2 июля 2018, понедельник, 17:03

Александровка — русская деревня посреди немецкого города

Роман САФРОНОВ, 17 октября 2013

Город Потсдам, известный русскому туристу Потсдамской конференцией по итогам Второй мировой войны, а также благодаря знаменитому дворцу Сан-Суси, имеет ещё один козырь, который способен одним лишь внешним видом воодушевить любого русского человека, — колонию Александровка.

Это деревня всего лишь из 14 бревенчатых русских изб, но при этом с богатой полуторавековой историей. Именно прошлое Александровки привлекает туристов. Судя по фотографиям и описаниям, ты попадёшь на исконно русский островок в центре современной Германии. На деле же всё гораздо сложнее.

Нам бы такие селения!

Жизнь занесла меня в Потсдам на полтора месяца, и посетить необычную для немецких ландшафтов деревню мне посоветовали знакомые немцы, полагая, что там я смогу найти кусочек Родины.

Итак, АлександрОвка. Да-да, ударение в этом русском топониме непривычно падает на «О». Русская колония, как гласят таблички и указатели, находится прямо в городе. Ограничивают Александровку лишь неширокая проезжая часть да ровно подстриженные кусты. И вот за нами мирно стоят долгожданные деревянные избушки. Стоят где в ряд, где одна против другой, при этом здесь ещё есть несколько улиц. Прогуливаясь по ним, ощущаешь себя в утопичной русской деревне. Всё здесь идеально: от ровных дорог до внешнего состояния домиков. И атмосфера схожа с деревенской. Потсдам, несмотря на свой статус столицы федеральной земли Бранденбург и буквально неприличную близость к Берлину, отличается своею тишиной и спокойствием на улицах даже днём. И только группы туристов время от времени нарушают идиллию. Так что город нисколько не портит деревенский быт Александровки. А в целом видно, что в этой «русской» деревне что-то не так, не по-русски — ну не могут селения России выглядеть столь безукоризненно и ухоженно.

Как это было…

История Александровки настолько богата, что ей можно посвятить отдельную книгу. Итак, датой появления Александровки считаются далекие 1826—1827 годы. Построили посёлок по приказу прусского короля Фридриха ВИЛЬГЕЛЬМА III, а названа колония в честь русского императора АЛЕКСАНДРА I, друга и союзника прусского короля. Ещё в 1813 году Пруссия и Россия объединились в борьбе против Франции. Из некогда пленных русских солдат был создан отдельный полк. Из 62 русских военнопленных составили хор, который развлекал короля в военном лагере. Когда Александр I умер, в живых остались ещё 12 солдат-певцов. И вот король Фридрих дарует им дома близ Потсдама в знак тесной прусско-русской дружбы. В срубы изб легли лиственницы, доставленные в Потсдам из России. А на ближайшей к Александровке горе возвели православный Александро-Невский храм. Службы там проходят по сей день. После объединения Германии большинство домов перешло в частную собственность, поскольку у городских властей не хватало средств на содержание деревни. В 1999 году Александровка была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для туристов здесь сегодня работает музей Александровки и русский ресторан.

Немецкий мэр живёт в русской избе

Первым делом мне хотелось найти русских в Александровке. И я отправился в музей. Естественно, заговорил с персоналом по-русски, но никто не понял… Руководитель музея, по имени Гарри, вовсе оказался индонезийцем. Музей же представляет собой внутреннюю модель избы времён жизни тех самых русских солдат. Всё здесь весьма по-русски: и печь есть, и погреб, и хлев…

Вот только всё, что написано на стендах, написано по-немецки. Спрашиваю: «А что, русских туристов это устраивает?» «Русские туристы не такие уж и частые гости», — отвечает Гарри.

В самом деле, из русских туристов на тот момент я был в музее один — хотя в самом Потсдаме видел их предостаточно. А ещё Гарри рассказал, что в одном из домов Александровки живёт обер-бургомистр (глава) Потсдама Ян ЯКОБС. Дом этот многим знаком. И мэра здесь всё устраивает! Кто бы из российских чиновников согласился поменять свою виллу на бревенчатую избушку, конструкцию которой, кстати, изменять было бы запрещено, как это и есть в Александровке, — для меня вопрос…

— А правда, у вас в деревне живёт прямой потомок тех самых русских солдат? С ним можно познакомиться?

— ГРИГОРЬЕВ? Конечно можно, только поздновато уже. Ближе к вечеру он обычно выпивает, а от пьяного вы толком ничего не добьётесь.

Но я всё-таки решил рискнуть.

Единственный и одинокий

Мне повезло. Григорьев был абсолютно трезв и, можно сказать, работал. У входа в его двор были разложены яблоки и груши. Время от времени сюда заходили покупатели.

— Здравствуйте! Это вы тот самый Григорьев?

В ответ слышу лишь какое-то невнятное бурчание. Оказалось, даже самый главный «русский» Александровки не понимал по-русски. И его немецкие слова с трудом было различить — старику уже исполнилось 76 лет. В любом случае, Григорьев без проблем согласился рассказать немного о себе, пусть его рассказ и не всегда был понятен.

Итак, наш герой действительно оказался правнуком одного из тех русских солдат. При рождении получил имя Иван, однако позже его имя заменил немецкий аналог — Йоахим. Живёт он в одной из александровских избушек, возле которой расположен приусадебный участок, где Иван (будем называть его так) выращивает фрукты на продажу. Однако основным источником его существования остаётся пенсия, на которую в Германии можно вполне комфортно жить. А в молодости он долгое время работал плотником.

— По-русски хоть что-нибудь знаете?

— Могу сказать: «здравствуйте», «добрый день» или «до свидания». Не более того. Жизнь с Россией меня особо не связывала…

О своей семейной жизни Григорьев не слишком хотел рассказывать. Оно и понятно: последние 8 лет Иван живёт в одиночестве. Жена умерла, а детей у них и не было. Так что и наследников у Ивана нет. После его смерти дом перейдёт в собственность федеральной земли. Такая вот непростая личная судьба у последнего русского потомка основателей Александровки. И кроме государства никто не оказывает ему поддержки. Да и государство-то это далеко не Россия. И в этнически русском Григорьеве так мало русских черт.

Каждый может купить дом в Александровке

Удалось выйти и на «начальника Александровки». Главным здесь считается председатель. Франк ДЮЙФ с семьёй живёт в одном из здешних домов. Однако, как рассказал сам Франк, в его обязанности входит лишь руководство Александровкой как архитектурно-историческим памятником. Через него решаются все вопросы проведения праздников и прочих мероприятий на территории русской колонии. Также председатель отвечает за финансовые расчёты и ведёт документацию. По отдельности же каждый дом раскуплен немцами в частную собственность, и над владельцами домов уже не властен никакой председатель.

Франк рассказал, что любой может приобрести здесь недвижимость, нередко дома сдаются в аренду или выставляются на продажу. Так что и россияне могут обзавестись здесь жилплощадью, вот только желающих пока нет…

Музей и ресторан находятся в собственности местного предпринимателя, г-на КРЕМЕРА. Период с 2008 по 2011 год можно считать «расцветом русской культуры» в Александровке. Тогда Кремер назначил директором музея россиянина ЧЕРНОДАРОВА. За те 4 года тот успел провести множество выставок и вечеров, связанных с русской тематикой. Потом же Кремер по какой-то причине уволил Чернодарова, и музейная жизнь стала приходить в упадок. Знакомый нам индонезиец Гарри не директор, скорее, просто «смотритель» за порядком и недвижимостью, да и разве стал бы, точнее, смог бы иностранец, ни разу не посетивший Россию, продвигать русскую культуру?

Немцам нравятся пельмени

А вот ресторан, куда Кремер принимает на работу только поваров и официантов из России и Украины, можно назвать действительно русским. Во-первых, это, пожалуй, единственное место в Александровке, где можно услышать русскую речь. Во-вторых, здесь в наличии набор предметов, которые ассоциируются у иностранцев с Россией: лапти, поленья, балалайка, грабли и даже Баба Яга.

У входа стоит стенд с расценками. Так, за 8,5 евро можно отведать порцию сибирских пельменей и чай из самовара за 2,5 евро. Из колонок доносятся звуки балалайки, а позади столиков на летней площадке установлена что называется «русская стена». Для антуража. «Наш ресторан в последние годы пользуется большим спросом среди немецких и иностранных туристов, — рассказывает официант Сергей. — Русские же перестали сюда заходить: им подавай немецкое пиво и сосиски, а так не бывает! Пришёл в русский ресторан — будь добр, закажи русские блюда».

Все как один официанты утверждали, что самое ходовое блюдо у них — пельмени. Вот за одним из столиков сидит пожилая чета ШИНДЛЕРОВ. Ульрих с аппетитом ест окрошку, а Христа только что заказала медовый торт. В Потсдам эти туристы приехали из южной Германии, и уже третий день они приходят отведать русских блюд. «Совсем другая у вас пища, но при этом очень вкусная», — признаются они. На мой, может, и придирчивый, взгляд ресторанчику не хватает лишь одного: здесь не проводят никаких национальных праздников, а как гармонично вписались бы тут блинчики во время Масленицы.

Особняком

Поднявшись на ближайший от Александровки холм, через пять минут вы окажетесь у православного храма св. Александра Невского. Это самая первая православная церковь Германии, и строилась она вместе с Александровкой. Поэтому во всех путеводителях храм до сих пор считают неотъемлемым компонентом Александровки. На деле же выходит иначе. Настоятель храма Анатолий КОЛЯДА уже 30 лет живет в Потсдаме, и именно он всё это время поддерживает жизнь местной православной общины.

— Как вы связаны с Александровкой?

— А никак. Многие думают, что сюда приходят молиться жители деревни. Но вы мне покажите хоть одного прихожанина, который живёт в Александровке! Так что не надо приписывать нас к ним. У них своя жизнь, у нас — своя.

Само здание храма очень красивое, но маленькое. В воскресную службу внутри просто не протолкнуться, в храм попадают человек 30, не больше. Кто-то из этих людей — иностранные туристы, остальные — русские, что давно живут в Потсдаме и Берлине. Церковь получает финансовую поддержку от правительства земли Бранденбург. От России нет даже предложений о помощи или сотрудничестве.

Туманные перспективы

Русская колония Александровка сохранила свой былой лик лишь в архитектурном плане. Кроме бревенчатых избушек из русского здесь появились ресторан с русскими блюдами и официантами-россиянами, живёт Йоахим Григорьев да существует «оппозиционно настроенная», получается, к местным, православная община. Во всём другом ощущается европейский стиль.

Может быть, когда-то и начнётся возвращение нашей культуры в эти места. Но для этого нужны действительно энтузиасты. А пока подходит к концу Год России в Германии и Германии в России — начался он, напомню, 15 октября 2012 года и завершится 31 декабря 2013 года. Музыка, театры и кино — всё это в межкультурной программе есть в полном объёме. Про Александровку же нигде ни слова, а ведь она бы отлично смотрелась в рамках немецко-русских мероприятий как исторический памятник, объединяющий в себе две эти великие культуры.

Как добраться до Александровки

Из центра Берлина можно сесть на электричку (S-Bahn) и доехать до станции Potsdam Hauptbahnhof. Путь займёт примерно полчаса. Затем с Потсдамского вокзала сесть на 92-й или 96-й трамвай и ехать до остановки Pushkinallee.

 

От редакции: Роман САФРОНОВ, 21 год, студент 4 курса журфака УрФУ.



Новости по теме

Мюнхенский вояж с зальцбургским отливом Содержит Фото Елена ЯРИНА, 24 августа 2013
Что я знала о Мюнхене, когда упаковывала чемоданы? Во-первых, что это столица Баварии, самой зажиточной земли Германии. Во-вторых...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook