12 декабря 2017, вторник, 19:05

Клоун с весной в сердце

Апрельский день рождения он отпразднует в родном доме — цирке Екатерина ШАКШИНА, 6 апреля 2013
Всемирно известный клоун Анатолий МАРЧЕВСКИЙ в компании клоунов со всего света. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Представьте-ка цирковую программу без клоуна. Боюсь, фантазия окажется в ступоре. Невообразимо! Клоуны — разные. Рыжие и белые, философы и лирики… И все они обязаны быть смешными, хотя у каждого зрителя своё понимание смешного. Но цель и результат клоунского профессионализма — смех в зале. Прекрасная и очень сложная артистическая профессия. Всякий раз, когда у народного артиста России Анатолия МАРЧЕВСКОГО спрашивают, кто, на его взгляд, самый-самый из клоунов, он неизменно называет двоих: Юрий НИКУЛИН и Леонид ЕНГИБАРОВ. Думаю, сегодня те, кому довелось видеть в цирке клоуна Марчелино, или сольный спектакль в двух отделениях — «Бенефис рыжего клоуна» и «Сердце клоуна», или фильм «Клоун», назовут в своём списке любимых и это имя: Марчевский.

Во вторник, 9 апреля, Анатолий Павлович Марчевский вновь выйдет в манеж. Не только как директор и художественный руководитель Екатеринбургского государственного цирка им. В. И. Филатова. В особом качестве юбиляра. Дату он называет полукруглой, а сколько ему лет, сообщит в день рождения в песенке «Опа, 65!».

— Песня вашего сочинения?

— Почти. На музыку популярного клипа Gangnam Style южнокорейского музыканта PSY. Текст придумали вместе с моим другом — поэтом Александром ДРАТОМ. В оригинале тоже звучит наш цирковой возглас: опа!

Разговаривали в директорском кабинете Марчевского, и часто нас прерывали своим gangnam (звоном) телефоны. Юбиляр приглашал на юбилей друзей, уточнял, что и как, но секретов не раскрывал. Они как-то сами собой чуть-чуть раскрылись. Вот вошёл Руслан МАРЧЕВСКИЙ (сын директора и его зам) с двумя дамскими балахонами в руках — беленьким, простеньким, и розовым с оборочками. Анатолий Павлович забраковал оба: «Мне же на фрак это надевать, надо просторнее, свободнее…»

— Что это было?

— Да так, кое-что, — собеседник загадочно улыбнулся.

Но и без подробностей стало ясно, что в манеж он выйдет и как виновник торжества, и как артист. Стараний выпытать «сюрпризное» не оставляю.

— Пять лет назад ваше 60-летие совпало с Первым Всемирным фестивалем клоунов, который вы придумали и создали вместе с вашим другом Александром КАЛМЫКОВЫМ. А теперь?

Фестиваль уже в 5-й раз прошёл у нас в ноябре. Впереди 6-й Всемирный. И на апрельский юбилей, конечно, приедут коллеги-клоуны, которые участвовали в этих фестивалях. Один из них — Дэвид ЛАРИБЛЬ из Италии — был на первом фестивале. Выступят соотечественники: МИК и МАК — Николай КОРМИЛЬЦЕВ и Андрей ШАРНИН, отец и сын ПРОСВИРНИНЫ, а ещё клоун ХУШ-МА-ХУШ. Это псевдоним Семёна ШУСТЕРА (Франция—Германия).

— Кого ещё ждёте в гости?

Придут екатеринбургские друзья, которых знаю много лет и которые за эти годы не раз действенно проявили неравнодушие к нашему цирку. Будут представители Российской государственной цирковой компании. Приедут директора цирков России — от Владивостока до Калининграда. Надеюсь, всем, независимо от официального статуса, будет весело.

Ничего удивительного, что гостей ждут так много и среди них немало vip. Анатолий Марчевский — Почётный гражданин Екатеринбурга, депутат Законодательного собрания Свердловской области, кавалер орденов Почёта и «За заслуги перед Отечеством» IV cтепени, председатель Совета директоров цирков России и директор лучшего цирка компании Росгосцирк, который стал таким за годы его руководства (с 1994 года). Но прежде всего Анатолий Марчевский — всемирно известный клоун, обладатель самой престижной награды — циркового «Оскара», народный артист России.

Молодой МАРЧЕЛИНО — покоритель Парижа. Фото: из архива цирка.

— Когда вас впервые так назвали: «Клоун с весной в сердце»?

— Во Франции в 1976 году, после первого успеха на международном конкурсе. По аналогии: Леонид Енгибаров — Клоун с осенью в сердце, а я вот весенний.

— Артистический псевдоним, вы как-то рассказывали, родился от детского прозвища. Есть ли кто-нибудь сейчас, кто по-прежнему вас так называет?

— Только те, с кем вместе работал. Время от времени слышу в свой адрес: «Марчелло!» или «Марчелино!»… А так всё больше по имени-отчеству.

— Ваше свердловское происхождение многим известно, и всё равно каждый раз удивляет символичностью факта биографии. Правда, тот Свердловск — украинский город в Луганской области. Осталось ли что-то в 65-летнем Анатолии Павловиче от того свердловского мальчика Толи-Марчелло?

— Когда-то Енгибаров сказал: многие считают себя взрослыми, на самом деле они гораздо лучше. Чем дольше взрослый сохраняет в себе сердце ребёнка, тем радостнее живёт он на земле.

— А вам насколько это удалось?

— Думаю, процентов на семьдесят. Мог бы и лучше «сохраниться», если бы продолжал выходить клоуном в манеж. Творчество — самый эффективный бальзам молодости. А мне надо заниматься множеством бытовых и производственных дел, обеспечивающих творчество. Иногда ощущаю себя стоящим в болоте, которое засасывает, и всякий раз нужны усилия, чтобы не затянуло.

— Но и на посту директора, художественного руководителя вы всегда остаётесь творцом, артистом. Достаточно вспомнить спектакли в вашей режиссуре (некоторые и с вашим актёрским участием): «Золушка», «Бременские музыканты», «Карлсон в цирке», «Салют Победы!», нынешнюю «Новогоднюю шкатулку»…

Иначе в цирке просто нельзя. Это живое, честное искусство. Под фонограмму сальто не скрутишь. В номере у циркового артиста есть не только его непосредственные партнёры, но и главный партнёр — зритель. Энергетика передаётся от манежа к залу и возвращается обратно. В театре происходит нечто подобное, но в цирке это сильнее, ярче, взаимозависимость артиста и зрителя куда мощнее.

— Самые лучшие зрители для вас — это…

— Это дети. Они мгновенно подхватывают импровизацию. Они приходят в цирк с радостью, в предвкушении чуда. Сразу вступают в контакт с клоуном и верят, что верёвочка — это змейка, а палочка — лошадка. А взрослый может и не включиться в игру: ты, мол, давай мне настоящую лошадь веди… Дети — главные зрители цирка. Они всегда будут смеяться и радоваться этому празднику, участниками которого сами же и являются.

— Цирковая профессия — династийная. А у вас в семье?

— Руслан, когда был маленьким, на вопрос, кем хочет быть, отвечал: «Папой». Имелась в виду папина профессия клоуна. Он был «цирковым ребёнком», освоил успешно искусство клоунады, получил необходимое высшее образование, а теперь ещё работает и моим заместителем. Дочки Олеся (ей скоро 13) и Алёна (у неё тоже будет юбилей в этом году — 10 лет) занимаются и в цирковой студии «Арлекино», и хореографией, и музыкой, и рисованием. Выбор им ещё предстоит.

— Чего вам в жизни не хватает?

— Да всё есть. Грех жаловаться. А не хватает — времени.

— За «65 мгновений весны» наверняка случались моменты истины, которые определили правила жизни. Поделитесь, пожалуйста, своими правилами.

—Моя «формула счастья» простая. Делать больше, чем можешь, а хотеть меньше, чем заслуживаешь. Тогда и приходит чувство победы.

То, что эта победительная «формула» точна и действует, Анатолий Марчевский уже доказал. С чем его и поздравляем.



Новости по теме

Герой России Игорь РОДОБОЛЬСКИЙ не любит говорить о войне.
Звёзды полковника Родобольского, или Русский солдат в вертолётных латах Содержит Фото Геннадий ЧУГАЕВ, Елена РЕДИКУЛЬЦЕВА, 13 февраля 2013
Герой России, полковник запаса Игорь РОДОБОЛЬСКИЙ — наш гость, согласившийся поговорить о войнах и отношении к ним, о семье и неожиданных историях из «небоевой» биографии, в общем — о жизни...
Букин, который строил город Содержит Фото Виктор ТОЛСТЕНКО, 19 января 2013
Немногие люди могут коротко и гордо сказать: «Я город построил». Он — может. И не какой-нибудь город, а полуторамиллионный Свердловск...
Екатеринбург ещё и поющий Содержит Видео Содержит Фото Елена РЕДИКУЛЬЦЕВА, 23 ноября 2012
В этой рубрике корреспонденты «ВЕ» беседуют с интересными людьми. Сегодня наш собеседник — участник коллектива-победителя «Битвы хоров» Евгений ЕФИМОВ.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF