26 октября 2016, среда, 06:38
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Горшок сменяет ирокез

В разные эпохи люди стриглись по-разному Игорь НЕВЕРОВ, 12 июля 2012

Забавно все же мы устроены. Помню, как в Египте меня поразили не пирамиды и не золотые маски в музее в Каире, снятые с фараонов, а статуэтка Нофрет – точнее, ее прическа. Древняя египтянка почти 2700 лет до нашей эры носила каре, как носят его мои современницы в России и в других странах.

И дреды, и хна

Впрочем, отличия между древнеегипетской стрижкой и нынешней европеизированной, конечно, имелись: жительницы африканского континента заплетали пряди волос в тонюсенькие косички, а уж потом подстригали их на одном уровне ниже ушей. Так что это было сочетание каре и дредлоков, плетением которых в наши дни молодежь снова увлекается. Перекличка поколений, так сказать.

А еще от египтян пошла мода красить волосы хной. Одно время эта краска была весьма популярна в нашей стране. Советские девушки и женщины красили ею волосы в парикмахерских или в домашних условиях, получая гамму от золотистого до темно-рыжего цвета, а в сочетании с басмой – и от каштанового до шоколадного. Потом природные красители были оттеснены химическими, но сегодня самые модные стилисты в самых дорогих салонах снова работают с хной и басмой, купленной на рынках Африки и Азии.

Что касается каре, то оно было популярно в стародавние времена и у русичей, правда, наши далекие предки именовали эту стрижку «под горшок». Название впрямую отражало суть действа: на голову подстригаемого надевали горшок и отрезали все волосы, что из-под него торчали. Кстати, сегодня стилисты вновь используют этот термин «под горшок» для самых изысканных стрижек. Ну а что? «Каре» уже в зубах навязло, а «под горшок» звучит свежо.

Диктат богов

Считается, что за прически отвечают модельеры. Какое заблуждение! Манеру причесываться диктуют боги. Греческие боги были ребятами веселыми, страстными, любвеобильными. Методы плетения прядей волос и завивок на железные стержни, которые называли каламисами, были настолько сложными, что требовалась помощь профессионалов. Ими были каламистеры – мастера, владеющие секретами парикмахерского искусства.

В императорском Риме атмосфера тоже была пропитана негой, и женщины старались себя приукрасить. Высоко ценились блондинки, и знатные римлянки осветляли волосы: использовали краски, часами сидели под палящим солнцем, разложив пряди по краю специального приспособления, напоминающего шляпу с широченными полями.

Парикмахерское искусство в ту пору стало поистине виртуозным. В моде была крутая завивка, кудри вдобавок еще и начесывались. Тех, кто не мог похвастаться роскошными волосами, выручали парики. Прически достигли такой высоты, что поэты слагали о них стихи, а острословы – злые эпиграммы.

Средневековье с его нетерпимостью ко всем страстям фактически извело парикмахерское искусство. Вид непокрытых женских волос считался греховным. Молодые девушки и дамы носили длинные волосы с пробором посередине, заплетали их в косы и убирали на затылок, а поверх прически надевали чепцы или накидки. Мужчины зачесывали волосы назад и собирали их в пучок, а бороду и усы отращивали.

В эпоху Возрождения ставка снова была сделана на наслаждения. В моду опять вошли белокожие блондинки, и женщины снова стали осветлять волосы всеми доступными способами. Именно тогда, кстати, записные красавицы стали выбривать брови в тонюсенькую линию. А еще они сбривали часть волос надо лбом – чтобы он казался высоким.

Это классика

Множество веков пролетело, прежде чем женщины вновь решили примерить короткие стрижки. Это случилось в эпоху, названную историками классицизмом, на стыке XVIII и XIX веков. Измученные выкрутасами барокко, необходимостью носить на голове сооружения из волос на проволочном каркасе, украшенные лентами и кружевами, дамы охотно откликнулись на идею быть проще во всем.

Они надели платья, напоминающие хитон, волосы стали убирать в узел или коротко стричь. Популярностью пользовалась прическа а-ля Титус – с коротко стриженными и мелко завитыми на концах прядями. Между прочим, возникла она в память о тех, кто закончил свои дни на гильотине (перед казнью приговоренному остригали волосы, чтобы обнажить шею и лучше видеть, куда направить лезвие гильотины).

В 1881 году француз Марсель изобрел щипцы для горячей завивки, а спустя несколько лет он же довел до совершенства изобретенный немцем Фишером метод завивки волос с применением химических средств. В 1906 году парикмахер Карл Несслер продемонстрировал в Лондоне перманентную завивку. Крутые кудряшки вовсю соперничали с короткой геометрической стрижкой. Клиентки требовали сделать им стрижки «а-ля гарсон» или «буби-копф» – она выполнялась из коротких, мелко завитых волос. Стриженые волосы служили основой для причесок «фокстрот», «полька», «танго», получивших названия от популярных тогда танцев. Народ попроще носил короткую стрижку «под гребенку» или «на косой ряд».

Парикмахеры снова вспомнили про каре и вовсю эксплуатировали его, модернизируя и изменяя в угоду капризам клиенток. И надо отметить, что в 20-е годы XX века жгучим брюнеткам удалось свергнуть, пусть и ненадолго, господство блондинок. На киноэкране царствовали хрупкие и бледные, с черными, коротко подстриженными волосами кинодивы, а в жизни ходили их копии.

Подстричься «под Видала»

Мечта женщин всех времен и народов иметь кудрявые волосы без ежедневных манипуляций исполнилась, когда изобрели перманент. Хотя удовольствие было то еще: волосы окунали в специальный раствор, накручивали на бигуди, а затем нагревали с помощью пара, поступающего из сосуда с кипящей водой, стоящего за спиной клиентки. Лишь в 1939 году дамы были избавлены от риска получить ожог кожи головы, когда в Америке изобрели холодную завивку. Впрочем, риск получить химический ожог приятным тоже не назовешь.

Все это я рассказываю для того, чтобы вы в полной мере оценили то, что предложил женщинам Видал Сассун. В конце 60-х годов он придумал свою знаменитую стрижку, которая избавила прекрасную половину человечества от мучительного сна на бигуди, от перманента и химии. Как говаривал сам маэстро: «Я облегчил женщинам будничную жизнь. Я нашел для них прическу, которую легко сохранить, вымыв волосы, высушив их и просто встряхнув головой...»

Он не обманывал и не преувеличивал: подстриженные ножницами по методике Видала Сассуна волосы делали любую шевелюру пышной, а прическу – не требующей сложного ухода и не теряющей формы и через неделю, и через месяц после посещения парикмахерской.

Стрижка «Сэссон» завоевала практически весь мир, в том числе и СССР. Поначалу она ассоциировалась с именем певицы Мирей Матье, но затем Видал Сассун стал предлагать все новые геометрические формы стрижки. Прически эти получали имена первых обладательниц: «Миа Фэрроу» (стрижка под эльфа), «Кэрол Чаннинг» и «Пегги Моффитт» (асимметричные бобы), «Грейс Коддингтон» (она же «Пять точек»), исключением стала лишь Goddess (ее сделали неизвестному кудрявому гражданину)...

Сплошная эклектика

Сегодня на головах у людей можно увидеть почти все виды причесок. Вновь популярен стиль диско с его асимметрией и панков с их дикими цветами – зеленым, малиновым, серебристым. Длинные волосы стригут «лесенкой», теперь это именуется «каскад». Можно встретить на улицах городов и «ежики», и «ирокезы», ощетинившиеся с помощью геля… Стригут муллет или маллет – длинные волосы сзади при короткой стрижке спереди и по бокам; оставляют мышиных хвостик – узкую прядь длинных волос сзади. Снова стал популярен Flattop – американская разновидность стрижки ежиком, при которой прическа выглядит квадратной, как корма авианосца. В общем, сегодня модно все.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook