Мимолётности, пойманные словами

Екатерина ШАКШИНА, 17 апреля 2013
Фото: Юрий ЧЕМЯКИН.

В тот пятничный вечерок (12 апреля) «Вечёрка» не была интервьюером героя, и даже инициатором разговора не была. Всё происходило не по нашим правилам, а в формате проекта Библиотеки им. В. Г. Белинского «Выход навстречу» — организатора этих «выходов» к читателям интересных и известных людей Екатеринбурга в стенах своей же арт-гостиной. Хотя герой самый что ни на есть наш — журналист, эссеист, главный редактор медиа-холдинга «Уральский рабочий» Лев КОЩЕЕВ. Он стал «ответчиком» перед собеседниками за обе наши газеты — и за «Уральский», и за «Вечёрку» — и за своё творчество.

Это творчество и было главным предметом разговора. Удивительное дело: вот уже 8 лет миновало, как Лев Кощеев завершил практику колумниста в «Нашей газете», а читателей его маленьких еженедельных эссе как будто и не стало меньше. По крайней мере, судя по настойчивым вопросам к автору, которые напоминали просьбы выхода на бис: «А будет ли продолжение этих эссе?» и «Ах, как жаль, что не будет…», «А почему не будет?..» и «Где найти изданный сборник?»

— Я вёл этот проект 9 лет, с 1995-го по 2004-й. В конце, если честно, ощущал некоторую усталость. Это одна причина, по которой я какое-то время после категорически отказывался от возобновлений в любом виде. Кроме того, эти тексты были продуктом пересечения конкретной газеты и конкретного времени. Делать то же самое на других страницах и в другую эпоху было абсурдом.

Секрет не канувшего в Лету интереса к этим эссе, которые ловили мимолётности жизни и облекали их в слова, — искренний интерес автора к людям. А если автору интересны его современники, если он чувствует и умеет перевести в литературную форму болевые и лирические настроения — свои и чужие, то, конечно, это обречено на интерес читателей. Кстати, одно из самых удачных эссе, на мой читательский взгляд, так и называется: «О своих и чужих».

Но до финала, до автографов ещё прозвучали вопросы. Одними из их авторов были заочные участники встречи — сотрудники «Белинки»: прийти они не смогли, поскольку оставались на рабочих местах, но вопросы передали заранее на листочках. Среди них был естественный для библиотекаря вопрос: «Ваши любимые книги».

— Я здесь видел стенд, где знаменитости перечисляют 5 книг, которые их сформировали. И там хитрый ЕНИН одним из пунктов указал «Библиотеку приключенческой литературы» в 20 томах. Мне придётся ответить примерно так же!

Уже позднее в кулуарах Лев признался, что многие книги, ставшие потом любимыми, он прочитал в «Белинке». «В начале 90-х я буквально не вылезал отсюда. Хотя во многом потому, что был влюблён в библиотекаря Катю. Но читать тоже успевал. Ведь в те времена в книжных магазинах не было нынешнего изобилия». С теплом он вспоминает и другие библиотеки — художественный абонемент библиотеки УПИ, читальный зал библиотеки имени Маяковского, куда ходил ещё старшеклассником. Соглашается всё-таки сказать и названия любимых томов: «Экспансия» и другие романы Юлиана СЕМЁНОВА, «Аквариум» СУВОРОВА, «Маленькая барабанщица» Ле КАРРЕ…

«А как вы сами начали писать?» — спросила одна молодая журналистка.

— Всё началось, естественно, с детства. Родители выписывали «Литературную газету», где работали тогда Юрий ЩЕКОЧИХИН, Юрий РОСТ, другие мэтры… Я впитал тот пиетет к журналистам, который был в обществе. Потом началась перестройка, когда журналы и газеты вообще зачитывали до дыр. Естественно, хотелось и самому писать — даже не славы хотелось, а вот так же влиять на умы. Хотя конкретный повод начать работать в серьёзном издании, не стенгазете, был смешной. Очень хотелось поехать на финал КВН в Москву в 1989 году, где играли «Дворники» из УПИ. Билетов не было категорически. Надо было проходить как-то без них. Один мой друг допёр до Москвы тяжеленный баллон с углекислым газом и на вахте служебного входа Московского дворца молодёжи ледяным тоном сказал, что это газ для команды из Свердловска, без него она выступать не сможет. Его пустили.

Я нашёл другое решение. Пошёл в газету «На смену» и уговорил их дать мне корочки внештатника. Дали. А на той же вахте меня по тем корочкам пустили. Времена-то были «детские», прессу уважали, никаких там аккредитаций не было. Как честный человек, я потом отписался в газету. Потом ещё и ещё. «На смену!» тогда была в зените, тираж 210 000 экземпляров.

После столь сладких воспоминаний неизбежен был переход к современности и к видению будущего: «Умрут ли бумажные СМИ?»

— Знаете, о чём-то таком говорят часто и уже добрую сотню лет. Изобрели радио — предсказали смерть газетам. Изобрели телевидение — стали говорить о похоронах и радио, и газет. Но как-то обошлось без летального исхода, просто с развитием технологий приходится потесниться. С другой стороны, если бы мы работали на бумажной фабрике или в типографии, то стоило бы бояться перемен. Но «бумажные» журналисты вполне могут перекочевать в Интернет, если уж на то пошло. Это с точки зрения экологии даже хорошо. Есть «экологическая» шутка: «Убьёшь бобра — спасёшь дерево, убьёшь главного редактора газеты — спасёшь лес». В Интернете у тебя множество новых возможностей, тебя не отгораживают от читателя почта и киоски. Хотя, безусловно, очень сложно наладить сбор платы с читателей за свой продукт. Многим нравится, что контент становится бесплатным для аудитории. Но журналистам надо на что-то жить. И для них неизбежно главными людьми становятся не читатели, а рекламодатели, спонсоры, инвесторы — те, кто их кормит.

У Сети свои преимущества, у газеты, напечатанной в типографии, — свои. Мы стараемся в «Уральском» и в «Вечёрке» использовать все эти возможности. Наши газеты выходят теперь и в iРad-формате — первые из региональных общественно-политических изданий в России. Помаленьку запускаем «музейный проект» — переводим в «цифру» свои старые подшивки, это ведь исторический документ… Скоро всё это станет доступно людям во всём мире через Сеть.

Неизбежно был задан и другой вопрос: «Можно ли сегодня называть прессу «четвёртой властью?»

— Если понимать власть в непосредственном смысле, то нет, конечно. Как раньше писали: «Газета выступила, что сделано?» — а ничего не сделано. Реакция нулевая на самые чудовищные обличения и власти, и общества. Но, с другой стороны, у прессы есть влияние на глубинные, основополагающие процессы. Ни у кого больше такой власти нет. Я вот для души веду один журнальный проект, там вроде бы задача — развлечь авиапассажира, пока он ждёт посадки, и потом в полёте. Среди прочего пишем об истории авиации. И вот мне после одной из статей приходит письмо: «Мне 13 лет, я прочитал статью в вашем журнале, решил стать авиаконструктором». Маловероятно, что он станет им, конечно. Но вдруг? И не он один ведь журнал читает… Журналисты меняют души людей, их мышление. Значит, незаметненько так меняют будущее.



Новости по теме

Всемирно известный клоун Анатолий МАРЧЕВСКИЙ в компании клоунов со всего света.
Клоун с весной в сердце Содержит Фото Апрельский день рождения он отпразднует в родном доме — цирке Екатерина ШАКШИНА, 6 апреля 2013
В этой рубрике корреспонденты «ВЕ» беседуют с интересными людьми. Сегодня наш собеседник народный артист России Анатолий МАРЧЕВСКИЙ.
Герой России Игорь РОДОБОЛЬСКИЙ не любит говорить о войне.
Звёзды полковника Родобольского, или Русский солдат в вертолётных латах Содержит Фото Геннадий ЧУГАЕВ, Елена РЕДИКУЛЬЦЕВА, 13 февраля 2013
Герой России, полковник запаса Игорь РОДОБОЛЬСКИЙ — наш гость, согласившийся поговорить о войнах и отношении к ним, о семье и неожиданных историях из «небоевой» биографии, в общем — о жизни...
Букин, который строил город Содержит Фото Виктор ТОЛСТЕНКО, 19 января 2013
Немногие люди могут коротко и гордо сказать: «Я город построил». Он — может. И не какой-нибудь город, а полуторамиллионный Свердловск...
Екатеринбург ещё и поющий Содержит Видео Содержит Фото Елена РЕДИКУЛЬЦЕВА, 23 ноября 2012
В этой рубрике корреспонденты «ВЕ» беседуют с интересными людьми. Сегодня наш собеседник — участник коллектива-победителя «Битвы хоров» Евгений ЕФИМОВ.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF