19 июня 2017, понедельник, 08:49
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Для кого собака — врач?

Надежда БАЯНДИНА, 29 ноября 2016
Собаки повышают мотивацию к занятиям. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

На календаре — 27-е число, воскресенье, а у Тактики, Маруси, Фокси, Ромашки и Редиски — приёмный день. Их «пациенты» — 12-летние Марк, Андрей и Арсений — уже заждались: в отличие от многих других, на терапию они ходят с большим удовольствием. Возможно, потому, что их лечением занимаются… собаки!

Термин «канис-терапия» наверняка вызовет у большинства недоумение, хотя в Екатеринбурге этот метод социально-педагогической реабилитации деток с особенностями развития практикуют уже 7-й год. Накануне Всемирного дня домашних животных, который отмечается 30 ноября, мы заглянули в один из офисов в центре города, где вместе с людьми работают их питомцы. Работают не кем-нибудь, а терапевтами.

Сколько сантиметров в Редиске?

На 27 ноября выпало групповое занятие с подростками с расстройствами аутичного спектра. Хотя диагноз в глаза не бросается. Марк и Андрей носятся по офису как обычные мальчишки их возраста, хохочут и задирают друг друга. Но так было не всегда. По словам их мам, первые занятия подростки держались настороженно: дети с таким диагнозом вообще тяжело идут на контакт, но год регулярных занятий явно пошёл им на пользу. Пусть с остальными сверстниками отношения ещё не наладились, но друг с другом ребята общаются с удовольствием. Можно сказать, приятельствуют.

Арсений держится пока в стороне. Поддержать мальчика пришла его двоюродная сестра Лиза — абсолютно здоровый ребёнок. Лишь на её фоне можно заметить некоторые особенности ребят, например, сложности с концентрацией внимания: задания психологу Анне КАТЫРЕВОЙ — специалисту и методисту по канис-терапии, приходится повторять снова и снова.

В этот день ребята делали «живую» ёлку: вырезали из картонки кольца разных размеров, раскрашивали их и соединяли при помощи верёвочек одинаковой длины.

Арсений и Лиза вырезают заготовки для будущей ёлки. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

Похоже, сегодняшняя тема — знакомство с таким понятием, как размер. Подросткам по несколько раз за занятие приходится сопоставлять и сравнивать. В том числе… собак.

— Как будем их мерить? — спрашивает психолог.

— Линейкой, — отвечает один из мальчиков.

— Ты видишь здесь линейку? Я — нет. Можно было бы в попугаях, но они тоже отсутствуют. Давай искать другой способ…

Проходит время, и наконец решение находится: поводок. С его помощью Марк замеряет каждую из собак. Ему помогает Андрей, удерживая четвероногих на месте.

Марк и Андрей выясняют с помощью поводка, кто из четвероногих больше. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

Теперь можно снова вернуться к ёлке. К концу занятия поделку так и не удаётся закончить — задание переносится на следующий урок. Когда все колечки будут соединены верёвками, Анна Катырева наденет конструкцию на одну из собак, и бумажное деревце «оживёт». То-то будет радости у ребят!

Анна КАТЫРЕВА примеряет незавершённую конструкцию на Тактику. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

Чем выше мотивация, тем лучше результат

— К идее мы шли с двух сторон, — рассказывает психолог, специалист по канис-терапии Любовь ВЛАДЫКИНА. — У нас были психологи, готовые работать с особыми детьми с помощью самых разных методик. И была хозяйка четырёх или даже пяти собак Ольга БЕРСЕНЕВА, желающая как-то в этом поучаствовать. Она спросила, можно ли приспособить к занятиям её питомцев, и мы вспомнили про канис-терапию. Почитали об этом методе, пообщались с теми, кто его практикует, и взяли себе на вооружение.

Психолог, специалист по канис-терапии Любовь ВЛАДЫКИНА с Фокси. Всего у неё — четверо йорков. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

По словам Любови Геннадьевны, канис-терапия — совсем не обязательный атрибут в социально-педагогической реабилитации детей с особенностями развития.

— Можно ли реабилитировать их без собак? Конечно! Просто с собаками процесс идёт быстрее, ведь животные повышают мотивацию, — утверждает специалист. — Дети охотнее идут на занятия, меньше ленятся, прикладывают больше усилий….

Задания с участием четвероногих зависят от поставленной цели.

— У детей с аутизмом нередко отстаёт функция ориентации в пространстве и всё, что связано с мышлением: сравнение, сопоставление, логика. Многие из них действуют по шаблону, поскольку живут в «узком коридоре». Наша задача — «расширить» этот коридор. Взять хоть пример с замерами собак. Да, это можно было сделать линейкой, но лучше напрячься и придумать нестандартное решение. Тем самым мы помогаем мозгу компенсировать недостающие либо недоразвитые функции, — поясняет Любовь Владыкина.

Гиперактивным деткам могут предложить попробовать научить собаку… давать лапу. Предложение, как правило, принимается на ура (вот она — пресловутая мотивация!), однако просто произнести команду недостаточно: чтобы животное послушалось, ребёнку нужно успокоиться. В этом ему помогают различные методики саморегуляции дыхания, которыми его вооружают психологи. Отдышавшись, пациент сосредоточивается на задаче, и собака, словно по волшебству, тоже становится управляемой.

Детям с диагнозом ДЦП нередко дают задания, связанные с перешагиваем через четвероногих, проползанием под их брюшками, попытками выбраться из-под улёгшейся псины. Впрочем, подобные упражнения на пользу всем детям: чем больше ребёнок двигается — тем активнее развивается его мозг.

И в радости, и в горе…

Собаки-терапевты используются и в качестве сопровождающих для тяжелобольных и умирающих. По мнению Любови Владыкиной, у обученных животных есть способность менять эмоциональный фон человека, который с ними взаимодействует. Когда пациент видит доброжелательно настроенного к нему пса, он расслабляется, и боль немного отступает. Расслабиться помогает и тепло, которое передаётся человеку от лежащей рядом с ними или на его коленях собаки. Если же больной находится в лечебном учреждении, животные привносят в палату домашнюю атмосферу.

— Был случай, когда мы сопровождали очень тяжёлую бабушку. Она находилась в полубессознательном состоянии, металась по кровати, хрипела. Собака полежала рядом всего две минуты, и дыхание пожилой женщины выровнялось, она перестала метаться и погрузилась в спокойный сон, — вспоминает Любовь Геннадьевна.

Кстати, эффект от собако-терапии уже оценили многие пациенты городского отделения паллиативной медицины. Специалисты выезжают в хоспис вместе с домашними любимцами на общественных началах.

А сейчас здесь начинают развивать ещё одно направление: массаж с участием четвероногих…

Порода ни при чём

Любая ли собака — терапевт? Отнюдь. И дело тут совсем не в породе, поскольку «бойцовскими» животных делают, по убеждению собеседников, их хозяева, а вовсе не гены. Более того, очень хорошими терапевтами себя зарекомендовали… питбули! Так вот, дело не в породе, а в характере: собака не должна проявлять агрессию ни в каком виде. А что должна? Испытывать желание общаться с людьми, быть терпеливой и знать азы дрессуры (выполнять команды «Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!», «Дай лапу» и «Апорт!», причём тогда, когда это нужно специалистам). Если всё это есть, сделать из барбоса терапевта вполне реально.

Кстати, сейчас в этом есть реальная потребность: у специалистов по канис-терапии большая нехватка «рабочих собак». Впрочем, здесь рады любым волонтёрам. И не имеющим животных — тоже…

Терапевтами могут быть и йорки, и овчарки и даже питбули! Фото: Надежда БАЯНДИНА.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook