3 февраля 2018, суббота, 18:01

Мюнхенский вояж с зальцбургским отливом

Елена ЯРИНА, 24 августа 2013

Что я знала о Мюнхене, когда упаковывала чемоданы? Во-первых, что это столица Баварии, самой зажиточной земли Германии. Во-вторых, редко найдёшь человека, ни разу не слышавшего о баварском пиве и сосисках. Дополню этот список футбольным клубом «Бавария» и транспортными средствами марки BMW, Альпами и замками Людвига Безумного. Сразу скажу, что этот перечень значительно расширился в ходе моего вояжа.

Мюнхен встретил отличной погодой, доброжелательными таможенниками и быстрым получением багажа. Билеты до городка Ольхинг (20 минут на городской электричке) всё-таки пришлось покупать в билетных кассах, автомат по продаже билетов на разных языках мира, кроме русского, освоить с кондачка не удалось. Стоит позавидовать терпению кассира, к слову, знавшего английский как родной, пытающегося объяснить все таинства транспортной сети Мюнхена и его пригородов. Если вкратце, то немцы воплотили в реальность то, о чём я не раз задумывалась: почему, если мне надо проехать на трамвае (автобусе, метро и пр.) 1 остановку, я плачу столько же, сколько и тот, кто выходит на конечной остановке маршрута? Итак, весь Мюнхен с пригородами поделён на 4 зоны, каждая из которых поделена ещё и на сектора, и цена зависит от того, какие зоны и сектора сколько раз я планирую посетить. Самым удобным вариантом для меня явился билет на 3 дня: действует внутри довольно обширной зоны, на любом виде транспорта, компостировать только при первой поездке — этому чудо-билету я не раз сказала спасибо. Пригородная электричка (S-bahn), как и весь общественный транспорт в Мюнхене, — низкопольная, с мягкой обивкой, с устройством для активации билета и подробной картой над выходом.

Что сразу бросилось мне в глаза и уши?

Во-первых, остановки объявляются на немецком языке и дублируются на английском. А название отображается на табло, на котором НЕТ бегущей строки с анекдотами, рекламой и пр. Электрички, трамваи не увешаны рекламой изнутри и выкрашены снаружи в «свой» корпоративный цвет, скромная реклама по бокам трамваев — редкость. На моём пути всё-таки встретилась электричка с граффити. Одна.

Во-вторых, изнутри стеклянные двери открываются нажатием на кнопочку при полной остановке электрички, а снаружи — просто прикосновением руки к специальному значку. На каждой, даже маленькой, станции есть работающее табло, информирующее о том, сколько времени осталось ждать до прибытия электрички, автомат для продажи билетов, стенд с зонами и секторами транспортной сети Мюнхена на немецком и английском языках. Отмечу, что все, даже самые дальние, платформы крытые и оборудованы креслами для ожидания.

В-третьих, подняться на платформу к электричке и спуститься в населённый пункт можно по лестнице или на стеклянном незамусоренном РАБОТАЮЩЕМ лифте. Что очень удобно для людей с ограниченными возможностями, а также опаздывающих. К слову, на главном железнодорожном вокзале как Мюнхена, так и Зальцбурга (туда меня занесло в 3-й день вояжа) на платформы метро, городских электричек можно спуститься-подняться при помощи эскалатора. Опять же удобно для мам с колясками, приезжих с сумками и просто уставших в пути.

В аэропорту Мюнхена есть комната для курящих: стеклянная, со столиками и пепельницами на них. Железнодорожный вокзал — зона свободная от курения, о чём свидетельствуют специальные знаки повсюду.

Лето — и в Германии лето. Поэтому ремонтные работы на дорогах-тротуарах встречались и там. Интересно, что на довольно узких центральных улочках пробок не возникало даже в часы пик. Вероятно, это связано с тем, что многие добираются до работы на общественном транспорте или велосипедах. О велосипедистах стоит сказать отдельно. В Мюнхене либо на проезжей части, либо на тротуаре (каким бы узким он ни был) красной полосой отделена черта для велосипедистов. Упаси вас бог ступить на неё!!! Любители железных коней, само собой, соблюдают скоростной режим, однако при приближении к невнимательному звенят во все звонки (криков «посторонись» и «дорогу» не слышала ни разу) и покорно ждут разрешающего зелёного сигнала светофора, на котором изображён не зелёный человечек, а его двухколёсный друг. При остановке городской электрички в Ольхинге была довольно большая стоянка только для велосипедов. Опять же удобно: приехал на велосипеде к станции, велосипед — на цепочку, после работы на нём — домой. Как сказал мой спутник: «Дождутся ли такого мои праправнуки?» К слову, в Зальцбурге больше популярны мотоциклы, и проносящихся с диким рёвом мною замечено не было.

На центральной площади Мюнхена (Мариенплац) гуляющих со всего мира не счесть: итальянцы, арабы, англичане, французы, русские. Уличные музыканты в течение вечера меняются местами на пешеходной улице, исполняя в основном классику. Монеты кидают им, как правило, туристы. Нам попался итальянец, студент итальянского же университета искусства, приехавший на каникулы в Мюнхен. А в один из вечеров ухо уловило знакомую мелодию вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»... В последний день путешествия на ещё одной из площадей — Одеонплац — играл целый оркестр (мы даже подумали, что в местной филармонии идёт ремонт), среди инструментов был … РОЯЛЬ. На Мариенплац расположена Новая ратуша, на башне которой в определённое время можно наблюдать занятное действо — глокеншпиль. Фигурки в центральной нише под музыку начинают разыгрывать целый спектакль. Собственно, сам глокеншпиль призван напомнить об эпидемии чумы, в своё время охватившей территорию современной Баварии, и о свадьбе баварско-лотарингской герцогской пары. Вот такое странное сочетание. Кстати, к времени глокеншпиля на центральной площади собираются сотни туристов, снимающих на всевозможные гаджеты происходящее на башне.

Как и в любом крупном городе, в Мюнхене очень много музеев, но у них довольно странный график работы: в основном с 10 до 17 часов. Поэтому Немецкий музей со всевозможной техникой остался на следующий визит. Зато резиденция герцогов, курфюрстов и королей Баварии из династии Виттельсбахов открывается в 9 утра, и в сопровождении аудиогида (русского языка опять не оказалось) я прогулялась по собственно резиденции и сокровищнице баварских королей. Освещение оставляло желать лучшего: откровенный полумрак не позволил сделать качественные снимки. Сразу вспомнился Эрмитаж, где свет раскрывал всю душу экспонатов. В парке при резиденции в утренние часы можно наблюдать прогуливающихся родителей с детьми и любителей бега разных возрастов. Таблички на клумбах с примерным содержанием «Руками не трогать» никто не игнорировал, даже иностранцы.

Загородная резиденция — Нимфенбург (минут 15 на трамвае от центра) впечатлила своим размахом и архитектурной гениальностью. Резиденция — подарок курфюрста Фердинанда Марии своей супруге в честь рождения долгожданного наследника престола Макса Эммануила. По-настоящему королевский подарок. Посетив часть дворца (в других частях живут наследники владельцев Виттельсбахов) с русским аудиогидом, я отправилась в парк. В каждой части парка есть свой дворец, выполнявший в своё время определённую функцию. Один — чтобы помолиться, очень скромный внутри и снаружи, второй, в китайском стиле, — для короткого отдыха, третий — для разделки охотничьей добычи… К слову, и перед резиденцией, и за ней в прудах водятся утки и лебеди. В каждом замке — свой доброжелательный охранник, который и сфотографирует, и путь дальнейший подскажет. По всему парку в самых живописных местах стоят скамейки с металлическими табличками, на которых — надписи и цитаты от желающих оставить о себе добрую память. Вряд ли кто-то будет ломать такую «именную» скамью. Музей карет и фарфора — последний в списке общего билета, так сказать, для самых выносливых. В нём проблема освещения всплыла снова.

Третий день ознаменовался поездкой в двухэтажном поезде в австрийский Зальцбург. За 3 остановки до пункта назначения на одной из станций мы задержались на полчаса, всё это время машинист исправно информировал пассажиров о том, что происходит и когда мы продолжим путь. Вместо 6-вагонного 2-этажного поезда Мюнхен — Зальцбург была подана электричка. Спокойно, без паники и давки пассажиры зашли в австрийскую электричку, людям пожилого возраста и женщинам уступали место. В такой привычно русской тесноте и с уже ставшей привычной немецкой вежливостью я прибыла в Зальцбург. Дворец и парк Мирабель, музеи, посвящённые Вольфгангу Амадею МОЦАРТУ, центральная площадь и крепость Хоэнзальцбург, ещё более узкие центральные улочки, чем в Мюнхене, органная музыка в главном соборе, поющие на площадях заезжие музыканты и всегда готовые помочь австрийцы оставили самые восторженные впечатления. В разговоре с местным жителем выяснилось, что во внутреннем дворе крепости Хоэнзальцбург, на которую пешком подниматься примерно полчаса, а на вагончике — 5 минут, живут обычные люди. На мое удивлённое «Так это же музей!» австриец недоумённо ответил «Ну и что? Кстати, на работу они с горы не пешком ходят, а на машине ездят».

А во внутреннем дворе австрийской крепости живут наши современники. Фото: Елена ЯРИНА.

В замки Людвига II или Людвига Безумного, прозванного так за свою неудержимую страсть к строительству пышных замков в самых живописных местах Баварии и умершего загадочной смертью, я отправилась в предпоследний день. Купив на главном вокзале баварский билет (ББ), позволяющий в течение дня ездить на любом виде транспорта по любым зонам и секторам в пределах Баварии, я успела занять место в электричке на Фюссен. Этот день в Германии оказался праздничным, оттого желающих посетить замки оказалось очень много. На конечной остановке туристов ожидали комфортабельные автобусы, в которые в первую очередь впускали тех, кто имел на руках действующий ББ, остальные могли приобрести билет у водителя. Уже на подъезде слева то и дело выплывал самый знаменитый замок, с которого, по слухам, «списали» Хогвартс, — Нойшванштайн.

А справа — Хоэншвангау, менее впечатляющий, но очень уютный замок, который тоже с успехом обжит современниками. Огромная многонациональная очередь выстроилась за билетами во внутренние помещения замков. Решено было не тратить время и просто погулять по ухоженной территории. Тем более что в обоих замках есть площадки, куда билет не нужен. Цены на сувениры и еду были вполне приемлемыми, даже несмотря на удалённость от городка. Виды с моста Мариенбрюке способны поразить даже искушенное воображение, а уж когда я взобралась на запрещённую площадку намного выше моста, даже у эмоциональных итальянцев (оказавшихся вместе со мной) слова восхищения заменило молчаливое упоение красотой.

К последнему поезду в Мюнхен мы успели благодаря отлично организованному транспортному сообщению. Подъехали несколько автобусов, и вуаля — мы на железнодорожной станции Фюссен. В этот раз немецкая электричка сюрпризов не преподнесла и непредвиденных остановок не было.

Программа на 5-й, последний день пребывания была расписана по минутам. Оставив в камере хранения вещи (3 евро за средний размер камеры и 5 евро за большую камеру), я отправилась в «Мир BMW». Вот уж откуда ни за какие коврижки не выманить людей, так это из залов с мотоциклами и автомобилями стоимостью более 40 млн. рублей. Очередь посидеть в таких авто двигалась очень медленно, каждый, кто садился в салон, просто срастался с машиной, и терял способность ощущать время, проведённое в ней. После современного «автобезумства» мне было неинтересно в собственно музее BMW. Экспонаты, конечно, заслуживают уважения и даже преклонения, но затмить «Мир BMW» они не смогли.

До олимпийского парка (в Мюнхене прошла Олимпиада-1972) дойти было несложно. Вход туда бесплатный, а вот многочисленные спортивные аттракционы доступны только за евро. Вид на Мюнхен с олимпийской башни можно дополнить подробным просмотром в специальные бинокли. В коттеджах, предназначенных в своё время для спортсменов, проживают теперь горожане, спортплощадки — в достойном состоянии и активно используются мюнхенцами, в парке проводятся концерты, заложена Аллея звёзд. Наследие такого крупного мероприятия горожане оценили по достоинству. Кстати, и метро было построено как раз к Олимпиаде-1972.

Завершила моё баварско-австрийское турне прогулка по центру города в толпе счастливчиков, только что прибывших в Мюнхен. В столице Баварии и её пригородах осталось ещё много интересного. Готовим карты.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook