1 февраля 2018, четверг, 02:22

Служба школьной медиации — это модно или нужно?

Представляем екатеринбургский опыт служб примирения Мария ДЁМИНА, 26 июля 2017
Фото: архив.

— Во все времена, — говорит Галина ДОМРАЧЕВА, временно исполняющая обязанности директора Екатеринбургского центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог», — когда бы ни происходило взаимодействие людей, сразу возникали важнейшие вопросы: в чём состоит искусство понимания другого человека или как жить с непохожими на тебя? Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. А потому развитие служб школьной медиации (метод разрешения споров, удовлетворяющий интересы каждой из сторон) является важнейшей социальной инновацией последнего десятилетия, одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования…

За 4 года в образовательном комплексе Екатеринбурга накоплен собственный опыт создания служб школьной медиации, апробированный на базе 15 общеобразовательных организаций, которые стали своеобразными пилотными площадками. А координирующую и направляющую функции Департамент образования Администрации города Екатеринбурга ещё в октябре 2014 года возложил на центр «Диалог».

Информационно-методическое сопровождение функционирования пилотных площадок осуществляется в двух направлениях: работа с педагогами — руководителями служб медиации и ведущими восстановительных программ и работа с учащимися — членами служб школьной медиации. А вот и конкретные результаты. Центр «Диалог» организовал обучение 149 педагогов с приглашением ведущих специалистов-практиков из Москвы и Перми. Была открыта тематическая страница на сайте «Диалога», на которой постоянно пополняется и обновляется информационно-методическая база по организации и сопровождению служб школьной медиации. В конце каждого учебного года специалистами Центра выпускаются печатные методические материалы для педагогов, детей и родителей — всё о школьной медиации. А сейчас подготовлены к выпуску ещё и «Гид по школьной медиации» для педагогов и родителей, и «#медиаторкруто» (буклет для обучающихся). Не говоря уже о регулярных встречах с руководителями пилотных площадок и групповых супервизорских занятиях по наиболее сложным случаям для ведущих восстановительных программ.

Если говорить о работе с учащимися (членами служб школьной медиации), то это созданная в «Диалоге» «Школа юного медиатора». Подростки, прошедшие «Школу», не только становятся активными участниками службы, но и обогащают личностный потенциал, что позволит им в будущем стать успешными людьми, умеющими конструктивно разрешать возникающие конфликтные ситуации, адаптироваться в условиях современного напряжённого темпа жизни.

Уже не раз в конце учебного года для выпускников «Школы юного медиатора» проводилась городская игра «Медиатор — это круто!» В 2017 году в ней приняли участие 7 команд, по одной от каждого района города. Победителем стала команда гимназии № 210 «Корифей» Октябрьского района.

Службы школьной медиации могут быть нескольких моделей. Например, профилактическая, когда акцент в работе делается на просветительскую, профилактическую деятельность со всеми участниками образовательных отношений. Такова Служба примирения под названием «КОНФЛИКТОВ.NET» лицея № 100 Орджоникидзевского района, руководит которой Ирина КОЛПАКОВА, заместитель директора по правовому регулированию.

Модель практическую (классический вариант создания и функционирования службы) можно увидеть в гимназии № 210 «Корифей» Октябрьского района (руководитель и ведущая — педагог-психолог Вероника ШНЯК). Или в школе № 143 Верх-Исетского района (руководитель — Елена ШИШМАКОВА; ведущая восстановительных программ — педагог-психолог Любовь ИСМАГИЛОВА).

Модель партнёрская — это когда в образовательном учреждении налажены прочные связи с организациями, где есть квалифицированные специалисты, прошедшие подготовку по медиативным и восстановительным практикам. Тогда процесс создания и функционирования службы — задача школы, а проведение медиативных программ осуществляют социальные партнёры. Например, в лицее № 173 Ленинского района руководитель службы, заместитель директора по семейно-правовому воспитанию Ольга ПЛОТНИКОВА два года работала в сотрудничестве с кафедрой «Конфликтология» УрГПУ.

Ещё одна модель — «группы равных». Она хорошо зарекомендовала себя в школах, где развита волонтёрская деятельность. Основной акцент здесь делается на профилактический аспект с использованием, скажем, агитбригад или акций. При этом здесь не исключаются классические формы работы служб примирения. Такая модель представлена в службе медиации школы № 29 Верх-Исетского района (руководитель и ведущая восстановительных программ — заместитель директора по правовому регулированию Ольга РОМАШЕВА).



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook