базовые ценности личности — те ценности, на основании которых возможно существование Российской Федерации как единого государства. Если они не будут производиться в обществе — не будет и государства, предполагают создатели курса.

Людмила Лукоянова перечислила эти ценности: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья (причём традиционная, где есть папа и мама, а не «родитель 1» и «родитель 2»); здоровье (физическое, психическое и социальное); традиционные религии России; наука; труд и творчество; литература и искусство; человечество как ценность, в которой фиксируется этническое многообразие и мирное сосуществование, а также природа (всё, что касается экологии и экологического мышления).

— Это первый документ с 1991 года, в котором педагогическое сообщество попыталось договориться, что под чем понимать и куда двигаться в развитии и воспитании детей, — продолжает спикер. — Этим же документом утверждается аксиологический подход в образовании. Суть в том, что о базовых ценностях говорится не только в рамках ОРКСЭ. Например, на уроках химии, физики или биологии можно внедрять в юные головы мысль о ценности научного знания и т. п.

Что мешает

Казалось бы, всё хорошо. Тем не менее, существует немало «но», которые стопорят весь процесс. Первое «но» — это, как мы уже упомянули, критическое отношение к предмету со стороны большинства родителей. Впрочем, с этим можно попытаться бороться, считает педагог. Например, с помощью активной информационной кампании: многие взрослые выступают против, даже не удосужившись ознакомиться с целями и задачами курса.

Есть и другие причины. В их числе Людмила Лукоянова упомянула и неграмотность некоторых педагогов (отсюда и «столБы ислама»). Все 6 модулей должен освещать один человек, и этот человек — учитель начальных классов. Да, педагогов отправляют на курсы повышения квалификации, но за 72 часа освоить огромный массив информации просто нереально!

— Вести этот предмет должны историки, — высказывает своё мнение Людмила.

Следующее «но» лежит глубже — в личности самого учителя.

— В педагогику идут, как правило, люди, которые испытывают большую потребность во власти, — делится наблюдением спикер. — Перед тобой сидят 25 детей, и все они находятся в твоём подчинении. Если кто-то не подчиняется, учитель может применить различного рода санкции — от замечания и «двойки» за поведение до вызова родителей в школу, педсовета, обращения в службу опеки и т. д. Далеко не всегда применённые санкции справедливы. И дети, несмотря на возраст, прекрасно это понимают. Может ли говорить о ценностях человек, который сам не является их носителем? Вопрос риторический.

Добавим к этому немалую нагрузку педагогов, их особое восприятие нововведений в сфере образования, которых в последние годы слишком много… В общем, всё сложно.

К слову, недавно в школьную программу вошёл ещё один предмет, основанный всё на той же Концепции, — «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который является обязательным для учащихся 5—9 классов. И несмотря на то, что курс прописан во всех нормативных документах, методики преподавания, по сути, ещё нет, констатирует педагог.

С другой стороны, это даёт учителям некий простор для творчества. И… открывает для них новые возможности. Людмила Лукоянова, например, начала работать над учебником, одна часть которого будет посвящена традиционным религиям России, а другая — этнокультурным особенностям Свердловской области.



Новости по теме

Конец «божественной» тайне? Виктор ТОЛСТЕНКО, 4 декабря 2014
Противоречивые сведения выдают социологические институты по поводу роста (падения) веры россиян в Бога.
Нравственность и моральные качества важнее религиозных культур и этики Редакция, 24 июля 2013
«Что есть добродетель, а что такое порок?» — «Мораль, эгоизм, альтруизм — как вы это понимаете?» — «Можете объяснить, что такое стыд и вина, добро и зло?» — эти и подобные им вопросы ставят подчас нынешних четвероклассников в тупик.
Мечеть в Казане — одна из самых красивых мечетей мира.
Ислам истинный и спекулятивный Содержит Фото Виктор ТОЛСТЕНКО, 25 декабря 2012
Стремление опереться в своей жизни на опыт, убеждения предков вполне естественно. Однако есть одно «но»: есть заветы предков, а есть фантазии на эту тему...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook