6 мая 2017, суббота, 09:37
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Чтобы слушать джаз, надо перестать смотреть телевизор

Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 28 апреля 2017
Виталий ВЛАДИМИРОВ известен любителям джаза по всему миру. Фото: личный архив музыканта.

30 апреля отмечается Международный день джаза. Это ежегодное событие было учреждено в 2012 году по инициативе ЮНЕСКО. О том, с чего начинался свердловский джаз, а также об уникальности этого музыкального жанра мы побеседовали с корифеем екатеринбургской музыкальной сцены, известным уральским джазменом, тромбонистом, композитором Виталием ВЛАДИМИРОВЫМ.

— Джаз сохраняет свою популярность, невзирая на любые кульбиты времени. В чём, на ваш взгляд, состоит уникальность этого музыкального жанра?

— Прежде всего уникальность в том, что эта музыка изначально подразумевает некую незаданность и некую моментальную реакцию на происходящее вокруг. В этом смысле она аналогична самой нашей жизни. Это музыка самовыражения в чистом виде, это музыка уже за той гранью, когда просто исполняется функция звучания. Это скорее функция мышления.

— Играть джаз, равно как и слушать джаз — для этого нужен природный дар или этому можно научиться?

— Ну, для того чтобы слушать, наверное, в первую очередь нужна внутренняя потребность. А вот в том, что касается исполнения джаза... Говорят, этому можно научиться, но лично я считаю, что нет. Для этого нужно определённое чутьё и некая профессиональная база, которая находится за гранью простого профессионализма. Это уже гораздо выше. Потому джаз подразумевает некие фигуры высшего пилотажа, когда музыкант может мыслить на инструментах в реальном времени. Это настоящее искусство.

— Существует стереотип, согласно которому джаз — музыка для элитарного слушателя. Согласны ли вы с этим?

— Нет, не согласен! Солнце светит для всех, значит, и музыка — она для всех. А те, кто градирует, пытается делать акцент на мнимой элитарности — мне кажется, для таких людей это просто способ зарабатывать деньги.

— Многие люди даже не соприкасались с джазом, считая его скучным и непонятным. Можете ли вы посоветовать, с чего начинать слушать джаз, чтобы открыть для себя прелесть этого жанра?

— Надо начинать с того, что нравится, потому что не может весь джаз не нравиться. Это вопрос вкуса, тут всё очень индивидуально. Кому-то нравится весёлая музыка, кому-то — более лиричная. Поэтому сложно давать какие-то конкретные советы. Просто нужно попробовать начать слушать джаз. А для начала, например, попробовать перестать смотреть телевизор.

— Джаз в Екатеринбурге появился в середине прошлого века. Что вы можете рассказать об атмосфере первых джазовых концертов?

— Безусловно, это происходило не «для», а «вопреки». Прежде всего это была некая форма социального протеста и вместе с тем интереса к мировой культуре. В то время, как вы помните, у нас повально всё запрещалось. Однако находились прогрессивные люди, например учёные, которые выезжали за границу и привозили оттуда какие-то записи. Их передавали друг другу. Это была целая история, целая субкультура. А потом и музыканты стали проявлять интерес к этому направлению. Конечно, не все. Потому что, повторюсь, всё же исполнительски джазовая музыка — это фигуры высшего пилотажа. Музыкантам высокого уровня это было интересно чисто профессионально, ну и идеологически тоже интересно, потому что эту музыку играл весь мир.

Биг-бенд, созданный ВЛАДИМИРОВЫМ, существует уже более 15 лет. Фото: личный архив музыканта.

— То есть источником вдохновения служили в первую очередь западные образцы?

— Поначалу — да, безусловно. А потом появился ЧЕКАСИН. Который в компании с ГАНЕЛИНЫМ и ТАРАСОВЫМ взорвал весь мир. Это наш человек, екатеринбургский. (Владимир Чекасин — российский саксофонист, кларнетист, аранжировщик, участник трио «ГТЧ» — пионер уральского джаза. — Прим. авт.).

— Где в нашем городе в те годы можно было услышать джаз?

— Одно из самых известных мест — Сад Вайнера, там в своё время проходили небольшие концерты. Кроме того, раньше джаз играли в ресторанах — музыканты это делали с огромным удовольствием и рвением, потому что это было запрещено и потому что это было в новинку. А подобная искренность всегда очень приветствуется публикой.

— В преддверии Международного дня джаза хочется коснуться современной уральской джазовой сцены. Насколько Екатеринбург интегрирован в мировое джазовое сообщество?

— Екатеринбург очень серьёзно заявлен в международном сообществе. У нас есть немало музыкантов, которые успешно представляют Екатеринбург и Россию за рубежом. Есть исполнители, которые имеют колоссальный опыт работы с западными музыкантами. Причём в разных форматах — от мейнстрима до авангарда. Некоторые наши молодые музыканты имеют западное образование. И вообще, Екатеринбург — город, который имеет своё лицо, имеет своё мнение, имеет свою особую способность формировать музыкальное пространство, формировать идеологические узлы, идеологическое ядро. Я считаю, что в музыкальном плане у нашего города очень большое будущее. Екатеринбург ни разу на моей памяти не покупался на всевозможные коммерческие проекты. Екатеринбург — город серьёзный.

Международный день джаза отмечается в Екатеринбурге не первый год. Фото: архив акции.

— Какими знаковыми мероприятиями в тематике джаза может похвастаться наш регион?

— Во-первых, в Екатеринбурге уже 8 лет существует собственный джазовый клуб — Ever Jazz. Подобными площадками может похвастаться далеко не каждый регион — это прерогатива больших, серьёзных городов. Во-вторых, у нас постоянно происходят всевозможные творческие события. Это и гастроли музыкантов с мировым именем, и различные фестивальные проекты. Например, замечательный фестиваль джазового искусства Ural Terra Jazz проходит в Камышлове. На него приезжают гости не только из других регионов, но и из-за рубежа.

— А как насчёт достойной смены? Есть ли у нас талантливая молодёжь, о которой стоит упомянуть.

— У нас прекрасная молодёжь. Многие из молодых ребят имеют западное образование. Если говорить о персоналиях, то, например, у нас есть великолепный гитарист Сергей ЧАШКИН. Есть Денис ДАВЫДОВ — прекрасный саксофонист. Есть Андрей ПЛЕТНЁВ, ещё один талантливый саксофонист, он сейчас живёт в Италии. Есть пианист Антон ЗУБАРЕВ. Все они молодые ребята. И у каждого есть свои проекты.

— Как Международный день джаза будет отмечаться в Екатеринбурге?

— 30 апреля в Екатеринбурге состоится Джазовый субботник. Он начнётся с музыкального шествия, которое будет проходить от Плотинки до Сада Вайнера. Будет играть диксиленд — молодые ребята. И мы к ним присоединимся! Ну а потом в Саду Вайнера пройдёт субботник, во время которого будет звучать джазовая музыка.

— Какие эмоции у вас вызывает предстоящее выступление в Саду Вайнера — в том месте, где когда-то начинался уральский джаз?

— Я учился в музыкальном училище им. Чайковского, и в Саду Вайнера проводил немало времени. Там мы учили ноты, там мы с ребятами болтали, отдыхали. Поэтому для меня это в первую очередь возвращение в годы юности.

Крупным планом

Субботник как по нотам

Празднование Международного дня джаза стартует в 11.00 у памятника Татищеву и де Геннину. Здесь состоится торжественный парад, в котором примут участие лучшие джазмены Екатеринбурга под управлением Виталия Владимирова. Под звуки джазовых стандартов, вооружившись весёлыми транспарантами, прославляющими джаз, горожане промаршируют в направлении колыбели свердловского джаза — Сада Вайнера (перекрёсток ул. Первомайская и ул. Тургенева). Здесь гости праздника проведут субботник — генеральную уборку сада: вывезут мусор, поухаживают за деревьями, расчистят дорожки.

В прошлом году в джазовом субботнике приняло участие около 200 человек. Фото: архив акции.

В субботнике примут участие представители музыкальной индустрии города, известные музыканты и творческая общественность. Во время субботника на летней сцене сада выступят лучшие музыканты города. Это будет концерт из двух отделений, где прозвучат джаз и блюз. В концерте примут участие коллективы Kickin' Jass Orchestra, James Band, Blues Encore, ансамбль «Изумруд», также будут представлены проект «Барабаны Дзех» и «Трибьют Фрэнку Синатре». Вход свободный.

Из досье

Виталий ВЛАДИМИРОВ — всемирно известный екатеринбургский тромбонист, композитор, аранжировщик, дирижёр, лауреат международных конкурсов. Заведующий отделением «Музыкальное искусство эстрады», преподаватель по классу аранжировки, создатель Биг-бенда Свердловского музыкального училища им. Чайковского. Имеет в своём арсенале участие во множестве творческих коллективов и проектов, регулярно принимает участие в концертах и студийных сессиях российских, европейских и американских музыкантов. Дважды лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства. Записал семь альбомов с собственными музыкальными проектами, принимал участие в записи более чем десятка групп и музыкантов, в числе которых группы «Чайф», «Ассоциация», «ТОП», «Курара» и другие.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook