Опасно быть лучшим

Ольга ДРУЖИНИНА, 26 октября 2016
Фото: Антон БУЦЕНКО.

Стремиться быть лучшим во всём: в учёбе, личной жизни, материальном благополучии — так описывают специалисты «синдром отличника». В конце концов этот нескончаемый, изматывающий марафон ради достижения совершенства, неких превосходных результатов логично заканчивается сильнейшими неврозами. Многие думают, что желание получать исключительно одни «пятёрки» относится только к детской психологии. Однако взрослые страдают этим не меньше. Более того, если у ребёнка подкорректировать поведение относительно легко, то в более зрелом возрасте избавиться от синдрома бывает весьма сложно. Ведь мир вовсе не стремится ставить «отличные оценки» людям, которые владеют лишь одним способом достижения своих целей, действуют только единственным известным им способом… К тому же страдают глубоко спрятанной заниженной самооценкой и нуждаются в постоянном одобрении.

— В этом отношении тревогу нужно бить уже родителям, — считает психолог Городского центра медицинской профилактики (Екатеринбург, ул. 8 Марта, 78а, литер В) Анна ЛУТКОВА. — Отличники только до поры до времени «удобные дети», которыми легко управлять. Они не приносят проблем и не заставляют нервничать.  В младших классах такие дети, особенно девочки, просто идеальны: пышные банты на макушке, всегда аккуратная и опрятная одежда, с блеском выполненные домашние задания и даже запасные ручки в кармашках портфеля. Однако чем старше становятся такие дети, тем больше проблем у них появляется. Уже в старших классах лидерство неожиданно могут захватить мальчишки, вчерашние троечники, которые неожиданно «берутся за ум». Для неоспоримых отличников это становится первым «жизненным ударом», первой ощутимой неудачей.

Дальше — больше. Ещё вчера эти дети знали, как заслужить любовь родителей, их одобрение и признание. Они буквально «покупали» внимание «пятёрками» в своём дневнике, усваивая единственно возможный стиль отношений с людьми и с миром: «Я в порядке и ценен в том случае, если всё делаю идеально, безупречно, лучше других». Но рано или поздно это перестаёт работать.

— У вчерашних школьников-отличников можно проследить несколько типичных вариантов развития дальнейших событий, — поясняет психолог. — Так, например, вчерашние прилежные ученицы как будто специально выбирают для себя неподходящих партнёров, скоропалительно выходят замуж, становятся «ассистентами младшего менеджера». Вырываются из-под родительского гнёта, из очерченных для них рамок. Но свою роль играет и наваливающаяся депрессия — «мир отказывается дарить мне то, что я заслуживаю». Другой сценарий — это учёба в вузе, когда преподаватели начинают хвалить не только их. Отличник старается изо всех сил учиться, в буквальном смысле слова теряя сон и аппетит. Даже в аспирантуру поступает. А потом приходит в рабочий коллектив, где сталкивается с полным обесцениванием прежних «достижений», его теоретические знания становятся пылью по сравнению с практическими навыками опытных сотрудников. И это превращается в новый удар, которыми наполнена жизнь людей, пытающихся быть «хорошими».

Человек в буквальном смысле слова начинает хвататься то за одно, то за другое — берётся за работу и «упускает» семью, а если принимается за решение бытовых проблем — слышит нарекания от начальства. Он хочет успеть везде, быть хорошим для всех, без этого не испытывая покоя и внутреннего удовлетворения.

Кстати, другой важный аспект — когда человек, страдающий «синдромом отличника», выбивается в начальники. Он безжалостен, работает 7 дней в неделю по 24 часа в сутки и такого же режима требует от подчинённых. Отпуск, личная жизнь, свободное время — «отличник» существует вне этих понятий. В лучшем случае только после того как вся команда до последнего человека в третий раз уволится, он начнёт понимать, что отношения в рабочем коллективе нужно выстраивать.

Что же делать, если уже в зрелом возрасте вы заметили, что белые колготки и безупречный бант мысленно носите до сих пор, и это сильно мешает вам наслаждаться каждым моментом жизни, пробовать что-то новое, заводить друзей?

— Дать своему внутреннему ребёнку то, чего он в своё время недополучил — игру и свободу, право на ошибку, право быть любимым не за успехи и достижения, а за то, что ты просто есть, — даёт совет Анна Луткова. — Чрезмерно высокие стандарты приводят к сильному снижению удовлетворения результатами своей деятельности, а постоянная концентрация на ошибках и сомнения в качестве выполнения деятельности — к дисбалансу в оценке себя и других. Семья, школа учат нас быть послушными, успешными девочками и мальчиками. Но нужно позволять себе иногда проигрывать, разрешать себе и окружающим быть неидеальными. Жить станет легче: мы сможем принять детей, жён, мужей такими, какие они есть. Но самое главное — принять себя, позволить себе быть таким, каким являешься.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF