16 июля 2018, понедельник, 22:43

Четыре класса «началки» за год?

Надежда БАЯНДИНА, 6 апреля 2016
Планшет — обязательный атрибут ученика «жоховского» класса. Фото: архив.

Пройти в течение 1-го класса весь курс начальной школы, без перегрузки и репетиторов? Делать домашние задания без участия мам и пап? Развиваться не только интеллектуально, но и физически? Удел гениев? «Нет, каждого ребёнка», — настаивает заслуженный учитель РФ, автор методической системы Владимир ЖОХОВ. 1 и 2 апреля Владимир Иванович провёл на базе УрГПУ (ул. Космонавтов, 26) семинары. Не упустила возможности почерпнуть информацию о новой методике и корреспондент ВЕ.

В течение первой части семинара разные люди — с экрана и трибуны — говорили о способностях учеников так называемых жоховских классов, которые уже к концу первого года обучения не только складывают и вычитают, но и умножают, причём двузначные цифры, решают уравнения, проводят вычисления с дробями, выразительно читают и выступают на сцене, а главное — горят желанием учиться, воспринимая каникулы как наказание.

Владимир ЖОХОВ разработал свою систему ещё 15 лет назад. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

Секрет, по словам автора, в следовании принципу природосообразности. Нейрофизиологи, а вслед за ними и Жохов, уверены, что мозг человека интенсивно развивается до 10—11 лет, поэтому воздействие начальной школы чрезвычайно велико. Прежде всего, надо сохранить накопленный с 4 лет запас нейронов — именно в этом возрасте лобные доли, отвечающие за оперативную память, внимание и управляющие работой всего мозга, начинают активно расти, запасая клеточки нервной системы впрок. Но между 6 и 7 годами происходит лавинообразный сброс нейронов, поскольку нагрузка на младших школьников в «обычных» классах слишком мала, и всё лишнее за ненадобностью «отмирает». Избежать этого поможет, по мнению Владимира Ивановича, математика, поэтому данный предмет следует изучать с сильным опережением.

Послушать автора нашумевшей методики съехались педагоги со всей Свердловской области. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

Помимо налаживания работы лобных долей идёт развитие межполушарных связей, чтобы ребёнок воспринимал информацию не только левым, но и правым полушарием. Вот почему учащиеся «жоховских» классов много поют: в результате мозг начинает работать в полную силу, — считает автор методики.

На уроках Жохов отказался от использования напрямую принципа систематичности и последовательности, который, по его убеждению, убивает в детях любознательность. Любой вопрос даётся маленькими порциями. Но к этой же теме учитель возвращается на 2-м, 3-м, 10-м, 25-м уроке… Мол, благодаря такому подходу не остаётся вопросов, которые ребёнок бы не понял.

Между порциями дети смотрят мультфильмы, читают анекдоты, играют или делают зарядку. Более того. Им дозволяется кричать, вставать и даже ходить во время урока.

«Таким образом учитывается возрастная физиологическая потребность младшего школьника двигаться, играть и разговаривать», — поясняет Владимир Иванович.

Если одноклассник затрудняется — можно и даже нужно помочь товарищу. Подсказки автор методической системы называет отличным способом воспитания в детях взаимовыручки.

Принципиально иной подход у Жохова и к обучению детей письму. Например, буквы здесь изначально учатся писать более крупными, чем в традиционных прописях (ребёнку так легче).

Читают же в «жоховских» классах не по слогам, а по буквам. Причём буква называется именно так, как она звучит в слове: допустим, не «эм», а «м».

— Ребёнок видит каждую букву и благодаря этому учится грамотности, — уверен Жохов. — В процессе послогового чтения происходит кромсание слова на части, и эти части по большому счёту бессмысленны. Побуквенное же формирует в голове образ всего слова.

2-й, 3-й и 4-й классы посвящены дополнительной работе с развитием мозга.

— В результате мы получаем детей, которые могут успешно учиться в средней школе, — резюмирует Владимир Иванович.

В поддержку методической системы выступила учитель начальных классов Тамара ФОМЕНКО. Она и ещё несколько инициативных мамочек добились открытия «жоховского» класса в Нижнем Тагиле.

Однако присутствующие в зале педагоги уже не могли молчать.

Нина ЖИЗНЕВСКАЯ возмущена некорректным сравнением, принижающим «обычные» классы. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

— Меня очень покоробило сравнение «обычных» и «жоховских» классов в пользу последних. Особенно фраза: «Таких довольных и счастливых мальчишек можно видеть только в классах Жохова», — заявила учитель начальных классов екатеринбургской школы № 69 Нина ЖИЗНЕВСКАЯ (стаж — 36 лет). — У меня «обычный» класс. И мои мальчишки, убеждена, не менее счастливы. Как, впрочем, и девчонки. Да, наши дети не поют во время урока. Но это не помешало им привезти с всероссийского конкурса хоров 3-е место. Они так же свободны в движении и выражении мыслей. Так же хорошо знают правила поведения в социуме: что нельзя брать чужое, нельзя трогать другого человека без его разрешения и т. д. В любой школе в любом уголке России в детей закладывают нравственную основу, вне зависимости от применяемой методической системы! Да, дети в «жоховских» классах умеют к концу первого года обучения умножать, но лично мне непонятна значимость этого процесса для развития личности. Считаю, что развитию способствует системная, поступательная работа, рассчитанная на 4 года — это и заложено в нашей отечественной школе. Зачем спешить? Ещё наши деды и бабки говорили, что каждому овощу своё время. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается принцип природосообразности.

Свои сомнения высказала корреспонденту ВЕ и учитель начальных классов с 30-летним стажем Юлия НЕСТЕРОВА, прибывшая на семинар из Кургана.

— Мы услышали об этой системе от заинтересованных родителей. И это первое, что нас смутило: почему информация о методике идёт только через родителей и Интернет, а не через министерство образования и другие официальные структуры? Сразу возникает вопрос, сможем ли мы потом перед этими структурами правильно отчитаться? Каждые три года в образовательных учреждениях, как известно, проводятся проверки, и мы, педагоги, переживаем, как будем выглядеть в глазах чиновников даже не с точки зрения результатов, а с точки зрения оформления документации. Смущает и то, что автор методики может по завершении первого года обучения прервать контракт с учителем в одностороннем порядке. И как мы, если такое случится, будем выглядеть уже в глазах родителей? Статус педагога страдает.

Как бы там ни было, факт остаётся фактом: сегодня по методике Жохова занимаются в 30 городах России. Открывается «жоховский» класс и в Екатеринбурге. Выбор есть — это уже хорошо. Но последнее слово в любом случае остаётся за родителями…



Новости по теме

Инфографика: Кирилл КУЧИН.
Екатеринбург в цифрах: школьное образование Служба репортёров, 3 февраля 2016
Редакция «Вечернего Екатеринбурга» продолжает публикации в рамках проекта «Екатеринбург в цифрах».
Разобщая детей, защищаем взрослых Содержит Фото В Екатеринбурге объявлен карантин по гриппу и ОРВИ Надежда БАЯНДИНА, 28 января 2016
Рекомендация — чихать… правильно!
IQ выше, чем у… Эйнштейна Интернет-спецкор, 16 декабря 2015
Между тем юная Николь БАРР довольно часто прогуливала занятия в младшей школе.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook