13 декабря 2017, среда, 23:48

От опустошённости до эмоционального подъёма

Елена ШОРОХОВА, 23 сентября 2016
Фото: архив редакции.

Международный день глухих отмечается в последнее воскресенье сентября. В 2016 году он выпадает на 25-е. День посвящён людям, которые страдают глухотой и нарушением слуха, а также неравнодушным к этой проблеме гражданам и организациям.

Накануне этой даты мы поговорили с заведующей МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 486 Еленой ГУНБА.

— Расскажите, какие дети посещают ваш детский сад?

— Это дети с разными нарушениями слуха: глухие (то есть с большой потерей слуха, которые без слуховых аппаратов могут только услышать гул самолёта, оркестр или звук фанатской дудки); слабослышащие (с наименьшей потерей слуха, у них диапазон звуков, которые они слышат, гораздо шире). В настоящее время в современной сурдопедагогике выделена новая группа лиц с нарушениями слуха — дошкольники, слухопротезированные системой кохлеарной имплантации (это глухие дети, которым вживляют имплант и при грамотной реабилитации они могут услышать даже шёпот). Все эти ребята имеют нарушения слуха либо наследственные (мама, папа или другие родственники), либо приобретённые (осложнения после болезни или родовые травмы).

— С какими сложностями приходится сталкиваться в процессе вашей работы?

— Нарушение слуха и, как следствие, нарушение речи, а также своеобразное развитие других психических процессов изолирует ребёнка от окружающего его мира, что создаёт трудности в социализации и усвоении социального опыта. Для детей с нарушениями слуха отношения людей, а также некоторые нормы поведения оказываются скрыты и даже неверно понимаются. Дошкольники долго усваивают значения слов, обозначающих чувства, эмоции людей, поэтому важно обеспечить уточнение значения этих слов в быту, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Дети часто воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы и не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, кубики в качестве коробки чая), очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Поскольку ребёнок отстаёт в развитии воображения, он не может творчески войти в роль. Играя в «больницу» или в «детский сад», дети, как правило, называют ребёнка, изображающего врача или педагога, именем врача из своего детского сада, педагога своей группы. Например, «тётя Таня», даже если эта роль досталась мальчику. При этом ребёнок стремится как можно более точно передать внешние особенности изображаемого им персонажа, даже не существенные для данной роли: манеру ходить, снимать очки, привычные жесты. Необходимо отметить, что эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Так как в игре ребёнок взаимодействует с другими детьми, взрослыми, здесь мотивированно и естественно может быть организовано речевое общение.

Елена ГУНБА. Фото предоставлено собеседником.

— Помогают ли детям, с учётом их физиологической особенности, с адаптацией? Каким образом и что для этого делается?

— У детей уже после поступления в детский сад, на этапе адаптации, возникают проблемы организации поведения. Одни очень импульсивны, не могут сосредоточиться на одном виде деятельности, плохо фиксируют внимание на действиях педагога, другие, наоборот, заторможены, пассивны, безучастны к деятельности детей и взрослых. Важно на данном этапе установить хороший контакт между взрослым и воспитанником, вызвать у ребёнка положительные эмоции, желание общения. Для этого воспитатель совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом использует различные игры, занятия, создаёт специальные условия в группе. Также в садике оборудована специальная сенсорная комната, в которой ребёнок может расслабиться. Главная особенность в том, что из-за отсутствия слуха дети не могут спонтанно усвоить социальный опыт — необходимо через игру всему обучать, даже элементарно взаимодействовать друг с другом в простых действиях (от постройки дома из кубиков, до покупки билета в кассе).

Если бы вы могли что-то изменить в существующей системе дошкольного образования, то что бы это было?

— Сложностей и тонкостей в работе очень много. Не будем углубляться в проблемы финансирования, больше хотелось бы выделить другой аспект. Для успешной адаптации в обществе необходимо социализировать детей — организовывать экскурсии в зоопарк, в дендрарии, в музеи, в торговые центры и вокзалы. Личного автотранспорта садик не имеет. Проблема решается силами сотрудников. Необходимо, чтобы родители активно участвовали в жизни детей, но, увы, большинство приводят детей на неделю и забирают только на выходные.

Самое главное направление, которое хотелось бы изменить в системе образования, — это совместные игры, праздники и прогулки детей с нарушениями слуха с теми, у которых слух сохранён, воспитывая в детях толерантное отношение к инвалидам. На мой взгляд, успешная социализация реализуется при условии сохранения всех специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей) и при взаимодействии с детьми с нормой слуха.

— Тяжело ли морально работать с детьми, у которых присутствуют нарушения слуха?

— Да, тяжело. Порой элементарную тему «Домашние животные» необходимо прорабатывать до 50 раз, чтобы дети запомнили, соотнесли и осознали. И каждый раз подбираешь к каждому ребёнку индивидуальный подход. Безусловно, иногда на минуту отчаиваешься от того, что никак не можешь ребёнку объяснить простые вещи. Во время режимных моментов дети могут проявлять агрессию, неадекватное поведение. Сил, энергии, эмоций уходит в работу очень много. К концу рабочего дня специалисты чувствуют себя опустошёнными. Однако насколько высок эмоциональный подъём, когда видишь результаты работы, видишь изменения в поведении ребёнка, видишь, как он осваивает этот мир шаг за шагом!

— Какой бы вы могли дать совет родителям, узнавшим о такой особенности организма у их ребёнка? Как им лучше себя вести с ним?

— Совет родителям, безусловно, один: как можно раньше продиагностировать нарушения слуха, и если подтверждается диагноз «глухота», то необходимо прооперировать и установить кохлеарный имплант, который при грамотной реабилитации даёт возможность учиться в массовой школе. А если ребёнок слабослышащий, то советую приобрести качественные цифровые слуховые аппараты, постоянно заниматься и познавать этот мир, не только в стенах детского сада, но и дома, на прогулке и в других общественных местах. Самый главный совет — это любить своих детей и принимать их такими, какие они есть.

— Как вы думаете, есть ли место дискриминации и ущемлению детей с нарушением слуха в современном обществе?

— К сожалению, в современном обществе сокращают специалистов для коррекционной работы с такими детьми и стремятся закрыть учебные заведения. Это медленно, но верно приведёт к тому, что эти дети будут обучаться на дому и будут изолированы от общества.

Наша справка

В сентябре 1951 года в Риме была создана Всемирная федерация глухих, в которую вошли представители 30 стран. В 1958 году при содействии ООН с целью поддержки глухих, защиты их прав, улучшения качества жизни и информирования общественности о существовании такой категории людей был объявлен Международный день глухих.



Новости по теме

Прозреть с повязкой на глазах Содержит Видео Содержит Фото Шествие в Международный день слепых завершилось презентацией инклюзивного центра Николай КОРОЛЁВ, 14 ноября 2013
Люди с нарушениями зрения организуют в Международный день слепых шествие по уральской столице уже третий раз. В этом году их путь лежал к строению под № 6 на улице Радищева...
Супруги УСТЮГОВЫ оставили автографы не в актовой записи о регистрации брака, а в «золотой книге».
Расписались в любви. Полувековой В Верх-Исетском районе отпраздновали необычную свадьбу Надежда БАЯНДИНА, 5 октября 2013
Полвека назад, когда инвалиды по слуху Георгий Петрович и Наталья Александровна вступали в брак, всё было очень скромно. Ни колец, ни автомобилей, ни ресторанов...
Главное средство артистов — жест.
Театр на ладони Лия ГИНЦЕЛЬ, 21 декабря 2012
В ЦК «Эльмаш» своё 25-летие празднует «Театр на ладони»...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF