12 декабря 2017, вторник, 23:14

Киноэпизоды в радиоэфире

Ян ХУТОРЯНСКИЙ, 25 августа 2016
Ярополк ЛАПШИН и Владимир КРАСНОПОЛЬСКИЙ в Доме кино (2008 год). Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

В одном из интервью для радио «Маяк» заведующий музеем Свердловской киностудии Лев ЭГЛИТ говорил: «Свердловская киностудия уникальна, здесь под одной крышей соединились все виды кинематографа: художественное, документальное, научно-популярное и мультипликационное кино». С Львом Николаевичем мы были дружны много лет, и читатели «Вечёрки» наверняка помнят его материалы о кино, о старых и новых фильмах. А вспомнил я об этом давнем интервью накануне нынешнего Дня кино. За время работы собкором «Маяка» у меня собралась своеобразная летопись событий из жизни Свердловской киностудии, из её плодотворных творческих лет. И вот снова листаю страницы «летописи», слушаю магнитофонные записи…

Гори, сияй, его звезда

Многие работы свердловских кинематографистов вошли в историю отечественного кино. Отдельной главой — творчество народного артиста РСФСР кинорежиссёра Ярополка ЛАПШИНА. Сегодня только те, кто с ним работал, знают, каких трудов и нервов стоило Мастеру добиться разрешения на съёмки картины «Угрюм-река». Госкино СССР считало, что нужно делать фильмы о рабочем классе. Об одной необычной истории, связанной с работой над этой лентой, я рассказал в своё время в радиоэфире «Маяка».

…По сценарию понадобилось снять несколько эпизодов в церкви и звон колоколов. Однако в 60-е годы прошлого столетия почти все культовые учреждения на Урале, да и по всей стране, были закрыты. Ярополку Лапшину пришлось обращаться в разные, в том числе высокие инстанции. Когда, наконец, позволили в порядке исключения ударить в долго молчавший колокол, оказалось, что нет звонаря. Пригласили его издалека…

Помню, когда «Угрюм-реку» показали по телевидению, пришло очень много благодарственных писем. Снимал картину оператор-постановщик Свердловский киностудии Василий КИРБИЖЕКОВ. По мнению киноведов, таких экранных портретов актрисы Людмилы ЧУРСИНОЙ, как в этой картине, больше нет. Оператор говорил, что на съёмочной площадке чувствовал не только её красоту, но и душу.

Много лет спустя, 29 ноября 2002 года, я рассказал на «Маяке» о событии, ставшем своеобразным «эхом памяти» о Ярополке Лапшине: «Сегодня в екатеринбургском Доме кино соберутся создатели фильма «Приваловские миллионы», снятого по одноимённому роману писателя МАМИНА-СИБИРЯКА…» На открывшейся в тот день выставке были эскизы декораций к фильму, фотоснимки, запечатлевшие рабочие моменты съёмки картины режиссёра Ярополка Лапшина и оператора Игоря ЛОКШИНА. Напомню, что в основе художественного фильма — история жизни уральских заводчиков, борьба за капиталы и наследство. Создатели ленты сумели показать «новых русских» ХIХ века. Примечательна в этом смысле реакция зрителей, у которых я брал интервью: «Если бы герои картины — предприниматели — предстали перед нами на экране в современных костюмах, возникла бы аналогия со многими личностями наших дней».

К 80-летнему юбилею режиссёра в Доме кино была открыта «звезда» Ярополка Лапшина — знак особого признания его творчества.

Многообещающий дебют

«На кинофестиваль в Ленинград прибыл «Самый медленный поезд», — 31 июля 1964 года сообщил я на Всесоюзное радио. Так называется художественный фильм Свердловской киностудии, снятый молодыми и не известными тогда режиссёрами Валерием УСКОВЫМ и Владимиром КРАСНОПОЛЬСКИМ

В творческом соревновании участвовали около 100 студий страны. Прозорливым оказалось жюри этого фестиваля в Ленинграде, отметившее талант свердловских кинематографистов. Будущим режиссёрам всенародно любимых сериалов «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» Валерию Ускову и Владимиру Краснопольскому вручили приз «За многообещающий режиссёрский дебют».

Мир тесен… В картине «Тени исчезают в полдень» звучит песня «Гляжу в озёра синие» композитора Леонида АФАНАСЬЕВА, а стихи написал поэт Игорь ШАФЕРАН, с которым до войны в Одессе я жил в одном дворе.

Сегодня наши земляки Валерий Усков и Владимир Краснопольский — известные мэтры экрана, удостоены званий и наград: народные артисты РСФСР, лауреаты Государственной премии СССР. «Многообещающие» обещания выполняют до сих пор. Уже после своих солидных юбилеев продолжают снимать сериалы, идущие на главных телеэкранах страны. А киномир ещё теснее, чем просто мир. Автор сценария телесериала «Любовь — не картошка», снятого Усковым и Краснопольским в 2013 году, — Ирина КМИТ. Это дочь киноактёра Леонида КМИТА, сыгравшего роль Петьки в легендарном фильме «Чапаев».

Новая «профессия» спутников

— Космос можно будет использовать для наших земных задач, — сказал после полёта Герман ТИТОВ, у которого мне довелось брать интервью во время его командировки на одно из свердловских предприятий.

В конце прошлого столетия морская пучина ежегодно уносила до 400 крупнотоннажных кораблей. Вскоре советская космическая система пришла на помощь кораблям и самолётам, оказавшимся в чрезвычайных обстоятельствах. Документальный фильм об этом — «Сигнал надежды» — снял кинорежиссёр нашей студии заслуженный деятель искусств РСФСР Борис УРИЦКИЙ.

В этом фильме космонавт № 2 познакомил зрителей с новой «профессией» спутников. Они ловят сигналы бедствия, и буквально через несколько минут начинается операция по спасению людей. Советская система поиска стала своеобразным вызовом природе. Картина была построена на конкретных драматических историях тех, кто обязан этой системе жизнью.

Фильм высоко оценило Министерство морского флота СССР. А после того как о свердловском фильме рассказал «Маяк», Гостелерадио СССР повторило мой материал для зарубежных слушателей. Вот что говорит в финале картины режиссёр Урицкий: «Мир продолжает безудержно вооружаться, речь идёт о милитаризации космоса. С экрана не сходят зарубежные фильмы о звёздных войнах. Своей картиной мне хотелось подчеркнуть важность объединения сил разных стран для спасения людей…»

Эта мысль, прозвучавшая в фильме более четверти века назад, не только не утратила своей актуальности, но обрела сегодня новый смысл.

 

От редакции

Ветерану журналистики, многолетнему собственному корреспонденту радиостанции «Маяк», члену Союза журналистов Яну Борисовичу Хуторянскому 24 августа исполнилось 85 лет. ВЕ поздравляет с датой своего давнего автора и друга!



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF