23 октября 2017, понедельник, 20:07
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Критерии композитора Евгения Щекалёва

Дарья РЯБОВА, 21 января 2016
Евгений ЩЕКАЛЁВ и Валентина ТОЛКУНОВА сотрудничали 25 лет. Фото: из архива Союза композиторов.

Премия имени Людмилы ТАТЬЯНИЧЕВОЙ учреждена «Цехом поэтов» и Уральским фондом социальных исследований в 2005 году к 90-летию поэтессы. В конце 2015-го исполнилось 100 лет со дня рождения Людмилы Константиновны. И тогда же известный екатеринбургский композитор Евгений ЩЕКАЛЁВ стал лауреатом Всероссийской литературной премии имени Л. К. Татьяничевой. Он награждён памятной медалью и лауреатским дипломом — «За творческую поддержку русской реалистической гражданской поэзии и создание цикла песен на стихи Людмилы Константиновны Татьяничевой».

Евгений Степанович Щекалёв, обладатель множества творческих наград, автор крупных музыкальных произведений, песен, театральной музыки, — тоже юбиляр 2015-го (только, конечно, гораздо младше поэтессы). Он не останавливается на достигнутом в творчестве, продолжает осуществлять задуманные проекты и пытаться своей музыкой сделать мир хотя бы чуточку лучше.

Мы встретились с композитором в знаковом для него месте — в Екатеринбургской детской музыкальной школе № 9 (ул. Карельская, 82). Знаковом по нескольким причинам: здесь начался его творческий путь, здесь теперь преподаёт его дочь Юлия ЩЕКАЛЁВА, тоже композитор и член Союза композиторов, а ещё потому, что Евгений Степанович до сих пор поддерживает связь с родной ДМШ, где инициировал творческий конкурс «Уральский эдельвейс». Разговор с лауреатом Всероссийской поэтической премии начался, естественно, с поэзии.

— Ваши музыкальные произведения написаны на стихи очень разных поэтов. Как же вы делаете свой выбор?

— Если в поэтическом произведении слово никаким другим нельзя заменить, то стихотворение написано правильно. Таким критерием я руководствовался всегда. Конечно, когда писал музыку на такие великолепные стихи, проходил большой экзамен — должен был соответствовать в музыке поставленной планке.

— Увлечение поэзией пришло к вам с музыкой или раньше?

— Трудно разделить. Увлёкся поэзией в ранней юности, был частым посетителем специализированного магазина поэзии, который находился в ту пору около цирка. Особенно я увлекался классиками. Написал романс «Порыв» на стихи Валерия БРЮСОВА, конечно, была и композиторская тяга к любимым ЛЕРМОНТОВУ, ПУШКИНУ, хотя на их стихи, кажется, всё уже было написано. Позже заинтересовался поэзией ХХ века, современными авторами.

— Какие-то открытия подвигли к этому интересу?

— Вот Владимира МАЯКОВСКОГО считают немузыкальным поэтом, однако же Георгию СВИРИДОВУ удалось написать «Патетическую ораторию» на его стихи, которые соединились с музыкой свежо и современно. Однажды я узнал, что Маяковский был в Свердловске, посвятил нашему городу несколько стихотворений, очень мощных, образных. В них поэт воспел даже реку Исеть, а я ведь родился рядом с Исетским озером. Поэтому я и взялся за «маяковскую» кантату, которая стала моим выпускным дипломным сочинением в Уральской консерватории. После окончания консерватории стал часто ездить в Москву с песнями, показывал их на радио, телевидении, и мне как-то повезло. Побывал в гостях у Роберта РОЖДЕСТВЕНСКОГО и показал ему песни, написанные на его стихи. Поэт меня похвалил, сказал, что надо этим песням дать возможность звучать. Но реализовать наши планы так и не удалось, мы встречались в последние годы его жизни, и вскоре Роберта Ивановича не стало, а мне без его поддержки было бы непросто это сделать.

— У вас есть песни и на стихотворения поэтов-земляков…

— Песня «Где ты, счастье, задержалось?..» на стихи свердловского поэта Льва СОРОКИНА даже попала на телефестиваль «Песня года». Так как Лев Леонидович был не только поэтом, но и председателем правления Свердловского отделения Союза писателей, он и познакомил меня со своими коллегами, на стихи которых я создал немало песен. К примеру, «Исетский вальс», написанный с Владимиром БЛИНОВЫМ, вошёл в сборник песен о нашем городе на CD. Очень горжусь песней «Похолодало» на стихи Вадима СЕМЕРНИНА. Она, что называется, пошла в народ, поётся туристами в походах, ветеранами и детьми на музыкальных конкурсах и просто в застольях.

— Очень многие ваши произведения связаны смыслом и духом с Уралом — вокально-хоровая композиция «Пятнадцать посвящений родному краю», «Песня об Уральском крае», пьеса «Екатеринбург в лицах»... А не было ли соблазна остаться в столице, куда вы постоянно приезжали?

Композитор на фоне узнаваемого пейзажа любимого города. Фото: из архива Союза композиторов.

— Примерно до начала 2000-х годов бывал в Москве очень часто, и у меня время от времени появлялась мысль остаться там. Но в конце концов понял для себя: нет, я не могу творчески работать в этой московской бесконечной суете. Урал — любимый мой край. Я уже привык к местному говору, этому уральскому «чо», особенностям уральского характера, климату. А ещё когда я впервые попал на репетицию Уральского народного хора, то просто влюбился в него. До сих пор дружу с этим коллективом, который, в свою очередь, не забывает меня. Недавно хор из ста человек, в составе которого были и артисты Уральского народного хора, исполнил мою песню «Колокола»  на слова Александра ДАРМАСТУКА. Было очень приятно.

— Ваши песни с удовольствием исполняли и исполняют и уральские, и столичные певцы, артисты. С кем работалось особенно интересно?

— Около 25 лет сотрудничал с Валентиной ТОЛКУНОВОЙ. Она спела более десятка моих песен и всегда была желанной гостьей в Свердловске-Екатеринбурге. Я много раз участвовал в её концертах. Она усаживала меня за рояль на место Игоря КРУТОГО, руководителя музыкантов, с которыми выступала, а затем я либо пел с Валентиной дуэтом, либо аккомпанировал ей. И это, конечно же, было незабываемо. С Екатериной ШАВРИНОЙ я знаком с конца 1980-х годов, и моя песня «На пароме» на стихи Анатолия ПОПЕРЕЧНОГО в её исполнении попала на телефестиваль «Песня года». Знаете, я всегда репетировал вместе с артистами, а вот Дмитрий ХАРАТЬЯН самостоятельно разучил мою песню «Кони в ночном» и исполнил её на авторском концерте Поперечного. Приятный сюрприз.

— Какие проекты сейчас в работе?

Работаю над произведением смешанного жанра. Что-то между мюзиклом и комической оперой по мотивам чеховских рассказов. Там много диалогов, как в мюзикле и оперетте, где сочетаются музыка, речь и оркестровые фрагменты. Нужны были и стихи, нашёл их у Афанасия ФЕТА. Пока не знаю, где мне удастся исполнить это сочинение. Возможно, в Камерном театре, где сейчас играют «Каменный цветок», музыку которого написал совместно с дочерью Юлией. Теперь это своеобразная визитная карточка театра. В течение нескольких сезонов там же играли и «Графа Нулина» с моей музыкой. Написал также автобиографические мемуары «А прошлое кажется сном», где рассказал не только о творчестве, о встречах, о серьёзном, но и разнообразные несерьёзные случаи.

— Пожалуйста, поделитесь в финале беседы этим несерьёзным…

— Как-то в наш город приехал на гастроли столичный Театр сатиры. Спектакли шли в Оперном театре и Театре музкомедии, да ещё вдобавок артисты давали концерты по городу и в области. Конечно, им нужен был музыкант, причём не просто пианист, ведь фортепиано есть не везде, а ещё и баянист. Вот на эту должность меня и пригласили, и я без сомнений согласился. Тогда в Театре сатиры играли Вера ВАСИЛЬЕВА, Андрей МИРОНОВ, Борис НОВИКОВ… Аккомпанировать им было огромным удовольствием. Ну, и к их славе я, консерваторский студент, тогда забавно приобщился. Борису Новикову надо было получить гонорар за концерты, города он не знал, разумеется, и попросил его проводить. Мы шли с ним вместе по улицам, все узнавали известного артиста, и я, идя рядом, испытывал гордость причастности.

Миновало время, и уже я приехал в Москву, чтобы записать «Песню настройщика роялей» на стихи Владимира КОСТРОВА. Хотел предложить это Андрею Миронову, прихожу в Театр сатиры, а он мне говорит: «Я тебя знаю. Ты нам аккомпанировал». Меня узнал такой артист! Правда, у Андрея тогда было много съёмок, и он предложил осуществить мою задумку через полгода. Но я же нетерпеливый! Ждать не стал, записал песню с Леонидом СЕРЕБРЕННИКОВЫМ, о чём потом ни на минуту не пожалел. Песня прозвучала в очень популярной радиопередаче «Доброе утро» и тоже стала популярной.



Новости по теме

Алексей МОГИЛЕВСКИЙ, Виктор КОМАРОВ, Валерий КУЗИН, ПАНТЫКИН и РАКОВИЧ, Николай РОТОВ.
Свердловский рок вновь спел: «Да! Жить!» Екатерина ШАКШИНА, 13 января 2016
В Доме журналистов состоялась кинопремьера четырёх новелл о свердловских рок-музыкантах.
Хор «Вдохновение» ЕДШИ № 6 им. К. Е. Архипова — лауреат фестиваля.
Рождество встречаем хором Содержит Фото Служба репортёров, 25 декабря 2015
В Большом концертном зале им. И. З. Маклецкого состоялся ежегодный ХVII Общегородской фестиваль хорового искусства «Хоровые встречи под Рождество».
Квартет солистов B-A-C-H — Чайковский для всех екатеринбуржцев.
БАХ — B-A-C-H!... И двадцать пять лет Екатерина ШАКШИНА, 17 ноября 2015
B-A-C-H покорял со своим шеф-дирижёром мировые концертные площадки. И покорил!
Зазвучал «Уральский эдельвейс»… Содержит Фото Юлия РИЯНОВА, 18 ноября 2014
Состоялся I Всероссийский конкурс молодых исполнителей.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF