17 марта 2018, суббота, 01:57

Не засовывайте эпилептику ложку в рот!

Елена ШОРОХОВА, 24 марта 2017
Наш собеседник — заведующий неврологическим отделением ЦГКБ № 23 Вадим ГУСЕВ. Фото: Елена ШОРОХОВА.

Многие из нас хотя бы раз в жизни видели такую ситуацию: стоит себе человек, стоит, и вдруг раз — падает, начиная судорожно трястись. Как правило, такие действия ко всему прочему сопровождаются ещё и пеной изо рта. Это эпилептический припадок. Увы, большинство людей теряются и не знают, как правильно себя вести, а главное, как помочь упавшему человеку.

В преддверии Дня больных эпилепсией, который отмечается 26 марта, мы поговорили с главным неврологом Екатеринбурга, заведующим неврологическим отделением ЦГКБ № 23 Вадимом ГУСЕВЫМ о том, что представляет собой эта болезнь, а также есть ли возможность избежать её появления.

— Вадим Венальевич, расскажите, что такое эпилепсия?

— Во-первых, эпилепсия — это органическое заболевание головного мозга. «Увидеть» мы его пока не можем, только определить с помощью электроэнцефалографии. При таком поражении клетки головного мозга — нейроны — начинают работать неправильно. Появляется пароксизмальная активность, которая, как правило, со временем преобразуется в эпилептические приступы.

— Насколько мне известно, существует эпилепсия врождённая и приобретённая…

— Да, только не совсем врождённая, мы её называем идиопатической. Бывает, что ребенок живёт, учится и внезапно по каким-то причинам, которые мы не вполне понимаем, у него впервые развивается такой приступ, ни с чем не связанный. Либо эпилепсия бывает так называемой симптоматической. Она возникает на фоне какого-то перенесённого заболевания головного мозга, а также травм, интоксикаций, инфекционных процессов и т. д. И здесь активность головного мозга преобразуется таким образом, что он также начинает вырабатывать пароксизмальные импульсы.

— Что может спровоцировать появление симптоматической эпилепсии у человека?

— Во-первых, это патологическое изменение структуры головного мозга. Это может быть абсолютно любой процесс, например, черепно-мозговая травма. В этой ситуации часть нейронов повреждается, видоизменяется, соответственно, их работа ухудшается. Это самый распространённый провоцирующий фактор. Во-вторых, интоксикация, особенно алкогольная. Вообще, теоретически, провокатором может стать любая патология, которая затрагивает структуру головного мозга. К таковым относятся и нейрохирургические операции, и токсины, воздействующие на нервную систему человека (этанол, наркотики). При сочетании причин вероятность заболевания, конечно же, увеличивается.

— Какие симптомы имеет эпилептический припадок?

— Самое очевидное то, что все понимают под приступом (не будучи врачами), — это так называемый генерализованный общесудорожный эпилептический припадок. При нём клетки головного мозга активизируются, посылают сигнал, и все мышцы тела одновременно сокращаются. Это та ситуация, когда человека начинает трясти, он теряет сознание из-за высокой активности клеток головного мозга, может вскрикнуть, прикусить язык. В то же время бывают варианты бессудорожных припадков. В этом случае пароксизмальная активность затрагивает не двигательную кору, а какие-то другие участки мозга. Например, это может быть припадок исключительно чувствительный, то есть у человека могут появиться неприятные ощущения. Говорят, что в книге «Алиса в стране чудес» Льюис КЭРРОЛЛ как раз описывал некий сенсорный припадок, когда у главной героини вырастали то руки, то ноги. Также бывает припадок в виде абсанса, при котором человек как будто замирает. Вот мы сейчас с вами разговариваем, а я потом так раз… (Вадим Венальевич на несколько секунд замер, замолчал и пристально смотрел в одну точку. — Прим. авт.) и продолжаю беседу. А что происходило эти две секунды — не помню. Подобные замирания мало кто расценивает как припадки, хотя это они и есть.

Вообще мы выделяем генерализованные припадки и так называемые фокальные, или парциальные, когда затрагивается только одна зона головного мозга. Мы уже сказали, что при общесудорожном припадке происходит сокращение всех мышц, а при фокальном затронута лишь та часть мозга, которая отвечает, к примеру, за движение правой руки, и как следствие наблюдается такой приступ (судорожно трясёт кистью правой руки, имитируя приступ. — Прим. авт.). В последнем случае приступ может происходить без потери сознания, человек может продолжать разговаривать, но подёргивания всё же есть.

— Как правильно вести себя при эпилептическом припадке? Об этом интересно узнать и с точки зрения того, у кого происходит приступ, и того, кто оказался рядом.

— Пациенты, которые страдают эпилепсией, особенно идиопатической, как правило, чувствуют приближение припадка. Не всегда, но бывает, что появляется так называемая аура, описанная, например, у Фёдора Михайловича ДОСТОЕВСКОГО в «Идиоте», или, по-другому, предвестник. И благодаря такому предчувствию люди уже не падают, а успевают сесть или лечь.

Если же припадок случается впервые или в принципе внезапно на фоне каких-то расстройств, то сконцентрироваться или подготовиться, к сожалению, никак нельзя (именно по этой причине людям с эпилепсией запрещается работать водителями, на высоте, с электричеством и т. д.). То есть сам человек помочь себе не может. А вот окружающие — да, это другое дело. Здесь самым стандартным вариантом будет уложить человека. Если он уже упал, то подложить ему что-то под голову, чтобы он ею не ударялся, и повернуть её набок, чтобы человек не захлебнулся. И самое главное: никогда не засовывайте твёрдые предметы между зубов (к сожалению, самая распространённая тактика поведения неподготовленных помощников), будь то ложка или что-то другое. Также это касается пальцев рук человека, который оказывает помощь. Сжатие зубов идёт настолько сильное, что в случае с пальцами — их попросту могут откусить, а в случае с твёрдыми предметами — зубы раскрошатся. Наилучшим вариантом будет просунуть кусочек ткани между зубов: так он и язык не прикусит, и зубы не сломает. Ну, и, естественно, нужно вызвать скорую помощь.

— Возможно ли как-то спрогнозировать эпилептический припадок?

— При любом типе эпилепсии есть свои провоцирующие факторы. Те люди, которые с детства проходят противосудорожную терапию, знают, что или ночь не поспал, или понервничал, или употребил алкоголь — может быть припадок. При симптоматической эпилепсии провоцирующие факторы по большому счёту те же самые. Как таковой сезонности, конечно, нет, но, к примеру, если у человека припадки ночные, то они и будут происходить только ночью.

— На сегодняшний день реально полностью вылечиться от эпилепсии?

— В любом случае мы всегда говорим о перспективе полного излечения. Для человека подбирается противосудорожная терапия (это происходит не сразу, пробуются разные комбинации препаратов), чётко проговариваются провоцирующие факторы, столкновения с которыми человеку нужно избегать. На протяжении всего времени ведётся постоянный контроль: делается электроэнцелофалограмма, видеомониторинг. И если припадков не наблюдается на протяжении одного-двух-трёх лет, то потихонечку начинают отменяться препараты, и мы условно можем сказать, что человек вылечился.

— Если говорить о наследственности…

— …предрасположенности. По наследству не передаётся, а предрасположенность есть. Причём в этом вопросе мы говорим только об идиопатической эпилепсии, и только о вероятной возможности возникновения её у детей.

— В таком случае можно ли как-то в раннем возрасте определить, может ли ребёнок стать эпилептиком или уже является таковым, если у кого-то из родителей стоит такой диагноз?

— Всем детям подряд мы энцефалографию не делаем, хотя бы потому, что в раннем возрасте мозг ещё может быть не до конца сформирован. Это первое. Второе: допустим, мы знаем о предрасположенности ребёнка — и что? Все провоцирующие факторы эпилептических припадков — это отклонение от здорового образа жизни. Иными словами, ночами надо спать, алкоголь пить нельзя, от черепно-мозговых травм необходимо беречься и т.д. Здесь важно лишь то, что человек сам (или его родители) должен относиться ещё более серьёзно к своему здоровью.

— Чем опасны эпилептические припадки для организма человека?

— В любом случае это очень неприятно. Каждый припадок — это, мягко говоря, испытание и стресс для организма. Вообще это хоть и небольшая, но катастрофа для мозга, потому что сам по себе процесс очень энергозатратный. Несколько десятков, сотен миллионов клеток головного мозга одновременно приходят в движение, представляете? Плюс к этому во время общесудорожного приступа у пациента происходит задержка дыхания, и мозг испытывает гипоксию.

— Как, по вашему мнению, нужно ли эпилептикам наблюдаться у специалистов?

— Без всяких исключений — да. Если говорить о Екатеринбурге, то у нас есть специалисты-эпилептологи, которые ведут бесплатный приём. Любой участковый невролог может к ним направить.

— И напоследок расскажите, довелось ли вам столкнуться с приступом эпилепсии кого-нибудь из окружающих до врачебной практики? Каковы были ощущения, как вы себя повели?

— Безусловно, было. Самый первый случай я наблюдал, будучи в армии. Для меня, во-первых, это было страшно и неожиданно. Вообще это всегда неожиданно, и люди, как правило, теряются и действуют неправильно. А человеку-то нужно всего лишь помочь хотя бы не навредить самому себе.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.






расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook