13 декабря 2017, среда, 22:04

Главные ошибки родителей школьников

Просто перестаньте их делать Надежда БАЯНДИНА, 26 августа 2016
Фото: архив.

Большинство людей, закончив школу, наивно полагают, что более к ней не вернутся. Однако спустя годы взрослые проходят школьную программу уже с ребёнком. А если детей несколько — то не один раз. Не удивительно, что в преддверии 1 сентября многих родителей охватывает беспокойство. Мама четырёх детей, коуч, автор проекта «В семье подросток» Ольга ШАЦКАЯ знает, как снизить градус напряжения. Просто перестать совершать кое-какие ошибки.

А именно…

Говорить о школе исключительно в негативном ключе.

— Я часто спрашиваю мам: «Нет ли у вас ощущения, что 10, 20, 30 лет назад школьникам было проще?» Абсолютное большинство с этим соглашаются, называя в качестве минусов современной системы образования высокую нагрузку, ориентацию на тесты, переполненность классов и т. п. Мы не просто об этом думаем, мы это обсуждаем. С супругом, с подругами, мамами одноклассников ребёнка. Постоянно накручиваем себя и наконец приходим к выводу, что ребёнку с таким учителем, в такой школе, в таком государстве, где разрабатывают такие образовательные программы, будет плохо. Наша тревога переносится на ребёнка, и он тоже начинает воспринимать школу как некое зло, — поясняет Ольга Шацкая. — При этом зло неизбежное, ведь иного пути нет.

Отсюда — ощущение предательства со стороны родителей, которые понимают, что школа — не очень хорошее место, но, несмотря на это, «запихивают» туда ребёнка. В конечном счёте к страху перед школой добавляется обида на родителей. И всё это — результат нашего «перемывания косточек» учителям, школе и в целом системе образования.

Как исправить? Говорить только по существу, обсуждая вещи, на которые возможно оказать влияние.

— Например, вопрос «Где купить форму подешевле?» находится в зоне нашего контроля, а значит, мы можем его поднимать. Но если нам не нравится учитель/школа и при этом мы не готовы предпринимать какие-либо шаги, чтобы изменить ситуацию, лучше промолчать, — считает Ольга Шацкая. — То же и со школьной программой — она разрабатывается не нами, и мы не можем на неё повлиять. Но можем поставить собственную цель (что в итоге хотим получить?) и двигаться к этой цели, используя школу как элемент системы образования. Если вы будете думать в таком ключе, мысли примут более конструктивное направление. В пустопорожних разговорах теряется масса энергии. Откажитесь от них… и почувствуете облегчение.

Важно также говорить не только по существу, но и правду. Рассказывать, что школа — самое чудесное место на свете, по мнению нашего эксперта, не стоит: ребёнок быстро поймёт, что это не так и почувствует себя обманутым. Не стоит бросаться из крайности в крайность. Школа — часть нашей жизни со своими плюсами и минусами. Относитесь к ней спокойно и объективно.

Пытаться быть идеальными родителями.

Коуч, мама 4-х детей Ольга ШАЦКАЯ. Фото: предоставлено собеседницей.

— Я это называю «синдромом чистого листа», — продолжает Ольга Шацкая. — Вспомните, как вы пишете в тетрадь. Первый лист, как правило, всегда без помарок, а когда тетрадь перевалит за половину — аккуратности уже не уделяется столь пристальное внимание. Однако часть людей старается не только писать, но и жить «без помарок». Идеальная мама предусмотрительно убирает все грабли на пути ребёнка, во всём его контролирует, мысленно (а то и вслух) сравнивает с другими детьми, чтобы вовремя выявить и исправить «несоответствие», водит любимое чадо в кучу секций, перелопачивает горы специальной литературы, чтобы всё точно было хорошо. А хорошо не будет! Ребёнок всё равно продолжит совершать ошибки. И всё равно не сможет соответствовать ни Маше, ни Даше, ни Кате… Потому что всей массе людей, которые нас окружают, соответствовать невозможно.

Что дальше? Мы начинаем страдать от того, что наши усилия пропадают даром. Так, по словам специалиста, можно дойти до невроза. Более того, невроз может развиться и у ребёнка. Он будет бояться допустить малейшую ошибку, чтобы не дай бог не расстроить маму, а когда ошибётся (без этого не бывает) — будет плакать и истерить. В конце концов он вообще перестанет проявлять инициативу, ведь бездействие застраховывает от совершения промаха.

Как исправить? Стараться быть не идеальным, а достаточно хорошим родителем.

— Поймите: ошибки — это не страшно, это наш способ расти, — говорит Ольга Шацкая. — Они абсолютно естественны как для нас, так и для детей. Отнеситесь к промаху философски, а потом задайте себе вопрос: «Что я могу сделать здесь и сейчас, чтобы исправить положение?»

Если ошибся ребёнок, то, прежде чем указать ему на это, найдите, за что похвалить. Некоторые психологи даже советуют подчёркивать в черновике не то, что школьнику не удалось, а то, что у него получилось.

Замечать в ребёнке недостатки и не видеть достоинств.

— Вспомните, за что вы часто ругаете ребёнка. За неусидчивость, например, за рассеянность, за спешку… Потом вспомните три качества, которые вы цените, уважаете и любите в своём сыне или дочери. А теперь ответьте на вопрос: что в разговорах звучит чаще: отрицательные или положительные стороны? Большинство родителей, к сожалению, чаще говорит, допустим, о рассеянности, и практически никогда — о доброте, честности, дружелюбии ребёнка и т. д. И это — ошибка, — констатирует многодетная мама.

Ведь тем самым обесценивается то хорошее, что есть в наших детях, а всё плохое возводится до масштабов горы, которую трудно сдвинуть.

Как исправить? Замечать и озвучивать сильные стороны своих детей, опираться на них для развития всего остального.

— Это колоссальный ресурс! — подчёркивает Ольга Шацкая. — Вообще, старайтесь как можно лучше узнать любимое чадо. Проявляйте больше интереса к тому, что ему нравится. Показывайте, как это связано с тем, что он считает неважным. Так вы не совершите самой главной ошибки: не сделаете ребёнка удобным для себя, но несчастливым в жизни.



Новости по теме

Ольга МИХАЙЛОВА показывает школу № 23 педагогам области.
Полную односменку в школах обеспечат 70 000 новых мест Содержит Фото Ольга ДРУЖИНИНА, 25 августа 2016
На базе школы № 23 прошёл гражданский форум «Сила Урала».
Успеть до 1 сентября Советы родителям первоклашек Надежда БАЯНДИНА, 16 августа 2016
Ещё можно успеть сделать с десяток дел, которые облегчат период адаптации к школе.
Награждение лучшего директора школы 2014 года Елены НИКАНДРОВОЙ.
Директор школы будущего Лев ИСТОМИН, 21 ноября 2014
Состоялся второй, заключительный этап конкурса на звание лучшего руководителя среднего учебного образовательного учреждения.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF