6 сентября 2017, среда, 21:43
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Спасти «малые языки» может лишь… мировая катастрофа

Евгений СУСОРОВ, 20 февраля 2016
Кинорежиссёр Алексей ФЕДОРЧЕНКО знает о бедах «малых народов» не хуже этнографов и лингвистов. Фото: Алина ШЕШНЯ.

На сегодняшний день в мире насчитывается порядка 6 000 языков… и около 30 из них ежегодно исчезает навсегда. И дело не в геноциде и не в массовом вымирании племён. Чаще всего работает объективный закон, который можно сравнить с гравитацией звезды-гиганта, поглощающей излучение соседних карликовых звёзд. В ходе Всероссийской переписи населения 2010 года обнаружилось, что ряд национальных языков, ещё в конце ХХ века существовавших на территории РФ как самостоятельные лингвистические единицы, сегодня прекратил существование — например, ягнобский, югский, рушанский и барабинский.

У луговых марийцев, живущих на территории Свердловской области, ситуации ничуть не лучше. Да, формально они всё ещё существуют на лингвистической карте региона. Но согласно данным той же переписи, из 400 тысяч представителей этого народа, проживающих в регионах России, лишь 52 410 человек идентифицируют себя именно как «луговые марийцы». А «лугово-восточным диалектом» свободно владеют от силы несколько тысяч человек.

Как спасти «малые языки» от полного вымирания? В канун Международного дня родного языка, который отмечается во всём мире 21 февраля, мы решили спросить об этом нашего земляка, известного кинорежиссёра Алексея ФЕДОРЧЕНКО. Ведь на его творческом счету как минимум два документальные и четыре игровые картины, посвящённые этой теме: «Шошо», «Овсянки», «Небесные жёны луговых мари» и «Ангелы революции» — два из которых сняты практически полностью на марийском языке. Несмотря на специфическую для мирового кинематографа тему, фильмы Федорченко отмечены призами международного уровня — в том числе на Римском и Венецианском кинофестивалях, фестивале стран АТР «Меридианы Тихого», VII международном кинофестивале «Зеркало» имени Андрея ТАРКОВСКОГО.

— Алексей Станиславович, вы один из немногих российских режиссёров, поднимающий сегодня в кинематографе тему малых народов, в том числе малых народов Урала. Как вы к этому пришли? Что подтолкнуло к этой теме? Что лично для вас интересно в языках малых народов, на которых даже говорят актёры в ваших фильмах? Только то, что это — языки редкие, или вас «цепляет» их какая-то особая музыка? Или вами движет тревога за судьбу этих языков?

— Прекрасный вопрос, на который уже можно не отвечать, — в нём все возможные варианты ответа уже изложены (смеется). Дело в том, что сказки народов, их фольклор — всяческие былички и бывальщины — я начал собирать очень давно. Мне как-то попалось в руки собрание марийских частушек, которые до сих пор поют в селе Малая Тавра. Там порядка 1 500 четверостиший, каждое из которых по красоте, глубине и мудрости можно сравнить с шедеврами японской поэзии… Но в кино я этим не собирался заниматься, пока не встретил Дениса ОСОКИНА — человека, который занимается всем этим профессионально. Он родом из Казани, сценарист, писатель, фольклорист, сам знает несколько языков, в том числе марийский, татарский, язык коми. Он мне как-то показал несколько своих рассказиков про марийских женщин, я говорю: давай делать фильм. Мы сразу решили, что картина полностью будет на марийском языке, чтобы зритель лучше погрузился в этот волшебный мир, отстранился от привычной реальности и попал в некую параллельную реальность. Фильм называется «Шошо». Я даже русские субтитры делать не стал — мне казалось, его фабула и так понятна. Герои используют несколько ключевых слов: собственно «шошо» по-марийски значит «весна», «Капитон» — так зовут главного героя, «ботинки», «скумбрия» и «корнеудалитель». Этот эксперимент мне ужасно понравился, и следующий фильм — «Небесные жёны луговых мари» — я тоже сделал на марийском.

Кадр из фильма «Небесные жёны луговых мари». Фото: архив.

— Как нынче малым народам России и Урала удаётся сохранять языковую идентичность? И как долго им это будет удаваться?

— Когда я работал в Красноуфимском районе, где проживает многочисленный марийский анклав, мне бросилась в глаза одна важная деталь: в каждой деревне — марийский дом культуры, марийская библиотека, ансамбли народные, клубы народных ремёсел… А рядом буквально — деревня русская, в которой дом культуры в лучшем случае заколочен, в худшем — сожжён. Марийская культура, язык в этих деревнях живы благодаря, не побоюсь этого слова, местным «самураям», общественникам-одиночкам. Причём культура это по-настоящему великая. И если завтра эти «самураи» внезапно кончатся — всё. Сегодня большинство предметов, которые марийцы обозначают по-марийски, — это предметы домашнего обихода. Всё, что за пределами дома, в их языке уже давно звучит по-русски или по-английски. То же происходит и у хантов. Когда мы снимали «Ангелов революции», мы видели прекрасный интернат для детей местных оленеводов. Компьютеры, телевизоры, всё чистенько. А в зале отдыха у этого телевизора сидят дети и смотрят передачи на русском языке. Из них по-хантыйски сегодня говорят от силы единицы — в основном те, кто работает с родителями на стойбищах. Одно-два поколения пройдёт — и языка не будет, причём не одного, а как минимум пяти, ведь у каждого крупного племени хантов имеется свой диалект.

— Но почему исчезают носители языка? Ведь эти народы вроде бы не истребляли колонизаторы, как тех же североамериканских индейцев?

— К сожалению, некоторых всё же истребляли: сахалинских айнов, некоторые народы Кавказа…. Да с теми же марийцами империя очень долго вела борьбу. После падения Казани марийцы ещё лет 40 сопротивлялись. В русских летописях эти события названы «черемисскими войнами», велись они очень жестоко, после них половина марийского населения ушла за Урал, спасая от христианизации свои устои, язык, традиции. Казымское восстание лесных ненцев и хантов — о котором мой фильм «Ангелы революции» — тоже унесло десятки жизней, для народов численностью полторы-две тысячи человек это колоссальная потеря. Ненцы до сих пор называют эти события «Большой самоедской войной», потому что каждая семья в ходе восстания потеряла хотя бы одного родича.

Факт остаётся фактом: ареалы их языков и культур сокращаются на глазах. На них сегодня идёт мощнейшая информационная атака. Современный транспорт сокращает расстояния, скорость жизни увеличивается, а вместе с ней растут и объёмы информации и слов на чужих языках. Причём ассимиляция «малых» «большими» — проблема, актуальная сегодня не только для России, но и для всего мира. При таких темпах спустя какое-то количество времени на планете останется всего 10—15 языков, которые так же будут продолжать бороться между собой. Остановить этот процесс невозможно — это, увы, обратная сторона прогресса. Разве что случится какая-то глобальная катастрофа, которая разорвёт связи между народами, а сами народы локализуются в своих изолированных мирках вместе с остатками культуры и языка. Но такого сценария очень не хотелось бы.



Новости по теме

В гости зазывают финно-угры Раиса ГИЛЁВА, 13 ноября 2015
Вход свободный.
«Ангелы…» прилетели. Федорченко собирает портфель Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 6 ноября 2015
Портфель не виртуальный. Совершенно реальный портфель сценариев.
«Это будут «антиЁлки»!» — Яна ТРОЯНОВА и Василий СИГАРЕВ о новой кинокомедии.
Наши фильмы на красной дорожке Содержит Фото …и на экране Международного фестиваля современной драматургии «Коляда-PLAYS», который открывается 21 июня Екатерина ШАКШИНА, 21 июня 2013
Новый фильм «Небесные жёны луговых мари» екатеринбургского режиссёра Алексея ФЕДОРЧЕНКО вернулся в наш город с двух кинофестивалей с пятью призами...
Алексей Федорченко: «У меня хорошие отношения с религией – я атеист» Ольга ПЛЕХОВА, 17 мая 2012
Пока мы идем по улице, внимание Алексея привлекает книжный рынок, раскинувшийся прямо на тротуаре. Он говорит, что не видел подобного уже долгое время, притормаживает и изучает потасканные временем книги. В кафе, где мы беседуем, девушка, сидящая за столиком напротив, прихорашивается, используя скайп, как зеркало. Алексей не спускает с нее глаз. Через некоторое время отвлекается на уличный шум – в преддверии Дня Победы идет репетиция шествия. Как любознательного ребенка его интересует все, что ново и необычно. Искренне радуется своим открытиям, хотя совсем скоро стукнет 45, а за плечами статус одного из самых успешных и самобытных российских режиссеров.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook