12 ноября 2017, воскресенье, 05:19
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Знак памяти «золотой» Актрисе

На фасаде театрального здания открыта мемориальная доска Галине Умпелевой Екатерина ШАКШИНА, 9 августа 2017
На церемонии — Владимир КРАВЦЕВ, Алексей БАДАЕВ и Светлана УЧАЙКИНА. Фото: предоставлено Театром драмы.

На фасаде здания академического Театра драмы (Октябрьская площадь, 2) в полдень 9 августа была открыта мемориальная доска — в память о народной артистке РСФСР Галине Николаевне УМПЕЛЕВОЙ (1939—2016 гг.).

Тот, кто хотя бы раз видел Галину Умпелеву на сцене, никогда не забудет эту актрису. Давно ли это было, недавно, как бы ни звали её героиню — Гелена, Нора, Марина Мнишек, Мона, Ануш, Бланш, а то и вовсе — Комиссар, сценические образы свободно входили в память зрителей и уже не уходили. Более сотни ролей на сцене Свердловского академического театра драмы. А до этого были и другие театры, в числе которых Свердловский (ныне Екатеринбургский) театр юного зрителя, где она блистала в роли, само имя которой на «блистательность» никак не претендует — Кикимора!.. Но именно Театр драмы стал для неё родным любимым домом — с 1968 года.

Дар Умпелевой — играть любовь так, как, если перефразировать ЧЕХОВА, до неё никто никогда не играл. При этом она умела быть эксцентричной и лиричной, смешной, трогательной, даже в трагедии. Она никогда не проливала на сцене пресловутые «три ведра горючих слёз», а в зале плакали. Ни на кого не похожая, она внешне напоминала великую Алису КООНЕН, и всё же была только собой — актрисой Умпелевой, всегда узнаваемой и непредсказуемой. Хрупкая, прелестная, она не боялась быть на сцене и победительной красавицей, и старой, и некрасивой. Одна из последних работ — роль пани Конти в постановке Анатолия ПРАУДИНА «Соло для часов с боем». Пожилая прекрасная дама, жалуясь на боль в ногах, озорно приподнимает край нарядной юбки и… Не только её старые друзья-ухажёры на сцене, но и весь зал ахает:

«Вот это ножки!»

Она не боялась умирать на сцене. Самая последняя роль — Фонсия Дорси в спектакле по пьесе Дональда Ли КОБУРНА «Игра в джин». Трагикомическая роль. В руках у героини в финале — траурные, словно обугленные розы. А у мемориальной доски — белые розы…

Последняя роль Галины УМПЕЛЕВОЙ в спектакле «Игра в джин». Фото: предоставлено Театром драмы.

Генеральный директор Свердловского академического театра драмы Алексей БАДАЕВ, начиная церемонию открытия памятного знака, сказал:

— Прошло чуть больше года с тех пор, когда Галина Николаевна Умпелева в последний раз вышла на сцену. В Новосибирске, в театре «Красный факел», в нашем гастрольном спектакле «Игра в джин» 29 июня 2016-го. Ещё не миновал год с того дня, когда в декабре 2016-го мы проводили актрису в последний путь. И этот знак мы решили установить сегодня, перед началом сезона, в память о любимой актрисе театра и зрителей. Нам помогли Министерство культуры правительства Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга. Эскиз мемориальной доски и памятника, который будет сегодня же открыт на её могиле на Широкореченском кладбище, родился в театре. Его автор — главный художник Театра драмы, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат «Золотой Маски» Владимир КРАВЦЕВ. И Галина Умпелева, Почётный гражданин Свердловской области, лауреат губернаторской премии, конкурса на лучшую театральную работу года «Браво!», была удостоена главной национальной театральной премии страны. Её «Золотая Маска» с особой формулировкой: «За честь и достоинство» — за выдающийся вклад в театральное искусство.

Министр культуры Свердловской области Светлана УЧАЙКИНА с белыми розами в руках произнесла очень личные, проникновенные слова:

— Для каждого из нас Галина Николаевна Умпелева незабываема. И как замечательный человек, добрый, умный, остроумный, ироничный. И как уникальная актриса. В моей душе особенный след оставила её нежная Голда в «Поминальной молитве». Будем помнить, будем любить…

Когда покров с мемориального знака был снят, и все могли прочитать золотые буквы на зеленоватом камне, свои слова о коллеге, друге, партнёре произнесли народные артисты России — Вячеслав КИРИЛИЧЕВ и Вероника БЕЛКОВСКАЯ.

— С первого спектакля Умпелевой в Свердловске я и мои однокурсники из Театрального училища не пропускали ни одной её премьеры, — говорил Кириличев. — Прекрасный партнёр и прекрасный друг, острая на язычок, с огромным чувством юмора, представляю, как бы Галя шутила сейчас, увидев «памятник» в свою честь. У нас в театре было много прекрасных артистов, но Умпелева — звезда номер один. Её очень любила публика, и она относилась к зрителям с безмерным уважением.

А Вероника Белковская рассказала, как уже в последние свои дни Галина Николаевна в очередной раз поразила — своим мужеством. Её прощальные слова:

«Ухожу счастливым человеком…»

Много-много лет назад, когда Умпелевой было всего семнадцать и она ещё не помышляла о сцене, хотя выросла в актёрской семье, поэт Николай ЗАБОЛОЦКИЙ написал стихи «Старая актриса» — печальные, пронзительные. Не об актрисе Умпелевой, конечно. Но несколько строк вспоминаются, когда думаю сейчас о Галине Николаевне, — как будто именно ей они посвящены: «…А ведь, боже, какая актриса была /И какими умами владела! / Что-то было нездешнее в каждой черте / Этой женщины, юной и стройной, / И лежал на тревожной её красоте / Отпечаток Италии знойной…». Умпелева в роли Норы, танцующая тарантеллу в постановке по пьесе Генрика ИБСЕНА! Её тогда осыпали розами, оглушали аплодисментами.

В «Хануме» она играла Ануш… Фото: предоставлено Театром Драмы.

Сколько прекрасных роз получила Галина Николаевна Умпелева за свою сценическую жизнь... По театральной традиции на Широкореченском кладбище снова, как на проводах в последний путь, звучали аплодисменты. Могила рядом с могилой её первого режиссёра в Свердловской драме, главрежа театра Александра СОКОЛОВА. А на памятнике-надгробии — приваренные к чёрной стеле из габбро золотые розы Актрисе.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook