Когда мегаполис становится подиумом

Ольга ДРУЖИНИНА, 27 сентября 2016
Шопинг — идеальный повод отправиться в городское путешествие. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Городская или уличная мода интересует миллионы людей, однако в погоне за изменчивыми тенденциями большинство не задумывается, с чего именно всё начиналось. Между тем в данной индустрии меняется всё и не меняется ничего. К такому выводу пришли многие из екатеринбуржцев, которые в субботу, 24 сентября, побывали на встрече с кандидатом филологических наук, известным историком моды Людмилой АЛЯБЬЕВОЙ, которая приехала в столицу Урала из Москвы. Тема беседы, состоявшейся в Ельцин Центре (ул. Б.Ельцина, 3), была обозначена как «Город и мода: без/опасные связи».

Гостья отметила, что приехала в Екатеринбург впервые и сразу была поражена, насколько он соответствует классическому пониманию настоящего города — с большими открытыми площадями, где люди могут визуально взаимодействовать друг с другом, оптимально проложенными пешеходными маршрутами, огромным количеством интересных торговых площадок, которые двигают вперёд не только экономику, но и промышленность.

— Когда я увидела екатеринбургский «Пассаж», я удивилась, насколько он соответствует целям и ожиданиям, которые вкладывались при открытии первых подобных точек, — считает Людмила Анатольевна. — Это классическое крытое пространство со множеством магазинчиков, где человек защищён от негативных внешних воздействий, например, непогоды.  В целом говорить о существовании феномена моды можно при нескольких системных составляющих. Во-первых, вместо надомного индивидуального шитья должно существовать промышленное производство, во-вторых, иметься каналы распространения информации — это газеты, журналы, кино, а в-третьих, необходимо наличие подиума для демонстрации, которым и становится город. По большому счёту, внешний облик — это единственное «безмолвное» сообщение, которое один человек может послать другому. Причём, это сообщение вполне может оказаться и ложным, потому что есть люди, обманывающие с помощью одежды не только о социальной, но и о любой другой принадлежности. Человек может осознанно вступать в маскарадные отношения с внешним миром.

По словам Людмилы Алябьевой, в течение столетий отношение к одежде было весьма трепетным, она воспринималась людьми как вложение капитала. Раньше никому не пришло бы в голову выбросить вещь через пару недель. Более того, в среде аристократии и буржуазии предметы гардероба становились настоящими произведениями искусства, а главными модниками считались мужчины, которым было не зазорно следить за собой.

Историк моды Людмила АЛЯБЬЕВА на встрече с екатеринбуржцами. Фото: Ольга ДРУЖИНИНА.

Удивительно, но на историю моды огромное влияние оказало распространение… кофе. Оказывается, очень долгое время кофейни были настоящими «мужскими клубами», куда вход для женщин был запрещён. Кофе — это публичность, свобода, а чай в основном употребляли дома. Кроме того, начиная с XIX века мужчины много работают, чтобы содержать свои семьи, развивается промышленное производство. Тут уж не до рюшей. Мужской костюм превращается в настоящую броню, в которой можно «делать дела», а следить за изменчивой модой полагается исключительно таким же переменчивым, как и этот феномен, женщинам.

— Торговцы чутко отреагировали на желание горожан общаться, взаимодействовать между собой, — говорит Людмила Алябьева. — Вместо небольших лавочек, откуда стыдно выходить без покупки из-за того, что продавец тебя знает лично, появляются пассажи и универмаги — огромные дворцы, где можно стать частью роскоши. Процесс приобретения, обладания вещью начинается с возникновения желания, которое может вынашиваться в течение очень долгого времени. Шопинг вообще во многом — фантазия о товаре. Люди стали находиться в таких торговых точках максимально долгое время, часто в течение всего дня. Наряжались, чтобы прийти сюда, брали с собой всю семью. Строя и развивая сейчас огромные торговые комплексы, мы сейчас не открываем ничего нового.

Удивительно, но, по мнению Алябьевой, именно шопинг сделал женщину свободной и научил отстаивать свои права: большие магазины гарантировали посетителям безопасность, сюда можно было отправиться без компаньонки или сопровождения родственников. Кроме того, здесь вполне могли происходить встречи на публике, которые бы соответствовали приличиям.

Впрочем, современность подхватила не только эти тенденции. Например, в последние годы по всей стране фиксируется увеличение парковых зон, которые изначально были необходимы не только для отдыха, но и демонстрации модных новинок, визуального общения людей. Это, с точки зрения моды, соответствует идеологии «общественного спектакля». Кроме того, шопинг — идеальный повод отправиться в городское путешествие. От унификации потребления в торговых центрах торговля постепенно вновь возвращается к небольшим индивидуально ориентированным магазинчикам, например, бутикам.

Интернет совершил настоящую революцию. Он сделал шопинг максимально быстрым и анонимным, исключив момент общения. Кроме того, сейчас не нужно пускаться в дорогу, чтобы приобрести товар. Это разобщает людей, лишает их того, к чему стремились столетиями. Поэтому на многих сайтах начинается дробление по различным сегментам. Сейчас люди, кроме магазинов, приходят в пункты выдачи интернет-товаров. Усиливается «голод по общению», и в каком-то смысле история вновь повторяется — люди тянутся друг к другу, а объединяет их город.



Новости по теме

На подиум выйдет парикмахер Служба репортёров, 4 августа 2016
В Екатеринбурге пройдёт полуфинал чемпионата России.
Розовое сумасшествие Служба репортёров, 7 июля 2016
Даже шерсть её собаки тоже розовая.
Снять с себя всё Почему девушки сегодня так охотно позируют перед камерой обнажёнными? Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, 16 июня 2016
Что побуждает их к этому?
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF