30 апреля 2017, воскресенье, 06:57
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Проектировщик третьей столицы

Ян ХУТОРЯНСКИЙ, 21 октября 2014
Константин УЗКИХ в поездке по Уралу — у горы Благодать. Фото: архив «Свердловскгражданпроекта».

Эти заметки к 90-летию со дня рождения  известного уральского архитектора Константина Андреевича УЗКИХ (27 октября 1924—5 мая 1974) — эхо давних встреч с зодчим, чьё имя вошло в энциклопедию «Екатеринбург», в историю нашего города. Масштаб проектных работ, выполненных под его руководством в институте «Свердловскгражданпроект», давал мне, тогда собкору радиостанции «Маяк», немало поводов рассказывать об этих проектах слушателям всей страны.

Одна из знаковых работ — Генеральный план застройки Свердловска до 2000 года. Время, когда проект рождался, — «золотой век» института, которым руководил Илья Дмитриевич ШТУЧКИН. Около половины жилых домов, зданий социального, культурного и бытового назначения в городе и области построено по проектам коллектива «Свердловскгражданпроекта». Мастерскую Генерального плана возглавлял Константин Андреевич Узких. Его короткая, но яркая творческая жизнь посвящена детальным планировкам центра Свердловска, бывших его окраин — Эльмаша, Сортировки, Северо-Западной и Юго-Западной частей города.

Творческий путь профессионала высокой пробы, вошедшего в историю уральской архитектуры, отмечен Государственной премией Совета Министров СССР, званием «Заслуженный архитектор РСФСР». Коллеги избрали Узких председателем правления Свердловского отделения своего творческого союза и членом центрального Правления Союза архитекторов СССР. Продолжение длинного списка профессиональных заслуг Константина Андреевича можно прочитать во всезнающем Интернете, а вот каким он был «за кадром», как говорят киношники, известно сейчас немногим.

Во время нашей первой встречи поразило умение Константина Андреевича слушать собеседника, что далеко не каждому дано. Многие творческие люди предпочитают «живописать» о себе любимом.

Его коллеги нередко приходили к нему домой со своими проблемами. Он умел не только успокоить, а помогал делом. Архитектор выглядел застенчивым, не афишировал себя. Пиар в ту пору был ещё неведом. Между тем природный такт и мягкая манера поведения не мешали ему чётко аргументировать свою позицию, уметь убеждать, в том числе и в чиновничьих кабинетах. Не раз варианты проектов застройки Свердловска, предложенные архитектурной мастерской, не принимались в Москве, не сразу принимались, но наш зодчий твёрдо отстаивал градостроительную политику города.

Будучи депутатом Свердловского городского Совета, Константин Андреевич выступал перед жителями Пионерского посёлка, которые были против сноса частных домов. Узких сумел убедить их в необходимости таких действий на благо города и горожан. К слову, указку, которой он при этом пользовался, я видел в Музее архитектуры и промышленной техники Урала, расположенном тогда в Историческом сквере. Там же были представлены снимки, на которых Константин Андреевич запечатлён среди делегатов съездов зодчих, в Свердловском архитектурном институте, где был доцентом на кафедре градостроительства.

Внимание посетителей музея неизменно вызывали его акварели и графические работы. Видимо, передалось по наследству — отец Константина Андреевича был художником, писал акварели и дед. Среди первых художественных впечатлений будущего архитектора был игрушечный домашний театр. С цветными декорациями. Передвижными фигурками, подсвеченными маленькими лампочками. Представление на мини-сцене шло под музыку с патефонной пластинки. Отзвуки детства сохранились в памяти Узких — выпускника Московского архитектурного института. Он из поколения шестидесятников. На волнах короткой «оттепели» представители этой общественно активной части интеллигенции середины ХХ века привнесли в жизнь страны свой стиль.

Задолго до открытия нашего Исторического сквера архитектор отчётливо представлял, как он будет выглядеть, и со свойственным ему вдохновением рассказывал о замысле и воплощении проекта землякам и гостям города. Таким свердловчане и увидели сквер в 1973 году, когда была заложена «Капсула времени», я же тогда рассказывал об этом событии в репортаже на радио «Маяк».

Таким стал Исторический сквер, спроектированный архитектором УЗКИХ. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Сильное впечатление произвела на Константина Андреевича колыбель новой архитектуры Бразилия, её столица. Вернувшись из творческой командировки в эту страну, он был полон творческих замыслов.

Странички прошлого помогали мне оживить коллеги Константина Андреевича и семья. Дочь Елена и сын Андрей выбрали профессию отца. Всё, что сделано в доме его руками, — аккуратно, крепко, надёжно. До сих пор служат шкафчик для повседневных принадлежностей, антресоли.

Участник Великой Отечественной войны, он особенно чтил среди праздничных дат День Победы. 9 Мая все домочадцы и гости фотографировались в саду под яблоней. В застолье был душой компании. Принимая гостей, всегда приговаривал: «Во-первых, мы не спешим…» Коллеги, бывавшие в доме, помнят игру Константина Андреевича на балалайке, мандолине и фортепиано, хотя законченного музыкального образования у него не было. Любил классику, оперу, любимые — «Аида» и «Пиковая дама», а среди писателей выделял Константина ПАУСТОВСКОГО. Рассказы и повести Паустовского просил читать вслух даже в больнице…

Сегодня город, который очень любил герой моих заметок, называют третьей столицей России. Название соответствует реальности, и этим мы во многом обязаны Константину Андреевичу Узких, проектировавшему будущее города.



Новости по теме

Рисунок монумента с символами Екатеринбурга.
Центр обустроить под столичность Содержит Фото Анна КОСНЫРЕВА, 4 июня 2014
По проекту Дрейзина, на освобождённой площадке Плотинки можно на специальной конструкции установить символы Екатеринбурга трёх эпох — герб города при Российской империи, затем — Свердловска в эпоху СССР и современный герб.
Жилому дому на перекрёстке Ленина — Луначарского в этом году — 50 лет.
Город. Архитектор. Эпоха Содержит Фото Лев ИСТОМИН, 3 апреля 2014
Его работы знает каждый житель нашего города: Дом художника, Дворец культуры им. Лаврова, здание Гидрометцентра на метеогорке, жилой дом с магазином «Спорт», памятник изобретателю радио Александру ПОПОВУ. Но что мы знаем об авторе?
Букин, который строил город Содержит Фото Виктор ТОЛСТЕНКО, 19 января 2013
Немногие люди могут коротко и гордо сказать: «Я город построил». Он — может. И не какой-нибудь город, а полуторамиллионный Свердловск...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook