24 февраля 2018, суббота, 05:31

Барнаул: на стыке истории и современности

Елена МАСАЛОВА, 19 декабря 2017
Барнаул — один из крупнейших городов Сибири. Фото: Андрей ЧУРИЛОВ.

«Прогулка с Вечёркой» — новый проект, который мы реализуем в альянсе с коллегами из других изданий-побратимов в преддверии 60-летия «Вечернего Екатеринбурга» (юбилей наша газета отметит 31 декабря 2017 года). В рамках этого проекта мы предлагаем нашим читателям совершить виртуальную (а затем — чем чёрт не шутит! — и реальную) экскурсию по городам России, где в наши дни выходят «Вечёрки».

Сегодня в роли гида-проводника выступают наши коллеги из газеты «Вечерний Барнаул».

Фёдор ДОСТОЕВСКИЙ считал Барнаул самым культурным городом Сибири. Он даже хлопотал о своём переводе в статскую службу именно в этот город. А причиной такого решения послужило любовное увлечение Фёдора Михайловича — Мария ИСАЕВА, которая проживала в Кузнецке. Поэтому, совершая поездки к ней, Достоевский непременно останавливался в Барнауле.

В столице Алтайского края мечтал побывать Александр БЛОК, потому что здесь жили его родственники. Однако предпочтя Прекрасную Даму — Любовь МЕНДЕЛЕЕВУ — переезду в Барнаул, Блок так ни разу здесь и не был.

Барнаул растёт и развивается каждый день, при этом сохраняя свою историю. В этом году ему исполнилось уже 287 лет! Может быть, в масштабах страны это и не такой уж великий возраст, но в масштабах Алтайского края, со дня основания которого прошло 80 лет, это существенно.

Мост с изюминкой

Сегодня Барнаул с проектом туристического кластера «Барнаул — горнозаводской город» входит в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». В исторической части города воссоздаются и возводятся заново объекты, являющиеся культурным наследием и достоянием. Это работа, которую проводить тяжело, дорого и долго, но город справляется, обрастает новыми объектами, парковыми и пешеходными зонами, восстановленными историческими зданиями…

Попасть в Барнаул можно несколькими путями: на самолёте, поезде и, конечно, на автобусе или автомобиле. Именно этот способ откроет туристам город во всей красе. А начнётся знакомство с одной из визитных карточек краевой столицы — грандиозного Нового моста через Обь. Он — ворота туристического кластера. Представить пейзаж речного вокзала без красавца моста просто невозможно, настолько органично он вписался в современную жизнь. За 20 лет своего существования он стал одним из символов города.

Подсветка Нового моста. Фото: Ярослав МАХНАЧЁВ.

Уже в момент закладки сооружения было ясно, насколько это уникальный проект не только для города и края, но и в целом для России. Именно здесь было впервые реализовано порядка 200 новейших разработок, которые с тех пор вошли в учебники по мостостроению. Сейчас рядом с мостом завершается строительство барнаульской набережной, начались работы по монтажу второй лестницы, ведущей к Нагорному парку, которая взлетит вверх, рядом с буквами «БАРНАУЛ» и соединит в единое пространство два объекта туристического кластера — набережную Оби и Нагорный парк.

Кстати, первая лестница была открыта в прошлом году и очень быстро стала одним из самых любимых мест горожан и гостей. Именно оттуда открывается самый великолепный вид на красавец мост, который в тёмное время суток теперь подсвечивают 600 прожекторов. Иллюминация позволила взглянуть на объект по-новому и расценить его не только как уникальную по меркам строительства мостов переправу через Обь, но и как своеобразные ворота в туристско-рекреационный кластер «Барнаул — горнозаводской город».

Семиметровые буквы «Барнаул» на склоне Нагорного парка. Фото: Андрей ЧУРИЛОВ.

Сразу за мостом начинаются улицы, ведущие в историческую часть города, полную легенд и загадок — всё в лучших традициях жанра. Подробно об истории Барнаула рассказывают многочисленные тематические пешеходные экскурсии, которые проводятся весной и летом.

Две Тобольские

Реконструированная улица Мало-Тобольская превратилась в широкую пешеходную зону. Работы по её благоустройству продолжаются. Но уже сейчас эта улица стала местом притяжения и барнаульцев, и гостей города. Если есть Мало-Тобольская улица, то где-то же должна быть и Большая? Так и было до 1910 года.

Мало-Тобольская улица. Фото: Андрей ЧУРИЛОВ.

Появление Тобольских улиц связано с переселением в город тобольских ремесленников. Как писал Петр БОРОДКИН, автор статей по истории Алтайского края: «В 1752 году… переселились 221 мужская душа из городов Тобольска, Иркутска, Кузнецка, Томска и других. Новосёлы привезли с собой и соответственные названия новых улиц, основанных ими: Мало-Тобольская, Большая Тобольская, Иркутская, Кузнецкая, Томская…». А в 1910 году Большую Тобольскую улицу переименовали в улицу Льва ТОЛСТОГО.

Улица Льва Толстого. Фото: Ярослав МАХНАЧЁВ.

Обновлённой и исторически насыщенной смотрится улица Льва Толстого после капитальной реконструкции. Эта улица — одна из немногих в Барнауле, где история представлена в столь сконцентрированном виде. Приметы прошлого улавливаются здесь во всём: в оформлении фасадов, в особенностях кирпичной кладки, в устройстве пространств-колодцев и сводчатых арок, в изяществе уцелевшей лепнины и деревянной резьбы. Сама эта улица — словно музей под открытым небом. Например, в здании бывшего Аптекарского магазина расположена так называемая арка НКВД, на кирпичных стенах которой высечены имена и фамилии арестантов. Когда-то во внутреннем дворе этого здания располагалась тюрьма НКВД. В эпоху массовых репрессий в этой арке запирали заключённых, и те, не ведая о своей дальнейшей участи, оставляли на стенах о себе хоть какие-то данные. Кстати, именно эту арку упомянул в своем стихотворении «Барнаульская булла» поэт Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ.

Арка на улице Льва Толстого. Фото: Ярослав МАХНАЧЁВ.

Тайны особняков

Интересно и то, что все здания на ул. Льва Толстого представляют собой плавно переходящие друг в друга фасады, разделённые арками, небольшими проходами или брандмауэрами — мощными противопожарными стенками. Как объяснил Данил ДЕГТЯРЁВ, краевед, старший преподаватель кафедры отечественной истории АлтГУ, такой принцип постройки был характерен для крупных городов, где земля, особенно в центре, довольно высоко ценилась. Поэтому каждый клочок выкупленного или арендованного пространства приходилось использовать по максимуму.

Здание бывшей гимназии Будкевич. Фото: Андрей ЧУРИЛОВ.

А особняк, который построила в 1904 году Эмма ЛУРИ? Его история так же интересна, как и история десятка других объектов, которые ещё предстоит восстановить. Сначала это был клуб для офицеров. Потом в 1907 году здесь разместилось открытое частное заведение — вторая женская гимназия, начальствовала в которой Мария Флегонтовна БУДКЕВИЧ. Она арендовала именно это здание, потому что по её замыслу, гимназия непременно должна была располагаться на одной из точек треугольника градостроительного центра: гимназия — Покровский собор — Народный дом.

В центре находилась и одна из главных площадей Барнаула — Демидовская. Подобное расположение позволяло педагогам и ученицам гимназии быть в курсе всех городских событий. И, кстати говоря, история этого дома имеет увлекательное продолжение. В 2017 году здание было полностью передано общественной организации народных ремесленников «Город мастеров». Умельцы рьяно взялись приводить в порядок будущие мастерские, не трогая несущих конструкций и внешнего вида дома с вековой историей. Находки не заставили себя ждать. При благоустройстве двора были найдены медные подковы. А в одной из комнат под слоем штукатурки обнаружилась и красавица печь. К слову, опытный гончар, десятки лет сооружавший каменки и печи, до сих пор не разобрался в этом чудо-устройстве.

Под лестницами и на чердаке мастера нашли тетрадки учеников за 1947 год, исписанные перьевой ручкой красивым убористым почерком. А в подвале случайно наткнулись на дыру в никуда. Осмотр с фонариком показал, что это комната размером два на два метра. Обнаружить дверь в это помещение пока не удалось. Так что история продолжается…

Кстати

Пять фактов из барнаульской истории

* Русский изобретатель Иван ПОЛЗУНОВ именно в Барнауле создал первую в России паровую машину и первый в мире двухцилиндровый паровой двигатель. Действующая модель машины Ползунова хранится в музее города.

* Известные на всю Россию шубы-барнаулки стали настоящим хитом. Надежда КРУПСКАЯ не обошла стороной это произведение алтайских кутюрье и с удовольствием носила такую шубку.

* Барьерист Сергей ШУБЕНКОВ признан лучшим легкоатлетом России 2017 года. И он — барнаулец.

* Только в Барнауле нашлись специалисты, которые смогли изготовить четыре дизель-электростанции для понтонов, на которых транспортировались колоссальные арки Крымского моста.

* 13 января 2018 года городской газете «Вечерний Барнаул» исполнится 25 лет.



Новости по теме

Строитель — город молодой, этот статус ему присвоен в 2000 году.
Единственный критерий комфорта Строителя Содержит Фото Олег ОЖЕГОВ, 14 декабря 2017
17 километров на север по федеральной трассе «Крым — Москва», и вот он, наш Строитель.
Вид на Карпинск с птичьего полёта.
Карпинск: таёжный город в горах Содержит Фото Татьяна ШАРАФИЕВА, 2 октября 2017
Сегодня в роли гида-проводника выступает редакция газеты «Вечерний Карпинск».
Площадь Ленина преображается к празднованию 240-летия Ставрополя.
Ставрополь: маленькая глава большого романа Содержит Фото Ольга МЕТЁЛКИНА, «Вечерний Ставрополь», 1 сентября 2017
Мы-то знаем, что здесь есть на что посмотреть.
Таллин — один из красивейших городов Европы.
Таллин: ловите атмосферу! Содержит Фото Евгения ЗЫБИНА, «Вечерний Таллин», 30 августа 2017
Сегодня в роли гида-проводника выступает редакция газеты «Вечерний Таллин», которая продолжает выходить на русском языке.
Памятник «Пионерам освоения Колымы и Чукотки» был установлен ещё в советские годы.
Пешком по Магадану Содержит Фото Редакция газеты «Вечерний Магадан»., 26 июля 2017
Мы собрали основные достопримечательности, как старые, так и новые.
Рязань: три километра истории Содержит Фото Михаил КОЛКЕР, 20 июля 2017
Сегодня в роли гида-проводника выступает редакция газеты «Вечерняя Рязань».
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF