«Музыка души» ювелира

Работы Владимира Комарова легли в основу формирования уральского стиля Ольга ДРУЖИНИНА, 2 февраля 2017

Во вторник, 31 января, в Международный день ювелира в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства (пр. Ленина, 37) состоялась встреча уральских мастеров и торжественное открытие выставки художника по камню Владимира КОМАРОВА.

Экспозиция носит говорящее название «Музыка души». Дизайн его работ, без преувеличения, знаком огромному числу жителей нашей страны. Именно они в советское время легли в основу формирования узнаваемого уральского стиля. Более 20 лет Владимир Комаров трудился на заводе «Русские самоцветы», а с 1971 года — на Свердловском ювелирном заводе. Предложенные и утверждённые образцы зачастую ложились в основу запуска серийного производства. Но ремесленником Комаров никогда не был, оставаясь высококлассным и думающим художником.

— Уроженец нашего региона Владимир Комаров окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. После окончания учёбы переехал в Свердловск, где в то время на заводе был создан крупный ювелирный цех, его модели очень быстро утверждались художественным советом предприятия и внедрялись в производство, — рассказывает бывшая коллега уральского мастера, ныне профессор Уральского архитектурно-художественного университета Надежда КУЗНЕЦОВА. — Он не был разговорчивым человеком, однако давал бесценные советы относительно техники производства ювелирных изделий и теории художественного творчества. Так, он неоднократно повторял, что ювелирное искусство торопливых не любит. Или: «О существовании правильной композиции можно говорить тогда, когда если отнимаешь деталь — она разрушается».

Собравшиеся на церемонию открытия выставки коллеги Комарова отмечали, что характерными чертами его работ может служить скульптурность, среди них нет плоских моделей. Это не случайно, ведь в училище имени великого скульптора Мухиной этому направлению уделялось огромное внимание. Свои композиции Комаров буквально вылепливал. Вместе с тем его авторские работы лаконичны, что позволяет им оставаться современными во все времена. Кроме того, художник предпочитал давление камня над металлом.

— Владимир Комаров не считал нужным «гнать массовое производство», считал, что нужно делать эксклюзивные вещи, — пояснила Надежда Кузнецова. — Его работы на выставках советского периода очень отличались от остальных. Ведь он считал, что Урал без камня — это не Урал. Он создавал изделия для человека и его жизни. Они красивы и удобны. На выставочных витринах хорошо смотрятся крупные и понятные вещи, однако Владимир Комаров всегда думал о практической стороне вопроса.

Ещё одной отличительной особенностью работ мастера стало то, что у них нет оборотной, изнаночной стороны: она обработана так же тщательно и искусно, как внешняя. Именно так мастер понимал красоту.

Как уверяют коллеги, самое лучшее из сделанного мастером — это авторские филигранные вещи с поделочными цветными камнями. Филигрань, лёгкая и воздушная, стала его судьбой и «артистическим» призванием.

В 1975—1986 годах, на финальном этапе своей деятельности, Владимир Комаров создал целую серию колец, брошей, гарнитуров, отличающихся усложнённым, объёмным филигранным орнаментом с беспокойными и напряжёнными ритмами. Композиции отличались нарочитой асимметрией крупных завитков. Кроме того, мастер усиливает цветовые и световые контрасты, начинает использовать неровные куски камней — агата, малахита, аметистовой щётки. Кроме того, он начинает сочетать в одном изделии различные камни и металлы.

Примечательно, что одной из сторон творчества Комарова является создание значков и медалей. На открывшейся в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства выставке представлен и данный аспект творчества уральского мастера.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF